Пик карьеры Славы Метревели пришелся на начало 1960-х годов. Популярность правого нападающего сборной СССР была фантастической. Даже далекие от спорта люди ходили на матчи с его участием, чтобы увидеть знаменитый дриблинг. По антропометрическим данным он не напоминал бомбардира, но при этом забивал довольно много и в важные моменты.
Самым успешным для футболиста стал 1960 год. На тот момент 24-летний Метревели был одним из ключевых игроков московского «Торпедо», которое в один сезон стало чемпионом СССР и обладателем Кубка страны. По окончании клубных соревнований форвард поехал на чемпионат Европы во Францию в составе сборной СССР. В национальную команду он вызывался с 1958 года и в дебютной встрече с венграми (3:1) отметился забитым мячом. Однако ключевой фигурой в сборной назвать его было нельзя.
На чемпионате Европы 1960 года (Кубке европейских наций) пробил звездный час Метревели. В финальном матче на стадионе «Парк де Пренс» в Париже сборная СССР после первого тайма уступала югославам со счетом 0:1. По игре у советских футболистов мало что получалось. Но именно Метревели в начале второго тайма на мгновение опередил вратаря сборной Югославии Благою Видинича и добил мяч в ворота, сравняв счет. После этого момента советские футболисты воодушевились и до конца встречи играли с преимуществом, а в дополнительное время на 113-й минуте Виктор Понедельник забил гол, который принес сборной СССР первую и единственную в истории победу на первенствах континента.
«Наши проигрывали 0:1, шел второй тайм, настроение прескверное, нет ощущения, что возможна перемена к лучшему, югославская команда дело знает. И вдруг сильнейший удар издали левого инсайда Валентина Бубукина, будто с отчаяния. Громадный вратарь Видинич падает, мяч отлетает от его рук, совсем недалеко, Видинич уже приподнимается, чтобы кинуться вперед и накрыть мяч, и тут, как движение тени, неведомо откуда возникает Метревели и легонько бьет по мячу. В том матче, которому суждено было стать историческим, удар Метревели не просто ответил единицей на единицу — он привел наших в чувство, они заиграли с этой минуты в полную силу, и когда в конце концов явилась победа, она выглядела вполне закономерной, все уже шло под диктовку нашей команды», — писал в книге «Форварды» знаменитый советский спортивный журналист Лев Филатов.
Золотой матч против бывшей команды
В 1962 году ряд игроков «Торпедо» были призваны в армию, а Метревели пригласили в тбилисское «Динамо». В 1964 году «Торпедо» и тбилисское «Динамо» встретились в решающем матче за звание чемпиона СССР. Торпедовцы вели со счетом 1:0, после чего пропустили четыре безответных мяча. Автором одного из голов стал Метревели.
«В 1964 году мы в чемпионате играли в Тбилиси против «Динамо», ко мне приходили местные бизнесмены, один из них предложил продать игру. Я оскорбил его по-грузински и обиделся. В итоге мы проиграли игру со счетом 1:2. Второй мяч мне забили сильным ударом из-за штрафной, я прыгнул за мячом, но не достал его. Когда мы проиграли и вошли в раздевалку, Валентин Иванов мне сказал: «Что же ты такой мяч легкий пропустил». И я заплакал. Этот момент я запомнил на всю жизнь. Получилось, что если я грузин и пропустил гол от тбилисского «Динамо», значит, виноват я», — рассказал ТАСС бывший вратарь «Торпедо» и партнер Метревели по сборной СССР Анзор Кавазашвили.
«После этого у нас пошла победная серия и к окончанию чемпионата набрали одинаковое количество очков с тбилисским «Динамо», — продолжил собеседник агентства. — Был назначен золотой матч в Ташкенте. Когда мы приехали, за два дня меня постоянно вызывали несколько раз и что только не предлагали. Кто машину, кто квартиру в Грузии, кто деньги. На второй день я уже не выдержал, пришел к руководству «Торпедо» и тренерам, попросил не ставить меня на игру. Через час меня вызвали и согласились со мной. Мы проиграли матч, но ни от одного человека никаких упреков в мой адрес не было».
Метревели не был включен в состав сборной СССР на чемпионат Европы 1964 года, где советская команда завоевала серебряные медали. В день финального матча он должен был играть за тбилисское «Динамо» против польской «Вислы». За сборную СССР Метревели провел 48 матчей и забил десять мячей. Он принял участие в трех чемпионатах мира, в том числе и в турнире 1966 года, где советские футболисты показали свой лучший результат в истории, выйдя в полуфинал и завоевав бронзовые награды.
По словам Кавазашвили, именно Метревели, будучи игроком «Торпедо», поспособствовал его переходу в столичную команду. «В 1960 году я играл в «Зените», когда в Ленинград приехало «Торпедо», мы проиграли со счетом 0:3. Они нас обыграли по всем статьям, забили мне три мяча, но я не был виноват. После игры ко мне подошел Слава и сказал: «Анзор, я пришел к тебе от имени тренера Виктора Александровича Маслова и хочу передать, что он приглашает тебя в «Торпедо». Но я сначала не поверил, потому что у «Торпедо» тогда был замечательный вратарь Анатолий Глухотко. Но Слава мне сказал, что Виктор Александрович попросил меня во чтобы то ни стало перетащить и сказал, что я сразу заиграю в основе. Ну я согласился и тут же написал заявление и отдал. Когда сезон закончился, я пошел к руководству «Зенита», извинился и сказал, что ухожу из команды, потому что меня Виктор Александрович пригласил в «Торпедо», — рассказал Кавазашвили.
«Утром я приехал на вокзал в Москву, там меня уже встречал Слава Метревели, посадил в машину и привез к себе домой. Дома уже меня встретила его жена Татьяна, накрыла круглый стол. Виктор Александрович Маслов тоже был в квартире, они мне налили водки, поздравили с приездом и сказали, что я уже торпедовец. Я сказал, что я ничего не пью вообще. Виктор Александрович рассмеялся и сказал: «Кто у нас не пьет, тот не играет». Но я так и не стал пить, а он смеялся. Но мы тепло пообщались. Вскоре меня устроили в общежитие, и Слава был моим куратором», — добавил он.
Настойчивость Бескова
Метревели родился в Сочи и начинал карьеру в клубе «Труд» из Адлера, а в 1955 году стал игроком горьковского «Торпедо». В 1956 году сборная СССР готовилась к Олимпийским играм в Мельбурне. По существовавшим тогда правилам команда, делегировавшая в сборную нескольких игроков, освобождалась до их возвращения от участия в чемпионате страны. На Олимпиаду уехали два представителя московского «Торпедо» — Валентин Иванов и Эдуард Стрельцов, и команда, чтобы не терять форму, отправилась на товарищескую игру с одноклубниками из Горького.
Главным тренером столичной команды на тот момент был Константин Бесков. Москвичи проиграли со счетом 0:1, а Метревели забил единственный мяч. Восхищенный игрой форварда горьковского клуба Бесков попросил молодого Метревели проводить его на вокзал. Специалист пригласил игрока в купе, а дождавшись отправления поезда, закрыл дверь. По дороге он сказал Метревели, что сам договорится с горьковским клубом о его переходе в столичное «Торпедо». Две недели Метревели жил в Москве у семьи Бесковых, после чего его определили в общежитие.
В «Торпедо» Метревели получил прозвище Муха за умение легко убегать, словно улетая от соперников. «Слава был очень скоростной, он не бегал, а летал по полю. В 1961 году, когда мы готовились к сезону, я вместе со Славой тренировал стартовую скорость. Мы соревновались на короткие дистанции, метров 30–40, и прибегали почти одновременно. Правда, на одной из таких тренировок я порвал заднюю поверхность бедра», — рассказал Кавазашвили.
Партнер нападающего по клубу Валентин Иванов позднее рассказал другую историю возникновения прозвища. После окончания Великой Отечественной войны в стране было много инвалидов, лишившихся в боях рук и ног. Таких инвалидов всегда пропускали на футбольные матчи, тем, которые передвигались на одних деревянных колодках, позволяли сидеть за воротами. В Москве одним из таких страстных болельщиков-инвалидов был бывший танкист Иван Мухин, которого все звали Мухой. Его любимым игроком был именно Метревели. Когда футболист об этом узнал, разыскал в городе Мухина, повез в ресторан и вручил пакет с деньгами. Потом перед началом каждой игры Метревели стал подбегать к кромке поля и здороваться с ветераном. Тот сразу стал знаменитостью, а прозвище потихоньку перешло к игроку.
Приглашение от Пеле
В 1965 году на стадионе «Маракана» в Рио-де-Жанейро состоялся товарищеский матч между чемпионами мира бразильцами и сборной СССР. В начале второго тайма хозяева повели со счетом 2:0, а один из мячей в ворота Льва Яшина забил Пеле. Анатолий Банишевский быстро сократил разницу в счете, а за пять минут до финального свистка Метревели установил окончательный результат. Игра советских футболистов тогда впечатлила самих чемпионов мира и бразильских зрителей.
Спустя три года бразильцы отмечали десятилетие своей первой победы на чемпионате мира. Был организован матч, в котором сборная Бразилии сыграла против сборной мира. Приглашение от самого Пеле выступить в составе мировых звезд получили и два советских футболиста — Яшин и Метревели. Бразильцы одержали победу со счетом 2:1.
Решение завершить карьеру Метревели принял в 1971 году в возрасте 35 лет. С 1976 по 1977 год он работал тренером в тбилисском «Динамо» под руководством Нодара Ахалкаци, а 1978 году в качестве старшего тренера на год возглавил «Дилу», но особых успехов не добился и в 1979 году отошел от тренерской работы. После завершения спортивной деятельности стал директором ресторана в Тбилиси, продолжая поддерживать спортивную форму. В последние годы жизни тяжело болел, у него было нарушено мозговое кровообращение, он мало кого узнавал, только самых близких. 7 января 1998 года Метревели скончался.
В его честь был назван стадион в Сочи. Имя прославленного футболиста арена носит с 2016 года. Сейчас стадион находится в ведомстве Минспорта и официально его название звучит как «Стадион имени Славы Метревели ФГБУ «Юг Спорт». В настоящее время у южного входа Западной трибуны стадиона расположен бронзовый бюст легендарному советскому футболисту.
В 1966 году после чемпионата мира Метревели был награжден орденом «Знак Почета», а спустя 30 лет удостоился ордена Чести Грузии.
https://tass.ru/