Домой Новости Грузия С каждым годом мы все больше сельскохозяйственных продуктов в Грузию завозим

С каждым годом мы все больше сельскохозяйственных продуктов в Грузию завозим

В стране не обрабатывается 95% плодородных земель, и часть их превращена в пастбища, а часть вообще заброшена… Однако стоит обратиться к государству с предложением эти земли выкупить, как оно заломит такую цену, что тут же отобьет всякую охоту

Ни для кого не секрет, что продукты питания перестали пользоваться доверием потребителей. Из уст покупателей часто можно услышать фразу – «Да это же чистая химия, никуда не годится, вообще нет никакого вкуса»… Обидней всего, что это действительно так. Люди старшего поколения часто вспоминают свое детство: когда родители нарезали арбуз или дыню, по всему дому разносился великолепный аромат. То же самое происходило, если готовили, скажем, салат из свежих огурцов и помидоров – уже от одного запаха изо рта начинали течь слюньки. А сейчас от арбуза не только не исходит никакого аромата, но и его в нарезанного виде можно хранить чуть ли не 2 месяца, и он не гниет…

На рынке или в магазине потребители часто задают вопрос по поводу того или иного продукта, интересуясь – он грузинский? В случае утвердительного ответа смело его покупают. А потому то, о чем я скажу дальше, многим наверняка не понравится. Тем не менее, факт, проигнорировать который невозможно: в соответствии с исследованиями прошлого года, в грузинской продукции пестицидов оказалось больше, чем в завезенных. Причин этому несколько, причем, настолько серьезных, что шансы что-либо исправить в этом деле крайне невелики.

Начнем с того, что государству не удается взять под контроль мелкие хозяйства, у него на это не хватает ни человеческих, ни финансовых ресурсов. Что касается больших хозяйств и крупных фермеров, то они сами пытаются контролировать ситуацию и отнюдь не из альтруистических соображений – просто большой урожай на месте продать трудно, а для вывоза необходимо соблюсти определенные критерии. Очень многие мелкие производители поступают так – землю, на которой они намечают посеять зерновые, предварительно обрабатывают пестицидами (химическими веществами, уничтожающими сорняки), а этот раствор губит всю траву, и земля становится, как ковер без ворса. Потом на ней сеют зерновые или высаживают помидорную, баклажанную, огуречную рассаду, и обрабатывает почву фермеру становится легче. Когда надо он ее вспахивает, не думая о том, что использованный им химический раствор никуда не делся, земля, на которой растут растения, его впитала в себя. Не исключено, что случай, о котором я расскажу, не имеет аналогов. Один из наших фермеров решил вырастить биологически чистую пшеницу, а потому, вспахав землю, не стал использовать ядохимикаты, а завез с расположенной неподалеку фермы навоз. Потом снова провел вспашку, чтобы навоз лучше перемешался с почвой, и посеял пшеницу. Урожай оказался неплохим, и чтобы наложить на продукт соответствующую цену и получить биосертификат, он повез образцы на анализ в лабораторию. Представьте, каково же было его удивление, когда оказалась, что пшеница основательно насыщена пестицидами, и это с учетом того, что сам он никакой химический препарат не применял. Детальное исследование позволило установить, что пестициды попали в пшеницу из… навоза! Каким образом? — удивитесь вы? Между тем, все очень просто – животноводческая ферма, у которой наш фермер приобрел навоз, производит мясные изделия, и чтобы скот на убой рос быстрее, там добавляли в корм определенные компоненты, в том числе, премикс, соевую сыворотку и т д. Выяснилось, как раз насыщенный ими навоз и повредил пшеницу. В результате то, что должно было, по идее, стать экологически чистым продуктом, превратилось в зерно, напитанное пестицидами.

Часто от фермеров можно услышать, что в последнее время, дескать, земля выдохлась и не дает адекватного урожая. На самом деле не земля выдохлась, а мы сами ее обесплодили ядохимикатами, которые каждый год в большом количестве вносим в почву, и она оказывается не в состоянии это выдержать. У грузинской земли веками не возникало проблем с плодородием и урожайностью. Все это время ее, надо заметить, обрабатывали и обогащали только золой и навозом, а теперь вот получается, что даже в навозе стала присутствовать химия. Вместе с тем, и наши крестьяне разучились работать на земле, мы с каждым годом  все больше сельскохозяйственных продуктов в Грузию завозим из азиатских стран. Грузинский крестьянин же приспособился к тому, что купленные на Дезертирском базаре продукты он продаст дороже в Глдани или Варкетили, заработает таким образом за день 20-30 лари, и этого ему будет достаточно. Зачем брать в руки мотыгу и утруждать себя нелегкой работой на земле или заниматься уходом за скотом? Женщины тоже приноровились, поняв, что для получения сыра совсем не обязательно иметь в хозяйстве корову, доить ее, кормить, поить, ухаживать. Достаточно найти подходящую посуду, купить молочный порошок, добавить немного сливочного масла – и вот вам готов «натуральный сыр»! Между прочим, в основном, именно таким сыром торгуют даже на рынках в регионах, так что, хочешь-не хочешь, нам приходится его покупать.

Кто-то станет недоумевать, а как это иранцам и туркам удается собирать с гектара вдвое-втрое больше урожая, чем грузинам, да еще, вдобавок, в их продуктах содержится меньше пестицидов? Начнем с того, что выращивающие их иранцы и турки точно знают, каким количеством ядохимикатов можно поливать саженцы, чтобы в последующем не возникли проблемы на границе (а в Грузии каждый уверен, что чем больше он использует таких удобрений, тем больше будет доход). Второе, не менее интересное – до того, как начать выращивать ту или иную культуру, они изучают ее особенности, проводят анализ почвы, выясняют, подойдет ли она под конкретную культуру, а главное, образно говоря, используют и воздух. Да, они пускают в рост те же помидоры, огурцы, баклажаны и таким способом повышают урожайность. Когда мы говорим о высоте растений, имеются в виду 5-6 метров. Как вы думаете какие саженцы помидоров дадут больше урожая – вытянутые на 1,5 метра или на 5-6? Мы так и не угнались до сих пор за современными технологиями, а потому не заботимся о земле и не получаем с нее соответствующего урожая. В качестве сравнения: один знакомый грузинский фермер посеял кукурузу и получил с гектара 6 тонн продукта, а второй не поскупился, привез в нынешнем году технолога из Франции, посеял тот же сорт и получил с гектара 14 тонн кукурузы. Как вам это? – Француз четко объяснил, когда надо сеять, на какую глубину пускать семена, когда поливать, когда убирать – и результат превзошел все ожидания.

Огорчительная реальность заключается в том, что аграрное направление сегодня непопулярно у грузинской молодежи, да и для государства оно не в приоритете. При этом людей, разбирающихся в вопросах сельского хозяйства, с каждым годом становится все меньше – прежние уходят, а новые не появляются. Между тем, хороший ветеринарный врач, хороший агроном в Грузии сегодня на вес золота. Тем не менее, никто в эти профессии идти не хочет; никто не хочет месить грязь, копаться в земле и даже выдавать научно обоснованные рекомендации. Вот мы и дошли до того, что кто-то по чьему-то совету пытается попросту сорвать с земли куш, получить побольше урожая за счет применения ядохимикатов, а продукты тем временем теряют свои вкусовые качества, становятся негодными. Самое ужасное, что никто не обращает на это внимания.

В период Советского Союза одни только регионы Квемо Картли и Имерети обеспечивали всю Грузию зеленью. А в прошлом году в Грузию пришлось завезти ее из-за рубежа на 15 миллионов долларов. То есть, мы были вынуждены перечислить почти 40 миллионов лари другим государствам исключительно по причине того, что люди, выращивавшие раньше зелень, теперь предпочитают перепродавать завезенную из-за рубежа сельхозпродукцию. В прошлом году цена килограмма кинзы и петрушки достигла рекордного рубежа – 15 лари, и иранцы и турки были этому по-настоящему счастливы, они даже стали зелень фасовать и продавать по граммам.

К порогу подступила весна, но окиньте взглядом угодья страны, прикиньте сколько земли обработано, а сколько нет. Разница просто катастрофическая! Согласно официальным данным, мы не обрабатываем 95% плодородных земель, и часть их превращена в пастбища, а часть вообще заброшена… Однако стоит, при этом, обратиться к государству с предложением эти земли выкупить, как оно заломит такую цену, что тут же отобьет всякую охоту. Кстати, то, что Грузия (и Европа) покупает турецкую продукцию, стало результатом реформ, осуществленных турецким правительством. Имеется в виду не только земельная реформа, Турция практически свела к нулю пошлину за вывоз продуктов сельского хозяйства, а на ввоз – подняла. Как вы думаете, что в такой ситуации предпочитают турецкие фермеры – ввозить или вывозить? Примечательно, что реформа сыграла огромную роль не только для региона, но и вывела страну в главные игроки на всем европейском рынке, и это немедленно отразилось на экономике.

Возможно, многие не в курсе того, что Румыния, к примеру, обеспечивает всю Европу скотом на мясо. Да, в Румынии созданы огромные фермы, на которых разводят породистый скот. И не подумайте, что животных здесь торопятся побыстрее продать – румынское законодательство запрещает вывозить из страны скот пока каждое животное не наберет вес минимум 250 килограммов. От этого выигрывают и фермы, и государство, поскольку речь идет об огромных суммах – на месте килограмм мяса в живом весе стоит примерно 11 лари, то есть, за каждое животное удается выручить примерно тысячу евро, а теперь перемножьте это на несколько миллионов. А нам, к сожалению, приходится каждый год считать лишь, сколько чего производят другие страны, какую им удалось занять нишу на рынке, как развивается их экономика. Сами же мы даже зелень завозим для себя в рекордных количествах!

Бесо Барбакадзе                                                                                                 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь