Домой Рубрики Политика Сосо Цинцадзе:В результате такой политики Грузия всегда будет находиться в режиме стабильной...

Сосо Цинцадзе:В результате такой политики Грузия всегда будет находиться в режиме стабильной стагнации

Сосо Цинцадзе

2 декабря на пресс-конференции, состоявшейся после встречи министров иностранных дел государств-членов альянса, Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг коснулся в разговоре значения и сути обновленного пакета НАТО-Грузия, заявив, что документ заслуживает одобрения обеих сторон. По его словам, в обстановке, когда Россия продолжает нарушать территориальную целостность как Грузии, так и Украины, наращивает военные ресурсы в Крыму и в Черноморском регионе, альянсу необходимо действовать. Как пояснил Столтенберг, НАТО усиливает меры по оказанию практической поддержки обеим этим странам, что, в свою очередь, подразумевает активную помощь и проявление солидарности по ряду направлений, в том числе, в части осуществления программ реформирования.

К сведению:

На заявление Столтенберга незамедлительно отреагировало Министерство иностранных дел Российской Федерации. Официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова заявила на брифинге, что наращивание военного присутствия НАТО в Черном море расшатывает стабильность в регионе и Россия вынуждена реагировать на это адекватным образом: «Альянс расширяет ареал своей деятельности в акватории Черного моря, привлекая к ней другие государства, такие как Украина и Грузия. НАТО «натаскивает» эти страны на противостояние с Россией в ходе совместных маневров и учений. Увеличивается количество заходов кораблей ВМС стран НАТО в черноморские порты союзников и партнеров, полетов разведывательных самолетов, беспилотных летательных аппаратов вдоль российских границ. Модернизируется инфраструктура Болгарии, Румынии, на их территории разворачиваются наступательные вооружения, в ходе учений отрабатываются сценарии, которые подразумевают и предусматривают, в том числе, удары по территории России способными нести ядерное оружие американскими стратегическими бомбардировщиками. Мы вынуждены учитывать наращивание военной активности альянса, его стран-членов, реагировать соответствующим образом…»

Что означает для Грузии, с одной стороны, заявление Генерального секретаря НАТО об усилении представительства альянса в Черноморском регионе, а с другой – позиция Министерства иностранных дел России относительно того, как Москва намерена на все это реагировать, исходя из существующих вызовов и интересов собственной безопасности? – На эти и другие важные вопрос с нами беседует политолог Сосо Цинцадзе.

— Батоно Сосо, Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что в ответ на нарастающую военную и политическую экспансию со стороны России в отношение Грузии и Украины альянс усиливает свое присутствие в регионе как на суше, так и на море и в воздушном пространстве. В Грузии это заявление было встречено в своем роде политическими овациями и восторженными возгласами. Впрочем, уже на следующий день, 3 декабря, официальный представитель Министерства иностранных дел России Захарова подчеркнула, что активность альянса в Черноморском регионе подрывает стабильность, на что официальная Москва вынуждена соответствующим образом отреагировать. Что все сказанное означает для нас, перед какими вызовами окажется Грузия, если НАТО действительно попытается нарастить здесь свое представительство, направленное против России?

— Вы абсолютно верно подметили: грузинский политический спектр действительно переполняют восторженные эмоции и раздаются бурные овации, которые, на мой лично взгляд, несколько преувеличены. В конце концов, исторический опыт подсказывает, что заявления подобного рода из уст западных политиков, в том числе, руководителей НАТО, очень часто бывают лишены конкретики. Мы обычно слышим общие фразы, мол, что-то угрожает демократии, вон видите, как попирается суверенитет стран-партнеров, и потому необходимо принять соответствующие меры. Тем не менее, как я уже не раз говорил, вне конкретики очень трудно оценить коэффициент полезного действия того или иного политического посыла, так как действенность политики определяется ее результатами. Пока эти результаты в общем-то неочевидны, а что касается ответной реакции России, то конкретно Захарова, наподобие нашего Ираклия Кобахидзе, в плане политическом порой переходит все границы дозволенного, что никак не вписывается в дипломатические рамки. Потому, полагаю, что Кремль пока ограничится только заявлениями предостерегающего характера и будет дожидаться реальных результатов и действий…

— И каким же может оказаться реальный результат?

— Реальный результат, за которым может последовать конкретная реакция Москвы, может проявиться в том, что, к примеру, в регионе Черного моря, в том числе в акватории Грузии, участятся военные учения НАТО. Это уже будет означать, как говорят дипломаты, размахивание флагами, хотя вряд ли и это станет конкретным объективным обстоятельством, способным, с одной стороны, спровоцировать российскую агрессию, а с другой – подать реальный повод для воодушевление с нашей стороны, мол, наконец-то ожидаемое свершилось. Что я имею в виду? Предположим, визиты действительно участились, сюда вошли военные корабли альянса, провели учения и уплыли. Ну и что с того? Это первое. И второе – мы сегодня относимся к вопросу таким образом: либо все, либо ничего! То есть, помимо членства в НАТО ничего другого для нас не существует. Между тем, печально, но факт, что сегодня на политическом уровне у Грузии как суверенного государства нет военного союзника, и вообще, мы абсолютно беззащитная страна, что, безусловно, прекрасно понимает и Россия и о чем хорошо знают другие государства региона. Что касается все того же заявления Генерального секретаря НАТО, будто они желают защитить демократию в Украине и Грузии, то если присмотреться внимательней, после подобных заявлений обычно активизируется процесс бордеризации границ. Тем самым, Россия фактически демонстрирует нам свою позицию – ну давайте, пусть приходит ваше «нато», если они такие крепкие, и попробует выкопать обратно эти столбы! В результате, Грузия день ото дня теряет территории, причем, пока нет никаких политических признаков и даже намеков на то, что нам удастся выбраться из столь плачевного положения.

— В чем еще, кроме упрочения позиций в Абхазии и Самачабло, может проявиться ответ России на активизацию НАТО, в том числе, в Черноморском регионе? Между прочим, Захарова в своем заявлении подчеркнуто отметила, что Москва внимательно следит за военными учениями альянса в Болгарии и Румынии, где в ходе их проведения отрабатываются сценарии нанесения удара по России…

— Понятно, что Россия внимательно наблюдает за всеми этими процессами, это никого не должно удивлять. А касательно конкретного заявления, я не думаю, что на слова руководителей НАТО Москва буквально завтра ответит какими-нибудь широкомасштабными действиями – такое я исключаю. Однако при этом совершенно очевидно, что в Кремле существует определенная готовность к различным развитиям сценария. Кстати, очень отрадно, что в эти предновогодние дня продолжается вывоз грузинской продукции в Россию. Грузинская экономика от этого только выигрывает…

— Как вы считаете, может ли расширение представительства альянса в Грузии послужить препятствием для экономических процессов и, соответственно, создать определенные экономические трудности для страны?

— Этого исключать нельзя. Почему бы нет?! Перекроют границу, и все! Между прочим, ртвели, как известно, уже завершился и теперь наступает сезон вина. Вино производится на экспорт, и его надо вывозить. Безусловно, с этой точки зрения вполне можно спровоцировать проблемы. Это очень реально, так же как ясно и то, что все указанные проблемы обрушатся на плечи рядовых граждан. Вообще, у России имеется очень много рычагов для оказания давления на Грузию. Потому подчеркну еще раз: политическое ликование по поводу того, что НАТО нам помогло и теперь больше не о чем переживать, по меньшей мере несерьезно. А по поводу наших ожиданий в связи с активизацией альянса в Черноморском регионе и всего, что из этого проистекает, следует уяснить важный момент: Черноморский регион – это не только Грузия, в нем гораздо большую важность для альянса представляет побережье Украины или тех же Румынии и Болгарии. Кто захочет, поймет, что я имею в виду. Чем ликовать и аплодировать всем этим заявлениям западных лидеров, лучше трезво все взвесить, глубоко проанализировать и вынести объективное заключение, хоть как-то приближенное к реальному положению дел.

— Какую политику следует проводить Грузии, чтобы, на фоне активизации альянса, с одной стороны, и ответных действий России, с другой – не оказаться в эпицентре столкновения больших держав, что, естественно, чревато для нас отнюдь не положительными последствиями?

— Опять-таки вынужден повторить, что я делаю не первый раз: сегодня мы, к сожалению, не располагаем квалифицированной и прагматично действующей дипломатической службой. И основной причиной является то, что у нас не существует аналитических центров, не проводятся университетские обсуждения и т.д. То есть, политика стала фактически приютом для дилетантов. Что же касается самого вопроса, какую следует проводить политику, чтобы не стать эпицентром столкновения, то теоретически все крайне просто – исходной точкой для дипломатии и государственной политики должны стать наши общенациональные стратегические цели и задачи. Это настолько очевидная истина, что вряд ли кто станет ее оспаривать, однако признаки ее понимания сегодня не прослеживаются ни на одном политическом уровне – ни на правительственном, ни в оппозиционном спектре. Дай бог, чтобы они появились… Вот это, если говорить просто, и служит виной тому, что мы постоянно пребываем в каких-то иллюзиях, то НАТО нам поможет, то Евросоюз и т.д. На самом же деле результате годами не меняется – Грузия не может достичь ощутимых результатов ни на одном из поприщ – ни на политическом, ни на дипломатическом, ни на экономическом и т.д. К сожалению, мне пришлось убедиться в одном: при такой политике и принципах нельзя ожидать ничего лучшего. В результате такой политики Грузия всегда будет находиться в режиме стабильной стагнации, преодолевать последствия которой со временем станет все трудней и трудней…

Беседовал

Джаба Жвания

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь