Домой Новости Грузия Если Россия нам прервет поставки нефтепродуктов, муки, а теперь уже и картофеля,...

Если Россия нам прервет поставки нефтепродуктов, муки, а теперь уже и картофеля, Грузия вернется даже не в 90-е годы, а в эпоху раннего палеолита

Себестоимость одного килограмма завозимого из России картофеля, включая расходы на транспортировку и таможенные сборы, составляет 70 тетри. А на рынке этот продукт стоит 2 лари, или почти на 300% дороже

На сформировавшемся в Грузии социально-экономическом фоне в качестве главного продукта питания для подавляющей части населения выступает картофель. Если в прошлом году мы в основном питались картофелем, завезенным из Турции и Ирана, то в нынешнем – этот продукт стал также поступать на наш рынок из России и Беларуси. Впрочем, надо сознаться, что в данном случае слово «также» не совсем точно отражает ситуацию, потому что реально российский и белорусский картофель заменил турецкий и иранский на 90%. И, вдобавок, есть основания полагать, что в ближайшие 1-2 месяца его доля будет доведена до 100%.

Почему такое происходит? Все очень просто. На фоне всеобщих санкций России не удалось вывезти на продажу свой урожай картофеля, и она оказалась вынуждена дешево и больших объемах поставлять его в страны, не присоединившиеся к санкциям. В их число вошла и Грузия, а местный потребитель очень быстро осознал разницу между хорошим и плохим, отказавшись от иранского и турецкого продукта и полностью отдав предпочтение российскому и белорусскому. Между прочим, когда Георгий Маргвелашвили в ранге президента нашей страны гостил у Александра Лукашенко, он привез из Беларуси семенной картофель и доказывал, что этот сорт – один из лучших в мире. Но несмотря на то, что Лукашенко еще тогда в прямом эфире предложил поставлять белорусский картофель в Грузию, дело так и не сдвинулось с мертвой точки. А теперь…

Самое любопытное, что по данным таможни себестоимость одного килограмма завозимого из России картофеля, включая расходы на транспортировку и таможенные сборы, составляет 70 тетри. А на рынке этот продукт стоит 2 лари, или почти на 300% дороже. Все, наверное, помнят, как пару недель назад на заседании правительства наш премьер-министр поручил экономической команде разобраться, почему наценка на продукты питания едва не превышает 100%. Так вот, они продолжают «разбираться» до сих пор. Хотя речь о другом — Ираклий Гарибашвили, говоря о ценах, имел тогда в виду крупы и консервы, о картофеле он не упоминал. Потому мы бы хотели ему напомнить: господин премьер-министр, один из главных продуктов питания нашего населения продается в стране с 300%-ой надбавкой. Неужели спросить за это не с кого?

Вообще-то, российская продукция заменила завозимую из других стран не только в сегменте картофеля. Нефтепродукты из России почти полностью вытеснили с грузинского рынка европейские и азиатские аналоги, точно так же российское подсолнечное масло почти полностью заменило турецкое и иранское. Население провести трудно – когда на прилавке появляется более качественный продукт и по более низкой цене, оно, естественно, отдаст предпочтение именно ему. И сколько бы кто ни утверждал, что российские продукты плохие, пытаться обмануть вкусовые рецепторы человека и автомобильный двигатель – бессмысленная затея. Отдельная тема – хлебная мука, которую мы полностью получаем из России.  Между прочим, пшеница во всем мире весной, как правило, дорожает. Но стоило российской стороне тоже поднять на нее цену, как грузинская оппозиция тут же раскричалась: видите, какой она ненадежный партнер! Взвинтила цену на пшеницу, мелькомбинаты останавливаются, мы вынуждены завозить муку. Однако…

Начнем с того, что ни одна другая страна, кроме России, вообще не готова поставить нам необходимое количество пшеницы или муки. При этом и мука, и пшеница, завезенные из любой другой страны, уступают российским по качеству, а главное, дороже стоят. Наконец, самое любопытное – в Грузии есть несколько крупных фермеров, у которых хранятся в амбарах сотни тонн пшеницы; они стараются ее продать, однако мелькомбинаты не хотят им платить. Почему? Потому что завезенная из России, расфасованная пшеничная мука стоит дешевле, чем пшеница, выращенная в Грузии. А теперь решайте сами чья это проблема – грузинского рынка или российского, и почему получается так, что собранный на месте урожай обходится намного дороже, чем завезенный из России и растаможенный продукт…

С 1 марта на мировом рынке дорожает и подсолнечное масло, так что совершенно закономерно, что цену не этот продукт поднимает и Россия. Грузинская сторона опять проявляет недовольство – нам, мол, продают дороже. Причем, искусно умалчивают о том, что до этого именно благодаря подсолнечному маслу из России цена на него в Грузии была снижена почти на три лари. То есть, когда российская продукция, не имеет значения, какая именно, позволяет получать выгоду – это хорошо, и мы молчим. Но стоит чему-то подорожать, к тому же, не на российском рынке, а на мировом, как Россия тут же становится плохой, потому что не сохранила прежнюю цену.

Соответствующие службы все просчитали и выяснили: в результате заезда в Грузию граждан из России и Украины мы стали потреблять гораздо больше продуктов, и потому экспорт вырос. Об этом говорят едва ли не с сожалением, но не добавляют, что чем больше реализуется продуктов, тем выше доходы как в бюджет страны, так и в личный карман граждан, которые заняты этим делом. Подобные отношения очень напоминают одностороннюю любовь. Почему-то и предыдущая власть думала, и нынешняя считает, что они наделены правом говорить и делать, что угодно, когда дело касается России. То есть, что мы можем заявить и сделать все, что захотим, а в ответ они просто не должны обращать на нас внимания. А ведь если Россия прервет нам поставки трех вещей – нефтепродуктов, муки, а теперь уже и картофеля, Грузия вернется даже не в 90-е года, а в эпоху раннего палеолита. Видимо, наше руководство в глубине души верит, что Россия не опустится до такого. Да, именно не опустится, так как наивно рассчитывать, что если она остановит поставку продуктов, предназначенных Грузии, то это причинит какой-либо заметный экономический ущерб ей самой. Один только Краснодарский край потребляет гораздо больше продуктов и топлива, чем вся наша страна. Вслух об этом не говорится, и, наверное, не будет сказано, но бурное развитие грузинской экономики, которое началось в 2022 году и о котором только и говорят представители правительства, является именно заслугой развития отношений с Россией. На фоне санкций российская сторона стала искать альтернативные рынки, прекрасно понимая, что Грузия не та страна, которая в состоянии покупать продукты по мировым ценам, и потому дает их нам дешевле, а мы, тем не менее, ищем повод, как бы придраться. Это вместо того, чтобы использовать нынешний период для заключения долгосрочных соглашений, усилить интерес к себе на российском рынке, а что касается отношения грузинских потребителей к российской продукции, то спрос на нее и без того огромен.  Приведу данные для сравнения: российские рыбные консервы стоят 3,50 лари, завезенные из Турции – 6,50. Вот и посчитайте чьи морские продукты выгодней покупать – российские или турецкие?

Скажем и о том, что наш премьер предпринял большие усилия для того, чтобы завезти в Грузию турецкие лекарства и сформировать для потребителей дешевый рынок медикаментов. Можете не сомневаться, что если аналогичное сделать и с российскими препаратами, получится еще дешевле и, вдобавок, качественно. То, что на большинстве известных нам лекарств указаны российские названия, уже свидетельствует о многом, хотя… Вслух говорить об этом членам правительства, оказывается, нельзя, потому что стоит это сделать, как их тут же обзовут русоблюдами, обвинят в измене Родине и… Запад довел дело до того, что уже и забота о собственном населении стала считаться у нас изменой. Причем, достаточно сорваться с языка кого-либо из представителей власти чему-то положительному о северном соседе, как оппозиция тут же начинает созывать брифинг за брифингом – видите, куда они нас заводят, хотят сбить с западного пути! Заметим, что по этому западному пути мы идем уже третий десяток лет, но почему-то ни разу за все это время на нем не встретились ни мука, ни пшеница, ни нефтепродукты по приемлемой для нас цене. И мы ни разу не отправили по этому западному пути на реализацию излишки грузинской продукции. Ни разу руки «стратегических партнеров» не дошли до нас в хорошем смысле слова.

Запад утвердил десятый пакет санкций для России. Грузия к предыдущим пакетам не присоединялась и не присоединится к нынешнему. Потому что это будет гибельно для нашей страны. Десятый пакет дает понять, что Запад не намерен отступить в данном конкретном направлении. А это значит, для нас существует реальный шанс использовать западные санкции себе на пользу. Я не говорю, что следует начать обходить санкции и переправлять в Россию контрабандный товар. Нет, нам надо искать свои пути для укрепления позиций на российском рынке и для завоза в как можно больших объемах тамошней продукции, расширения ее ассортимента. Помимо рынка медикаментов, можно освоить ферросплавы, помимо пшеницы – кукурузу и ячмень, завозить необыкновенно вкусную молочную продукцию. Все это как раз-таки пойдет на пользу грузинской экономике и нашему населению. Не говоря уже о том, что на наших горных курортах не осталось свободных мест, гостиницы переполнены, и все при этом прекрасно знают, что больше 95% гостей – это граждане Российской Федерации. Гражданам из стран наших «стратегических партнеров» пока, видно, не до Грузии

Бесо Барбакадзе                                                                                                

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь