Домой Рубрики Экономика Если власть не осуществит каких-либо радикальных изменений, ей не удастся остановить ни...

Если власть не осуществит каких-либо радикальных изменений, ей не удастся остановить ни удорожания продуктов питания, ни обесценивания национальной валюты

Если власть не осуществит каких-либо радикальных изменений, ей не удастся остановить ни удорожания продуктов питания, ни обесценивания национальной валюты

Часто в трудные моменты люди бывают уверены, что хуже уже не станет. А через несколько месяцев, вдруг реально видят, как подступили гораздо худшие времена. Не смею утверждать, однако вряд ли кто сумеет убедительно мне возразить, приведя в пример, скажем, какой-нибудь продукт, который, пусть даже временно подешевев, через несколько дней снова не взлетел в цене. Вот так от удорожания к удорожанию приходится выживать подавляющему большинству нашего населения. И, что главное (и худшее), нет ни малейших перспектив, что параллельно с ростом цен, наконец-то, начнут расти и доходы людей. Гражданам приходится строго экономить буквально на всем – на коммунальных услугах, транспорте, питании, они старательно надрывают спины и проявляют завидное терпение, но в обмен на свои мучения не получают в конечном счете абсолютно ничего.

Последние полгода мы если не в каждом номере нашей газеты, то по крайней мере в каждом втором писали об угрозах, которые нас подстерегают, а если конкретизировать – о неизбежном удорожании продуктов питания. Причем, речь идет о продуктах первой необходимости, а то рыба и мясо для значительной части нашего населения давно стали почти несбыточной мечтой. При этом руководство страны уверяет нас, что все будет в порядке. При этом все вокруг пребывает в полном беспорядке и, похоже, порядка никогда уже не будет.

Начнем с того, что национальная валюта вновь отпущена в свободное плавание, и, как нам внушают, это очень отрадное явление. При этом никто не берет на себя смелость объяснить, почему лари исключительно плывет вниз по течению и, уда по всему, даже не собирается грести против него вверх.

Если помните, во время первого вторжения в страну пандемии власть кровно пообещала, что на восемь основных продуктов питания будет осуществляться субсидирование цен, и население не ощутит на себе их подорожания. Не знаю, как велось субсидирование, однако магазины, особенно в регионах, именно эти продукты первой необходимости продавали по цене, которую устанавливали по собственному желанию.

Теперь нам анонсировали ужесточение регуляций, и эти регуляции будут, наверное, строже, чем задействованный с 9 ноября комендантский час. По имеющейся в нашем распоряжении информации, с будущей недели, по субботам или воскресеньям (или в оба этих дня) страна вообще будет полностью закрываться и населению воспретят выходить наружу. Понятно, что и цены на продукты обязательно вырастут. Не только потому, что в критические моменты бизнесмены обычно извлекают для себя максимальную прибыль, но и в силу того, что лари обесценился до рекордной отметки, а мы, между тем, практически все завозим из-за границы. Да, именно все – в стране ничего не производится для собственного обеспечения. После развала Советского Союза 14 бывшим республикам из 15 удалось так или иначе обеспечить развитие своей экономики и сделать упор хотя бы один какой-нибудь продукт, который они производят сами, на который рассчитывают и от которого зависят.  А Грузия даже в этом плане так ничего и не смогла придумать, ничего не сумела для себя создать и хоть чем-то себя обеспечить. Не удалось даже наладить розлив и продажу воды на вывоз в необходимых количествах, хотя наша питьевая вода считалась лучшей не только в Советском Союзе, но и едва ли не во всей Европе. Да что говорить о вывозе, если мы ее не производим в объемах, достаточных для самих себя, и сегодня 20% питьевой воды на нашем рынке привозные. В результате проведения чужих бизнес-интересов в стране не сумели поднять производство яиц, чтобы обеспечить покрытие спроса на них на уровне выше 30%, то есть, 70% реализуемых яиц мы импортируем. И это при том, что располагаем возможностями для того, чтобы полностью, на все сто процентов удовлетворить внутренний спрос на этот продукт, что, в свою очередь, могло бы увеличить число занятых. Но тогда некоторые персоны, которых можно пересчитать по пальцам, потеряют миллионы, поступающие сейчас в их собственный карман. Но кого заботит благосостояние народа, если дело касается миллионов для 3-4-х человек?!

В правительственных кулуарах говорят: только бы утвердить новый бюджет, и тогда мы снова сможет осуществлять субсидирование, правда, теперь уже подорожавших продуктов. Уже принято решение в обязательном порядке выделять субсидии на хлеб. Мы долгое время били в колокола, призывая начать переговариваться с российской стороной о закупках пшеницы, но нас никто и слушать не хотел. А теперь за тонну пшеницы приходится выкладывать на месте 250 долларов, а у нас на покупку такого количества валюты требуется уже больше 850 лари. Вы же понимаете, что все это значит? Транспортные расходы, плюс  30% отрубей после помола и только 70% муки. Вот и получается, что один килограмм муки обходится в 1.50 лари, так что не удивляйтесь, если хлеб подорожает. А что касается субсидирования остальных продуктов…

Но прежде обратимся к статистике. По сравнению с прошлогодним октябрем продукты первой необходимости (и не только они) подорожали следующим образом: гречиха – на 76,63%, чеснок – на 27,27%, сухая фасоль – на 26,75%, подсолнечное масло – на 25,60%, овощные консервы – на 22,22%, манная крупа – на 22,20%, зеленая фасоль – на 21,10%, рыбные консервы – на 20,99%, мороженое – на 18,72%, макароны и макаронные изделия – на 17,05%. А теперь попробуем подсчитать, во что обойдется государству субсидирование всего вышеперечисленного. Вдобавок прибавьте уже упомянутую ежедневную субсидию на хлеб, которая может составить несколько сотен тысяч, а то и миллион. Что же получается? Вместо того, чтобы суммы, формируемые от наших платежей в бюджет, расходовались на развитие страны, создание производств или элементарно на повышение пенсий (уже ничего не говоря о росте заработной платы, поскольку работы все равно ни у кого нет), деньги эти пойдут на то, чтобы мы смогли дешевле купить продукты, а из сэкономленных средств заплатить налоги, которые государство затем опять истратит на субсидирование продуктов… А в чем смысл? Каков результат? Где тут перспектива для развития? Ответа на все три вопроса нет. И в результате – круглый нуль.

Несмотря на возникшую реальность, власть утверждает: все в порядке, а то, что валюта обесценивается, это просто результат негативных ожиданий, в целом же нет никаких оснований для тревоги. Интересно, кто первым придумал обвинить в обесценивании лари плохие ожидания? С точки зрения экономистов это весьма остроумно, хоть автор и не известен… Несколько дней назад Азербайджан сумел взять стратегически важный город Шушу, тем не менее, это никак не сказалось на курсе армянского драма. Азербайджанская сторона ежедневно наносит удары по армянской экономике – уничтожает военную технику, живую силу, и если уж и существуют у кого-то в регионе негативные ожидания, то, наверное, как раз в Армении. Однако никто там не заявляет, что драм обесценился из-за плохих ожиданий. И знаете почему? Да потому что он не обесценивается! Если армянская экономика настолько устойчива, что даже война ничего не может с ней поделать, честь ей и хвала, а нам позор!

Зима подступила к порогу, и, похоже, это будет одна из самых тяжелых зим в истории независимой Грузии. Я не говорю, что нам придется выстаивать в очередях за керосином, однако на грани голода мы наверняка окажемся. Отдельно на нас наступает пандемия, отдельно – курс лари, а тут еще удорожание продуктов. О безработице вообще нет смысла даже упоминать, так как решение этой проблемы даже не просматривается. Она стоит уже 30 лет, и иногда начинает казаться, что мы к ней привыкли. Население отказывается верить, что какое-либо правительство станет заботится о его трудоустройстве, а потому никто публично и всенародно реального ее разрешения даже и не требует. Все давно перешли на самозанятость и… На призыв вице-премьера Майи Цкитишвили, мол, работайте дистанционно, остроумно откликнулся один из водителей такси: я, дескать, буду теперь показывать клиентам, как верчу рулем, а они пусть добираются до места пешком. Наверное, в Европе соблюдать регуляции не так тяжело, гражданам там помогают, гарантированная работа, полученные компенсационные выплаты, устойчивая экономика и, что особенно важно, личные сбережения. А у нас нет ни одного, ни другого, ни третьего, ни четвертого. Как ни горько всем это слышать, следует предупредить, что продукты подорожают и в этом месяце, и в будущем, и, вообще, цены будут ежемесячно расти. Пусть вас не обманывает, что определенная часть продовольствия может дешеветь в силу сезонного колебания цен.  Хотя и об этом уже трудно говорить, если, вон, в октябре подорожало…  мороженое? Это ведь преимущественно продукт для летнего потребления.

Положение в стране еще больше усугубится, если с нового года руководство не начнет заботиться о том, чтобы выбрать нечто такое, на что можно опереться в условиях разразившегося кризиса. Например, взять ту же воду, которую можно реально поднять на уровень европейских брендов и выгодно продавать. Однако для этого крупные европейские компании должны смягчить свои амбиции. Раз уж европейцы называют Грузию партнером, они обязан впустить нас на рынок. До сих пор Европа этого не делала, впрочем, не исключено, что мы ее об этом и не просили. Между тем, вместо бессмысленных обещаний, в ответ на которые многие годы мы смиренно киваем головой, нам следует потребовать от Евросоюза, чтобы в ответ на наше доверие он оказал нам реальную помощь и хоть в чем-то уступил. В противном случае страна будет и дальше побираться от одной двери к дргой. Ну а судьба попрошаек всем хорошо известна – им либо помогут, либо нет.

Мы искренне сожалели, когда наше предсказание о том, что продукты подорожают, а лари обесцениться, сбылось на все сто процентов. Скажем теперь и о том, что если власть не осуществит каких-либо радикальных изменений, ей не удастся остановить ни удорожания продуктов питания, ни обесценивания национальной валюты, и «локдаун», объявления которого так избегает наше правительство, нам в этом случае объявят наши западные партнеры, которые сами нас и закроют. Да, именно закроют, точно так же, как какое-то нерентабельное производство, а если думаете, что их представления о нас выше, чем о примитивном производстве, то весьма заблуждаетесь.

Бесо Барбакадзе

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь