В Китае говорят: 14 миллионный город Тяньцзинь устремлен в будущее. Его проектировали с учетом быстро растущего населения на десятилетия вперед, чтобы следующие поколения жителей не чувствовали дискомфорта и скученности. Из Тяньцзиня — морских ворот Поднебесной, началось превращение «нового Китая» в «Великий Китай»: в городе была создана одна из первых в стране свободных экономических зон. Из Пекина сюда проложили скоростную железную дорогу — путь, который автобус преодолевает по пробкам за два часа, на экспрессе занимает 30 минут. В июле глава МИД России Сергей Лавров приезжал в Тяньцзинь на министерскую встречу Шанхайской организации сотрудничества. Тогда по предложению китайской стороны руководители внешнеполитических ведомств добирались в Тяньцзинь из Пекина на скоростном поезде, в одном вагоне — так оказалось быстрее всего.
Большинство лидеров входящих в ШОС государств уже прибыли в Тяньцзинь. Состоялись первые переговоры. Глава Беларуси Александр Лукашенко на встрече с председателем КНР Си Цзиньпином сообщил, что «пришел к тому, что и в политическом устройстве государства мы должны у вас что-то перенять». Лукашенко отметил мудрость китайского руководства, которое «без революций и потрясений» ведет страну к поставленным целям. Он обратил внимание на умение КНР делать «глобальное из простого».
Первый за последние семь лет визит в Китай индийского премьера Нарендры Моди и первые громкие заявления. «Дракон и Слон должны объединиться», — цитируют информагентства товарища Си, подчеркнувшего: будучи самыми густонаселенными странами мира и частью Глобального юга Китаю и Индии «жизненно важно быть друзьями, хорошими соседями». И выполнить исторические обязательства по поддержанию многосторонности и многополярного мира. О взаимном доверии, уважении и чуткости в ответном слове говорил и Нарендра Моди, заявивший, что атмосфера «мира и стабильности» воцарилась на границе между Индией и Китаем в Гималаях. Премьер Индии объявил о возобновлении прямого авиасообщения между Пекином и Дели и соглашении между странами в вопросах пограничного контроля, что наблюдатели сочли верным признаком «разморозки» в диалоге.
В западных СМИ заявление лидеров о стремлении к плодотворному партнерству и стратегической автономии были восприняты как попытка Китая и Индии выстроить новый антизападный альянс. С учетом внеочередного саммита БРИКС, который, предположительно, готовит председательствующая в организации Бразилия для ответа на пошлины Трампа, на Западе видят угрозу в более тесном, чем прежде, союзничестве между Пекином и Дели.
Предстоящий саммит Шанхайской организации сотрудничества впервые пройдет в формате «ШОС плюс» — на нем будут присутствовать руководители 30 стран и организаций. По словам генерального секретаря ШОС Нурлана Ермекбаева, «недостатка в заявках на вступление организация не испытывает». Сегодня в ШОС входят Китай, Россия, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, Индия, Пакистан и Иран. Конкретные планы дальнейшего расширения, по словам Ермекбаева, обсуждаются в закрытом режиме между государствами — членами организации. В июле по итогам встречи глав внешнеполитических ведомств в Тяньцзине Сергей Лавров сообщил, что статус страны — партнера ШОС получил Лаос.
В пресс-центре саммита ШОС в Тяньцзине посетителей приветствует человекоподобный робот, всем своим дружелюбным видом говорящий освещающим встречу лидеров журналистам: «Добро пожаловать в будущее!»