29 мая текущего года стало известно, что Анаклийский глубоководный порт будет строить китайская компания. Согласно заявлению министра экономики Грузии Левана Давиташвили, инвестиционный объем первой фазы строительства составит 600 миллионов долларов. 51% долей владения портом будет принадлежать Грузии, а 49% — китайско-сингапурскому холдингу.
«Известная коррупционными скандалами и находящаяся под ограничениями со стороны правительства США», — так отзывается об указанной китайской компании неправительственный сектор Грузии.
«Включение в проект Анаклийского порта китайской государственной компании, находящейся под ограничениями со стороны правительства США, является наряду с принятием «российского закона» продолжением смены внешнеполитического курса Грузии. Следует учесть также то, что китайская компания отличается коррупционными скандалами, что повышает риски импорта коррупции в Грузию. Это тем более актуально, так как грузинская власть осуществляет репрессии против неправительственных организаций. Неправительственный сектор является обязательным институтом по контролю и превенции коррупционных рисков в стране», — такова позиция неправительственного сектора.
Вокруг вхождения в нашу страну китайской компании вертится много сплетен и слухов: некоторые люди считают, что нам очень повезло, а другие, напротив, уверены, что теперь мы погибнем…
А что на самом деле? Какую пользу могут дать или какой ущерб способны нанести Грузии китайская экономика и логистика? – На этот и другие наболевшие темы с нами беседует экономист, профессор Темур Майсурадзе:
— Вхождение китайского бизнеса в страну – это и не гибель, и не благо, все зависит от того, какую позицию займет сама Грузия. Предположим, к примеру, что Китай готов построить у нас в стране предприятие, и мы принимаем данное предложение, но делаем это с условием, что китайские специалисты обучат делу наш персонал и в дальнейшем передадут производство нам. Иными словами, мы научимся, а потом сами же продолжим работать, и это хорошо. Однако если они войдут к нам вместе со своим персоналом, поселятся здесь у нас и начнутся экспансию в нашу экономику, мы действительно погибнем. Причем, обвинять в этом случае некого. Потому что это будет наша ошибка.
— Тогда уж сразу ответьте, откуда будет браться рабочая сила для строительства Анаклийского порта?
— О рабочей силе пока речь не идет, и хотя подробно я с договором не знаком, однако знаю, что владельцем порта на 51% будет наше государство. Мы обладаем опытом строительство портов и потому можем осуществлять надзор за процессом строительства и без участия привезенных из Китая специалистов. Правда, месяцев на шесть или на год нам потребуются их специалисты в плане логистики, но затем они и эту часть должны передать нам.
Грузия небольшая страна, и нас не устраивает безоговорочное вхождение сюда Китая, поскольку мы прекрасно понимаем, что значит позволить китайцам глубоко где-то обосноваться.
Это страна, которая развивается стремительными темпами, и ей нельзя уступать ни в чем. Однако сразу же следует сказать и о том, что Китай не тронет нашу культуру, не посягнет на нашу идентичность, традиции, он предлагает только партнерство. И в этом, безусловно, заключен позитивный фактор для развития Грузии.
Следовательно, ставить вопрос таким образом: принесет ли вхождение Китая нам пользу или нас разорит, некорректно в самой своей основе. Выбор за нами, и действовать надо очень оперативно и быстро.
Мы должны помочь руководству страны в строительстве нашего государства. Власть очень многое взяла на себя, и ей непременно потребуется помощь. Сегодня не время заниматься критикой, сегодня все должны стараться, кто как может, внести посильный вклад в строительство суверенного государства.
— Есть ли у Китая какие-либо другие проекты в Грузии, помимо этого порта?
— Китай намеревается осуществить у нас много проектов в области сельского хозяйства, туризма, под ракурсом развития производства. Это многообещающее сотрудничество. Возможно, мы не сможем оказывать достойную конкуренцию в части выращивания сельскохозяйственных культур, однако то, что наши продукты натуральные, представляет для китайской стороны ценность, и совместное предприятие окажется полезно всем. Возможно, мы не сможем варить чугун лучшего качества, чем китайцы, однако и в этом случае совместное предприятие полезно для нас и удобно для них, если они попадут под санкции…
Грузия – это не коридор, она представляет собой огромный экономический, политический и финансовый узел. Грузия очень удобна для стран БРИКС в качестве фондовой и сырьевой биржи. Северный сосед сможет продавать на грузинских биржах сырье, и его отсюда будут покупать все. Грузия – это дар Божий, мы и правда удел Богородицы, и сейчас это проявилось особенно убедительно.
Население Грузии обладает мощным потенциалом, здесь существуют все условия для развития самых разных современных технологий, потому нам надо с умом использовать возможности, которые открываются с вхождением сюда китайских компаний.
— США учредили санкции для части грузинских политиков, но не для всех. Какой ущерб могут нанести Грузии американские санкции?
— А как вы думаете, почему американцы ввели санкции не для всех представителей «Грузинской мечты»? Да потому что, если б они учредили их для всех, обосновав это тем, что Грузия приняла какой-то закон — а это, кстати, является исключительно внутренним делом страны – остальной мир этого бы не принял. Подобный подход крайне недемократичен и выбивается за все допустимые рамки.
А, кроме того, американские санкции вообще не могут нанести ущерб Грузии, хотя бы потому что у других государств теперь развязались руки для выстраивания взаимоотношений с нами. Америка препятствовала сотрудничеству восточных стран с нами. Американское влияние на Грузию являлось мешающим фактором, поскольку все знали, чем бы они ни занимались в Грузии, Америка это возьмет под свой контроль и будет подавлять.
Грузия проявила разум. Американцы не смогли учесть, что гражданин Грузии свою Родину на американскую визу не променяет… Они исчерпали свой ресурс в нашей стране. Ее ждет возрождение. Американские санкции – это победа для Грузии. В конце нынешнего года Америка перестанет грозить нам пальчиком.
Беседовала Эка Наскидашвили