Прежде, чем коронавирус охватил весь мир и показатель смертности достиг нескольких десятков тысяч человек, Католикос-Патриарх всея Грузии в одной из своих проповедей предупредил паству: недалеки времена, когда настанет второе пришествие. Прозападные либералы тут же подняли невероятный шум и крик, добившись того, что Патриархии пришлось давать разъяснения: Патриарх не говорил, что второе пришествие случится завтра или послезавтра. Тем не менее, издевательский тон при обсуждении этой темы в социальных сетях сохранялся. И вдруг в какой-то момент люди, которые цинично надо всем надсмехались, разом испарились, даже след простыл, будто никогда их и не было. Все воочию убедились, что каких-то два месяца понадобилось на то, чтобы мир, казавшийся непоколебимым, неожиданно изменился. Да, изменился именно весь мир, все человечество в целом, а не отдельные государства, после чего мы не постепенно, а решительными шагами начали продвигаться к тому, к чему стремились и о чем мечтали. Кому-то это утверждение может показаться парадоксальным, но давайте поэтапно проследим за процессами, происходившими на наших глазах.
Ложные, нередко провокационные посылы, распространяемые в средствах массовой информации и социальных сетях, не раз становились предметом нашего обсуждения. Причем, возмущение ими, а тем более, агрессия быстро спадали или не проявлялись вообще. Ну а теперь? Вы только попробуйте написать что-нибудь, далеко отстоящее от правды! Вся социальная сеть закипит и, в буквальном смысле слова, обрушится вам на головы. Вас будут готовы объявить врагами не только своей родины, но и всего человечества. Это свидетельствует о том, что люди познали истинную цену правде, и слышать теперь все хотят только ее – пусть горькую, но правду. Никто не желает и дальше жить в иллюзиях, всем интересно, что происходит не только в их собственной стране, но и в соседних государствах, да и не только у наших у соседей. Так что, условимся – правда представляет собой огромную важность, и мы, люди, кажется, наконец-то, учимся по-настоящему ее ценить.
По мере развития современных технологий человеческие отношения все больше сходили на нет. Причем, речь не только о друзьях и родственниках – ведь очень часто руки у нас не доходили и до членов собственной семьи. Жизнь стала слишком стремительной, вынуждая спешить и людей, у которых даже внутри семьи контакты стали в основном виртуальными. Вспомните, как возвратившись домой, каждый утыкался в свой мобильный телефон или компьютер; мы почти не общались друг с другом, и могли проходить недели, в течение которых мы даже 3-4 предложения подряд не произносили друг другу. А теперь вирус запер семьи по домам и заставил всех нас словно заново открыть для себя самых близких людей. Родители, наконец-то, поняли, каковы реальные интересы их детей, что их огорчает, что радует. А дети в свою очередь убедились, что мать и отец – люди вовсе им не чужие и далекие, как казалось некоторым. Теперь семьи вместе завтракают, обедают, ужинают, даже, перебивая друг друга, борются за право мыть посуду на кухне, чтобы скоротать время.
В перечне человеческих грехов издревле фигурирует чревоугодие. И вот мы, сами того не ведая, оказались вдруг в положении, когда несмотря на предусмотрительно заготовленный запас продуктов, ни у кого не возникает особого желания поесть. У многих на руках деньги, которые они не знают, куда потратить, потому что еда и лекарства есть, а все остальное наглухо закрыто. Но главное, что, как оказалось, это совершенно не мешает нашему существованию. То есть, человек может без проблем жить после того, как в сотый раз посмотрит кинофильм или возьмет с полки очередную книгу и прочитает ее. Мы постоянно ныли, дескать, не остается времени на чтение, ну а теперь проблема эта снята – времени у каждого предостаточно.
Мы уже начали вспоминать не только о близких, но и о дальних родственниках. Ведь со сколькими людьми мы встречались исключительно во время похорон или на свадьбах. А теперь вот невольно стали думать и о них, интересоваться, как обстоят у них дела, оживили в памяти времена, когда в деревне, будучи детьми, играли все вместе… Эх, село – это вообще отдельная тема.
Не раз мне приходилось писать о том, что грузинское село требует больше внимания к себе, что нельзя позволить нашим опустевшим родовым домам превратиться в развалины, что продукты, взращенные на грузинской земле, безо всякого преувеличения самые вкусные и полезные. И тут очень, на мой взгляд, символично, что пик вируса пришелся именно на весну, то есть, на время года, когда на село должно оживать и приходит пора работать на земле. Не один десяток семей в эти дни и недели распахнули заколоченные двери родительских домов и стали обрабатывать землю – и людям это доставило счастье. В суматошном мире, где отпуск длился лишь несколько дней, все старались, выкроив время, провести их где-нибудь на престижном курорте, а сейчас, обратив взор на родные села, вдруг убедились, что и земля здесь пахнет по-другому, и воздух совсем иной.
Да, о воздухе… В Китае люди увидели чистое небо над головой, о котором и думать забыли, в Италии обнаружили, что в чистой воде даже в венецианских каналах могут обитать рыбы, а порой и дельфины. То есть, сами того не желая, мы убедились, что безжалостно разрушали нашу планету, мир, в котором жили, не замечая, как травим воздух, загрязняем воду. Мы стали чужаками не только по отношению к окружающим, но и к членам собственной семьи. Сейчас все это понемногу возвращается в нормальное, естественное русло, происходит именно то, чего мы добивались и хотели. Просто никто вслух об этом не говорил, потому как всем казалось, что невозможно пустить под откос этот стремительно несущийся мир, и трудно было представить, что в один прекрасный день население вдруг разойдется по домам, что люди, разъехавшиеся по своим деревням, снова ощутят себя счастливыми, и сто опустевшие на Пасху улицы столицы не станут темой для неуместных насмешек.
А для жителей Европы стало очевидно, что границы тут были стерты лишь условно. Европейские страны вдруг вспомнили о них и наглухо перекрыли друг для друга. Все стали проявлять заботу исключительно о себе, и теперь вынуждены поочередно приносить извинения Италии: мы оставили вас в беде, не смогли помочь, думали только о собственных интересах. Да, именно в результате коронавируса проявилось то, что все страны Запада, столь превозносимого нашим правительством и либералами, заботятся исключительно о себе и даже не помышляют помочь остальным. Все вполне логично. Потому что так было всегда, и мы постоянно об этом говорили, но никто попросту не хотел верить… Почти никто. Возьмите НАТО – организацию, которая всегда находилась на переднем плане, на виду, внушая миру: мы мол, самый мощный военный альянс, пусть никто и не мыслит идти против нас. И вот НАТО теперь без функций. Прекратились войны, и на «онлайн» пресс-конференции или министериале, который устроили лидеры государств-членов альянса, никто ничего нового так сказать и не сумел. Да и что можно сказать, кому грозить, кому надирать уши? Тем не менее, чиновники от НАТО решили все-таки смотреть вперед и для таких темных стран, как наша, заявили: мы рядом с вами, проведем на Черном море совместные военные учения с Грузией и Украиной. Какие учения? Для кого, зачем?!
Причем, даже невзирая на бремя тяжелых испытаний, цивилизованный мир не отменил санкции России, то есть, как бы открыто заявил: мы преследуем цель погубить Россию, и вирусу нас не запугать. Если до сих пор западный мир внушал всем, что проблему видит только в лице Владимира Путина, а к русскому народу у Запада, видите ли, претензий нет, то на поверку все вышло наоборот – они посягают как раз на народ, а не на конкретную личность. О каких санкциях можно говорить в условиях, когда все, абсолютно все борются за выживание. Но, как оказалось, и при такой борьбе можно подло наносить удары пониже пояса.
А что касается руки помощи, протянутой нам, то вы, наверное, хорошо помните Кваркваре Тутабери – я, мол, вам построю золотой сарай, но сначала дострою свой, а ваш потом… 1,1 миллиона долларов выделила нам Америка, и, конечно же, заставит сторицей расплатиться за каждый цент, при этом повторяя при каждом удобном случае – мы вас не оставили в беде. Выкроили нам что-то, а на своих собирается потратить шесть триллионов (!) и столько же выделят на борьбу с вирусом. Президент США заявляет вслух – если умрет только 100 тысяч американцев, считайте, что в этой войне я одержал победу. Тут все зависит от угла зрения. Потому что в этом кроется историческая правда, когда гибель единиц – это трагедия, а массовая смерть людей – всего лишь статистика.
Испытания понадобились, чтобы у наших людей появилась возможность задуматься, поразмышлять, и неожиданно убедиться, что мы, грузины, оказывается, способны любить друг друга; мы опять друг о друге заботимся, снова боремся за выживание и, как и раньше, стоим плечом к плечу, все вместе. Мы увидели, что сплотиться в один кулак – это огромная сила для нации. Мы снова обрели героев своего времени в лице наших доблестных врачей, славных профессионалов, удививших весь мир, которые, как и всегда, рискуя собственной жизнью, пытаются спасти свой народ.
Надеюсь, мы сумеем сделать из всего случившегося правильные выводы, и в дальнейшем, когда опасность останется позади, продолжим уделять время и тепло членам своих семей, ближайшим родственникам и людям, с которыми встречались раньше только во время похорон и на свадьбах. А главное, позаботимся о грузинском селе, отдав дань уважения праху наших предков.
Кто знает, может это испытание станет началом спасения для Грузии?!
Бесо Барбакадзе