Любого, владеющего азами экономики, охватывает тревожное разочарование после знакомства со статистическими данными, отражающими положение дел в сельском хозяйстве Грузии. Оборвались последние надежды на то, что хотя бы по какому-то направлению показатели эти по сравнению с прошлогодними хотя бы чуть-чуть улучшатся: ситуация не только не сдвинулась с места, но и ухудшилась. Причем, складывается ощущение, что при существующем отношении к проблеме с этим ничего не поделаешь.
Мы и раньше не раз предупреждали, что, если существующая тенденция в сфере импорта продовольственных товаров сохранится и дальше, то через каких-то 3–4 года Грузия станет исключительно страной-потребителем, которая сама ничего не производит. То есть, мы не сможем или попросту не будем выращивать даже 10 процентов от того количества продуктов, которые необходимы нам для покрытия потребностей собственного населения, и неминуемо окажемся перед необходимостью жить согласно повестке дня стран, поставляющих нам продовольствие. Это очень горькая, обидная и крайне тяжелая реальность.
Убедитесь сами.
В январе-ноябре 2025 года импорт овощей в Грузию увеличился на 26%. Не подумайте, что это немного с учетом исходных цифр. Когда рост данного показателя в других странах доходит до 3%, там обычно начинают бить тревогу, а мы за 11 месяцев (статистика за декабрь пока не обнародована) умудрились увеличить объем импорта по этому направлению более, чем на четверть. Если конкретно, за 11 месяцев прошлого года ввоз овощей из-за рубежа обошелся нам в 78 млн долларов. То есть, именно такую сумму мы отдали, если хотите, подарили другим странам, и я говорю подарили, потому вполне могли оставить ее в Грузии, направив на пользу собственной экономики. 78 миллионов долларов по нынешнему курсу – это более 210 миллионов лари. Понимаете, какие деньги мы теряем? Добавьте к этому наценку, которую получили импортеры, и…
Помните, мы писали, что Турция отработала коварную практику: она начинает стабильно завозить к нам свою продукцию, продавая ее очень дешево, нередко по бросовым ценам, а когда мы полностью на нее «подсаживаемся», резко повышает расценки. Так вот, на Турцию сегодня приходится наибольшая доля овощного импорта – 52,6%. При этом по сравнению с прошлым годом продукция заметно подорожала и, по всей вероятности, в следующем году подорожает еще больше, дальше – еще и еще, а в итоге нам ее будут продавать по баснословным ценам, и мы не сможем отказаться, потому что альтернативы не останется. Вот перечень пяти стран, из которых в ценовом выражении мы завозим больше всего овощей: Турция – 41,053 млн американских долларов, Узбекистан – 10,339 млн, Азербайджан – 5,899 млн, Иран – 4,967 млн, Китай – 4,693 млн. Среди импортируемых овощей лидируют помидоры – 17,037 млн. долларов; далее следуют лук, лук-порей, чеснок – 16,071 млн; сушеные бобовые – 12,322 млн; огурцы – 8,478 млн; картофель – 4,410 млн; морковь, репа, свекла – 2,271 млн; салат и цикорий – 1,734 млн; капуста, брокколи – 1,614 млн; замороженные овощи – 1,366 млн.
Давайте попробуем разобраться в проблеме на примере лука, который без особых сложностей можно выращивать практически во всех уголках Грузии (в ряде регионов даже снимать по два урожая в год). Несмотря на столь благоприятные возможности, мы лук импортируем. Вот перечень стран, в которых мы закупили его больше всего: Азербайджан – 16223 тонны на сумму 3,924 млн долларов, Турция – 13226 тонн на сумму 3,161 млн долларов, Узбекистан – 6770 тонн стоимостью 1,574 млн долларов, Россия – 792 тонны стоимостью 184 тысячи долларов. Импорт лука вырос по сравнению с аналогичным отрезком прошлого года на 25%, и в общей сложности только на этом продукте мы, можно сказать, недосчитались внутри страны 9,978 млн. долларов. Вы понимаете?! Почти 10 млн долларов потеряли только на луке, тогда как элементарно могли бы выращивать его на месте в гораздо больших количествах, чем ввезли, и соответственно, сами экспортировать этот продукт в другие страны…
Не надейтесь, что с фруктами дело обстоит лучше. Поговорим хотя бы о грушах: александрийский сорт нравится очень многим. К сожалению, любимая всеми гулаби постепенно исчезла с городских рынков, и она теперь есть только в селах. Что касается импорта этого вида фруктов, то в прошлом году он увеличился на 17%. Самих груш мы, правда, купили «всего» на 5 млн Лари, но, если прибавить к этому и другие завезенные извне фрукты, получится достаточно солидная сумма. Мы часто повторяем древнюю народную мудрость: каждый мужчина за свою жизнь должен вырастить сына, посадить дерево и построить дом. При этом сами переключились на строительство многоэтажных корпусов, детей в семьях – вы только оглянитесь вокруг (особенно в больших городах) – насчитывается в основном не больше двух. А что касается плодоносящих деревьев, то груши мы теперь завозим из Нидерландов, Турции, Армении, Польши и Китая. Кстати, по сравнению с прошлым годом они подорожали и, можете не сомневаться, в следующем году продолжат расти в цене.
Знаете, что самое удивительное?! Неужели государство, соответствующие руководители и экперты (Министерство сельского хозяйства) не осознают, что цены на сельскохозяйственную продукцию на мировом рынке постоянно растут, продолжат расти и находить или приобретать натуральные продукты с каждым годом будет становиться все сложнее? Неужели руководство и специалисты отрасли не понимают, что именно акцент, сделанный на данном направлении, превратил в подлинное, экономически состоятельное государство даже такую страну, как Турция? Будет сказано не в обиду нашим соседям туркам, но еще сохранились в памяти времена, когда ни по одному направлению в сфере сельского хозяйства они и близко не стояли рядом с Грузией, а теперь вот опережают нас буквально во всем.
Причем, речь не только о продуктах питания. Помню, когда-то те же турецкие футбольные клубы умоляли руководство тбилисского «Динамо» согласиться, чтобы грузинская команда сыграла с ними товарищеский матч, обещая все, что угодно, взамен. Делалось это, чтобы набраться от нас опыта и научиться играть на высоком уровне. Тогда грузинские клубы, как правило, отказывались от подобных бесполезных для них встреч, а теперь… Теперь турецкая сборная Турции является силой, с которой считаются на международном уровне, а турецкие клубы постоянно играют в Лиге чемпионов, в Европейской лиге или Лиге конференций и готовы, как ничего, платить за приобретение футболистов, в которых заинтересованы, по 20–30 миллионов евро. Считается, что сейчас известным футбольным специалистам уже не «стыдно» согласиться поехать работать в Турцию, а бюджет любого крупного турецкого клуба спокойно «уместит у себя в кармане» весь чемпионат Грузии.
Не знаю и не представляю, что случится с сельским хозяйством Грузии завтра и послезавтра и планируется ли что-нибудь радикальное для улучшения положения дел в нем, но мы помним, как лично Бидзина Иванишвили обещал, что поднимет эту сферу… Грех отрицать, что Иванишвили действительно вложил в сельское хозяйство страны не один миллиард лари, но ведь сами по себе подобные инвестиции ничего не решают, принципиально важно выбрать для них верное направление и эффективные методы… Нельзя, как это делал Саакашвили, надеяться то на лягушек, то на цветную алычу. У нас существовало немало успешных и развитых направлений, и мы вполне могли бы возродить большинство из них. Если отбросить все остальное, непонятно, почему мы должны ввозить в Грузию из других стран зелень, арбузы и дыни, почему должны тратить столько денег на покупку за рубежом лука и помидоров, когда могли бы сами вывозить их на продажу?
Не будем, однако, винить во всем только государство, признаем, что и наши люди очень обленились в последние годы. А ведь потенциальные возможности в стране огромные. Вспомните, как во время пандемии люди, чтобы не сидеть запертыми в городских квартирах, устремились к своим корням, в села и начали гордо выкладывать в социальных сетях фотографии, хвастая тем, как обработали огород, какие вырастили овощи или бахчевые. Между прочим, в тот период мы ввозили в страну меньше всего сельхозпродуктов извне. А потом… Потом грузины снова вернулись в свои городские квартиры. Типа, развлеклись – и достаточно.
Одним словом, сегодня каждая страна старается отыскать для себя нишу на мировом рынке по какому-нибудь конкретному продовольственному продукту, а если ей не удается этого сделать, то хотя бы производить столько, чтобы не зависеть от других стран. Мы же ежегодно впадаем во все бо́льшую зависимость, и никого это не тревожит – все молчат, набрав в рот воды, словно так и должно быть…
Леван Габашвили

















