«С самого же начала было ясно, к какому результату приведет внешняя политика Евросоюза, если его высшим внешнеполитическим представителем назначают премьера, чей министр иностранных дел, поправ все нормы международного права, выступает с речью на антиправительственной акции радикалов в другой стране. Внешняя политика ЕС является сегодня символом непрофессионализма и все больше отдаляется от интересов европейских народов», — написал в социальной сети председатель грузинского парламента Шалва Папуашвили. Он привел заявление премьер-министра Словакии Роберта Фицо, в котором тот говорит, что высшего представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Каю Каллас следует заменить…
Авторы 78-й статьи Конституции Грузии стали резко критиковать Европейский союз и его лидеров, но ничего не говорят о том, куда в настоящее время движется наша страна. На эти и другие важные темы с нами беседует бывший член грузинского парламента Димитрий Лордкипанидзе:
— В настоящее время в Соединенных Штатах Америки происходит концентрация и мобилизация сил, которые решили активизировать действующую с XIX века так называемую «доктрину Монро» и подавляют своих конкурентов. Сегодня очень актуальными стали вопрос оказания давления на Гренландию, Данию, экспансия в отношении Мексики. Все это прописано в доктрине Монро, и Венесуэла уже стала реальной ее жертвой…
Наша власть, учитывая концентрацию упомянутых сил в Соединенных Штатах Америки, сосредоточила внимание на восстановлении отношений с этой страной, на задействовании стратегической хартии, которая была подписана 9 января 2009 года и де-факто приостановлена только на словах. Сами США не пытаются ускорить процесс, имея в виду задержку с принятием так называемого акта «MEGOBARY». Штаты предпочли ограничиться санкционными акциями против конкретных лиц.
Это означает, что отношения США и Грузии имеют под собой перспективу, которая, в свою очередь, должна быть сбалансирована с Россией. У нас, правда, официально нет политических и дипломатических отношений с Российской Федерацией, однако торгово-экономические связи достигли такого уровня, что урегулирование отношений с Америкой без России связано с определенными рисками. На Российскую Федерацию у нашей страны завязан целый ряд стратегических направлений, особенно это касается продовольствия. Она является для нас своего рода плацентой…
В регионах растет турбулентность. Осложнилась обстановка в Украине, сложная ситуация складывается в Иране, а также между Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами, обострилось положение на йеменском направлении. Третья мировая война латентно уже началась. Когда речь заходит об интересах США в Южной Америке, не надо забывать, что там находится одна из крупных стран БРИКС – Бразилия, которая входит в десятку ведущих экономик мира и обладает высокой обороноспособностью. Если США, согласно доктрине Монро, пойдут походом на Кубу, Венесуэлу, Мексику, Гренландию, большой хаос может воцариться на всей нашей планете.
— Опасно ли для нашего региона то, что происходит в Иране, ведь мы находимся недалеко от этого государства?
— Дело в том, что, судя по всему, мы сделали ставку на то, что южный коридор, который соединяет Китай с Европой, является связующим звеном мировых логистических путей. Грузия выступает одним из необходимых его звеньев, и, возможно, по этой причине стороны договорятся о том, чтобы она была объявлена оазисом мира. Не исключаю, что, исходя из интересов реализации существующих логистических программ, нашей стране удастся сохранить стабильность и спокойствие. Мы находимся в режиме стратегического терпения, и это очень хорошо.
— Вам нравится, что Грузия выжидает, молчит и не делает шагов в сторону России?! Многие считают, что мы можем опоздать, если своевременно не начнем с ней диалог…
— Порой складываются ситуации, когда стратегическое терпение на коротком отрезке времени оказывается более выгодно и оправданно, чем сделанные на длительную перспективу заявления о приоритетах внешнего курса. При этом приоритетом нашего внешнеполитического курса уже не может быть Европейский союз, поскольку это объединение само переживает серьезные потрясения.
— Мешает нам и 78-я статья Конституции…
— 78-я статья вот-вот окажется мертворожденной – очень скоро в повестку дня встанет вопрос ее изъятия из грузинской Конституции.
— Деструктивные силы всячески высмеивают формат «3+3», говорят, хорошо еще, что мы ни с кем не вступили в переговоры в его рамках … Какая судьба ждет этот формат, если падет нынешняя власть в Иране?
— Формат «3+3» связан с приведением в действие экономических транспортных коридоров, поэтому он есть, был и останется одним из ключевых форматов. Государственный переворот в Иране не сможет повлиять на то, чтобы мы перестали быть связующим звеном на геостратегической магистрали «Север-Юг». Если в Иране произойдет революция и если заработает Зангезурский коридор, мы перекрестно включимся в этот коридор, и у Грузии появится собственный интерес, поскольку она будет не только срединным коридором, соединяющим Китай и Европу, но и станет связующим звеном 7500-километрового участка, связывающего Петербург и Мумбаи. Как бы ни завершился процесс в Иране, северный и южный коридоры – это мегаэкономический проект, и тут нет отдельного интереса какой-либо одной страны. Это большой вызов. Мы ничего не теряем. Будет ли все это называться форматом «3+3» или как-то иначе – Грузии для выживания необходимо активное включение в региональные проекты, установление связей со странами Персидского залива…
БеседовалаЭка Наскидaшвили

















