Импорт живых свиней достиг в Грузии своего исторического максимума. Если обратиться к конкретным показателям, то за период января-ноября прошлого года в нашу страну было ввезено живых свиней на сумму 36,9 млн долларов, тогда как за аналогичный период 2024 года мы приобрели этих животных только на 29,3 млн долларов. При этом важно заметить, что реально потребление свинины выросло у нас не настолько, просто сократилось местное производство, и освободившуюся нишу заполнил импортный продукт. Ожидается, что в нынешнем году производство свиней упадет в Грузии еще более заметно.
Примечательно, что в прошлом году мы ввозили живых свиней исключительно из Российской Федерации. Между тем, как только соответствующие статистические данные были опубликованы, тут же отыскались «умники», которые стали писать в социальных сетях, что, дескать, в России среди свиней распространилось серьезное заболевание и ввозить живых животных из страны нельзя. «Умники», судя по их текстам и высказываниям, не имеют ни малейшего представления о том, как осуществляется процесс вывоза из страны или ввоза в страну живого животного. Его самым тщательным образом проверяют по обе стороны и лишь после этого выдают соответствующие документы. Поэтому исключено, чтобы больное животное могло беспрепятственно и бесконтрольно пересечь государственную границу.
Отдельная наша беда еще и в том, что мы покупаем за рубежом не только живых свиней, но еще и в огромных объемах ввозим оттуда замороженное мясо. Все идет к тому, что через 1-2 года свинья, выращенная в Грузии, станет редкостью, и ее, как говорится, придется искать днем с огнем. Впрочем, проблема кроется не только в этом. Помните, в свое время Михаил Саакашвили постановил, что нужно уступать дорогу молодежи, после чего насажал в ответственные министерские кресла неопытных юнцов. Можно еще как-то промолчать про одиозную девицу Веру Кобалия, но он доверил Министерство сельского хозяйства Бакуру Квезерели, который однажды «компетентно» ляпнул, мол, мы завезли из Швейцарии «коровьих самцов» и теперь будем разводить породистый скот. Многие уже тогда поняли, что дела у нас идут вспять. Разрушение сельского хозяйства и процесс тотального импорта сельхозпродуктов начались именно во времена правления националов и процессы эти активно продолжаются до сих пор. Нынешняя власть тоже не желает прислушаться к опытным кадрам: с работы, особенно за последние 5-6 месяцев, было уволено немало знающих свое дело сотрудников, а на их места, как и при Саакашвили, набрали все тех же самых безусых юнцов, у которых нет ни опыта, ни практических навыков и которые полагают, что в условиях реального хозяйствования все происходит так, как написано в книгах или просчитано в элементарной арифметике.
Приведу конкретный пример. Один знакомый решил ввезти из России значительное количество живого скота. В общей сложности груз весил 50 тонн. На границе таможенный сбор составляет 1 лари за килограмм, соответственно, импортер был готов заплатить 50 тысяч лари. К тому же, когда груз живой, он пользуется приоритетным проходом, так как кормить и поить животных прямо в трейлере довольно сложно. Одним словом, скот взвесили, и весы в сумме показали 48 тонн, что для знающего специалиста вполне логично: по дороге животные всегда теряют в весе – и из-за стресса, и в результате отсутствия нормального кормления.
Но тут одна недавно назначенная сотрудница таможни подняла крик: ты хочешь нас провести, у тебя вес меньше указанного. Знакомый спокойно и внятно объяснил, что вес меньше потому, что в дороге животные испражнялись, мочились, не получали в достаточном количестве корм, но поскольку в документах фигурирует 50 тонн, с них он и заплатит таможенный сбор и, следовательно, никаких претензий из-за меньшего веса не имеет. В ответ на это таможенница разъярилась еще больше: «Как это? Что значит, испражнялись и мочились»? (Как будто сама не делает того же по несколько раз в день!). В итоге живой скот она «арестовала», то есть, запретила его вывоз из терминала и растаможку до выяснения ситуации. Теперь уже взбесился владелец: животные могут погибнуть! Но кто его слушал – начали разбирательство, контролеры настаивали на своем, будто не понимали, что и почему происходит… За три дня у этого человека погибло 7 голов скота. Потом, когда «все выяснилось», груз, конечно, выпустили, но он-то на этих семи головах потерял 30 тысяч лари! И все это ради того, чтобы неопытная, но амбициозная девушка смогла удовлетворить свое ложное служебное (непрофессиональное) самолюбие.
«Все прекрасно знали, что я прав, но проявили коллегиальность в неподходящий момент и тем самым погубили меня. Сколько, по-вашему, у меня должно быть денег за душой, чтобы я не почувствовал потери этих 30 тысяч? Завезенный скот я обязан пускать на убой, а если хотя бы одну голову продам живьем, навлеку на себя огромный штраф – это у нас контролируется строго. А вот если ошибку допущу не я, а кто-то из официальных представителей, это никого не волнует. Громко протестовать и требовать мы тоже не можем, потому что тогда тебя запомнят и в следующий раз сотворят что-нибудь похуже», — подавленно рассказывал нам потерпевший.
Естественно, так себя ведут не все таможенники. Более того, и иностранные грузоперевозчики, и грузинские в один голос отмечают, что на грузинской таможне ситуация в сотни раз более упорядоченная, чем на российской, здесь полностью исключено, чтобы таможенник стал вымогать деньги или взял взятку. Однако и единичные ошибки наносят серьезный ущерб конкретным лицам, поэтому мы и подчеркнули, что нельзя одним росчерком пера избавляться от старых и опытных кадров. Не могу сказать, новый ли это подход к делу или просто чье-то директивное указание, но немало частных компаний поступили так же, как государственные службы, с той лишь разницей, что государственные структуры выплатили мужчинам старше 65 лет и женщинам старше 60 лет (то есть достигшим пенсионного возраста) компенсацию в размере годовой зарплаты, а частные компании покрывали только 6 месяцев (впрочем, были случаи, когда ограничивались и 2 месяцами). Они разом приняли на работу молодые кадры, которые в отсутствии опытных коллег решили, что все держится на них, все вращается вокруг них, и при этом допускают грубейшие ошибки. Существует выражение, мол, ошибок не делает только тот, кто не работает, и это действительно так. Однако при грамотном подходе к смене поколений большинства ошибок вполне можно было бы избежать или предотвратить их. Вместо раздачи денежных компенсаций, следовало сделать так, чтобы молодые сотрудники какое-то время поработали рядом с опытными, и только потом отправлять последних на заслуженных отдых. Именно неопытность и подход типа «эта страна целиком принадлежит мне» погубили «Единое национальное движение», функционеры которого решили, что могут позволять себе все, что угодно.
Вернемся к скоту. Уже объявлено, что не только в Грузии, но и во всем мире говядина и свинина подорожают. Спрос на продукты питания не снижается и, по идее, нам тоже следовало бы подстроиться под эту тенденцию, но мы действуем не так, как другие страны. Те (взять хотя бы наших непосредственных соседей) готовы пролезть в игольное ушко, лишь бы хоть как-то увеличить местное производство и меньше зависеть от других, а мы словно целенаправленно из года в год его уничтожаем и ввозим все больше продукции из-за рубежа. Задумайтесь, когда вы в последний раз слышали, чтобы в Грузии в сфере сельского хозяйства был реализован какой-нибудь серьезный проект, скажем, открылась крупная ферма и т.д.? Чиновники от сельского хозяйства начнут оправдываться и доказывать, что в стране каждый месяц вводятся в строй, например, теплицы, финансируемые льготными кредитами под эгидой Агентства развития сельского хозяйства. Но, прошу прощения, одно дело открыть теплицу, и совсем другое – получить урожай. Вы готовы показать урожай, выращенный в этих теплицах, и затем – где этот урожай продается. Отвечу за вас – не готовы, потому что большинство теплиц стоит без дела: фермеры ничего не могут в них ни посеять, ни вырастить – ведь все это требует отдельных средств, а таких денег у мелких фермеров нет. Что касается крупных, то им эти теплицы либо вообще не интересны, либо нет нужды в льготных кредитах.
В последнее время вся Грузия переключилась на животноводство: покупают молодняк, 3-4 месяца откармливают его премиксом и затем продают. С одной головы удается получить до 500 лари прибыли, то есть с 10 голов – 5 тысяч лари. Беда в том, что скот, напичканный премиксом, остается у нас в стране и отправляется на убой, а здоровый уходит в арабские государства. Каким образом? Очень просто: арабы закупают у нас и вывозят только тот скот, который весит менее 180 кг, то есть, который еще не кормили премиксом. «Надувание» премиксом начинается именно после 180 кг (речь идет о живом весе), и скот прибавляет по 1200–1400 грамм в день, не съедая даже пучка сена и полностью завися от премикса. Кстати, если его не забить через 3–4 месяца, у него лопнут внутренности, потому что премикс их изнашивает, истончает и разрушает организм… Но вес при этом растет …
От 2026 года мы действительно не ждем ничего хорошего. Для позитивных прогнозов нет никаких оснований: никто ничего не делает и не намерен сделать хотя бы для того, чтобы, осенью заложить на хранение в холодильники, например, абрикосы, и потом, когда сезон закончится, не завозить их же из Армении и не продавать на грузинских прилавках по 8–10 лари. Кстати, информация к сведению тех, кто не знает: в свое время правительство Армении потратило более 3 млрд долларов на развитие в стране холодильного хозяйства, и эти средства, если и не в первый или второй, то в третий год полностью окупились, и сейчас армяне получает от этой своей инвестиции весьма солидную выгоду.
Леван Габашвили

















