

В очередной раз провалив урегулирование на Украине и не добившись ничего в Венесуэле Трамп снова развернулся к Ирану, почувствовав новую волну ослабления режима Хаменеи и наслушавшись просьб снова ударить по Ирану своего «друга» Нетаньяху, с кем он не случайно встречал Новый год, Трамп заявил:
Если Иран будет стрелять и жестоко убивать мирных протестующих, что является их обычной практикой, Соединенные Штаты Америки придут им на помощь. Мы готовы к действиям и находимся в полной боевой готовности.
Пятый день подряд Иран живет в режиме «восстания на улицах» — нарастающего внутреннего кризиса, который все отчетливее выходит за рамки экономического недовольства, приобретая характер открытого политического вызова системе власти.
Протесты вызвал резкий обвал национальной валюты (до 1,34 миллиона риалов за доллар), на фоне хронической инфляции (48,6% в октябре, причем продовольственная инфляция — 64,2%, это второй по величине показатель в мире после Южного Судана). А также продолжающегося жесткого санкционного давления. Акции протеста охватили уже не менее 36 городов. Демонстранты скандируют антиправительственные лозунги, выкрикивают «Смерть Хаменеи». Сообщается о 7 погибших и 17-ти раненых в ходе столкновений с полицией.
Эта волна протестов в Иране — крупнейшая за три года, но является лишь частью затяжного кризиса, четвертой волной протестов после 2017-2018, 2019 и 2022 годов. Ядро текущей волны — мелкие торговцы, городской сервис и, как обычно, студенты и курды (лоры). Элиты пока сохраняют видимость лояльности сплоченной правящей коалиции — связке духовного руководства (86 летний Али Хаменеи), КСИР и сил внутренней безопасности. За репрессиями, при необходимости, дело не заржавеет — по данным вашингтонского Центра Абдоррахмана Боруманда, в 2025 году там было казнено более 1870 человек, что примерно вдвое больше, чем в предыдущем году (это следствие больших арестов войны 2025 года).
Ставленник умеренных элит, ищущих пути замирения с Западом, президент ИРИ Масуд Пезешкиан, сделал шаги, которое можно назвать игрой в лавирование на грани фола. Пезешкян назначил нового главу Центрального банка Абдолнасера Хеммати после отставки предыдущего, признав, что правительство «застряло» в экономических проблемах. Президент публично предупредил, что, если правительство не сумеет решить проблемы жизнеобеспечения граждан, то, «согласно Корану», высокопоставленных чиновников ждет наказание в аду. И отверг естественные попытки свалить ответственность на «руку Запада»:
Если люди недовольны — это наша вина. Не ищите виноватых в Америке или где-то еще. Ответственность лежит на нас.
Более того, он поручил министру внутренних дел начать диалог с представителями протестующих. Хотя, как известно, никаких лидеров у протестов нет, как и общенациональной координации, и, тем более, вовлечения системообразующих отраслей, намека на раскол элит в стране.
В отличии от Пезешкиана силовое ядро иранского государства наглядно демонстрирует готовность к применению силы. Полковник Эбрахими, командир подразделения специальных сил, сделал сегодня официальное заявление:
Все города, где бунтовщики сеяли хаос, были очищены нашими сотрудниками, и безопасность людей в городах была восстановлена. Беспорядки, которые хотел создать сионистский режим, были успешно предотвращены.
Однако говорить об подавлении новой волны протестов рано. Решающая схватка за власть в Иране в любом случае ещё впереди. К ней иранские элиты готовятся, смертельной ошибки выступить преждевременно допустить никто не хочет. Что касается России, и, особенно, Китая, то допустить падение «на Запад» последнего реального союзника на Ближнем и Среднем Востоке, держателя «каспийского окна» — никак нельзя. Но пока продолжается СВО на Украине, руки у Кремля связаны, а Китай готовится к решающим битвам у других, своих морей, а не в Персидском заливе.
Времени у всех остается всё меньше, события ускоряют свой ход. Такой уж он, новый 2026 год…
Источник: Канал визионера

















