Мы придем к тому, что будем вынуждены потреблять продукты, произведенные с использованием премиксов, то есть не очень полезные для нашего здоровья, но, к сожалению, смирились с этим

    Фермы-производители яиц по 50 тетри продают кур, которые уже не могут нести яйца в нужном количестве, то есть яйценоскость которых упала ниже 70%. Держать и кормить подобных особей хозяйствам, конечно, невыгодно, и поэтому они их реализуют по бросовой цене. При этом, честно предупреждают покупателя, что использовать такую курицу можно только для получения яиц и она не предназначена для еды, потому что ее кормили препаратами, сделавшими мясо, практически, непригодным в пищу. Как вы думаете, многие ли в Грузии не питаются мясом кур, купленных по 50 тетри за каждую? Естественно, немногие. Большинство людей, купивших такую курицу, безо всяких колебаний ее съест, и, что главное, никто до сих пор даже не поинтересовался, почему считается безопасным для здоровья потребление снесенных такими курицами яиц, если кушать их мясо не рекомендуется.

    В 2025 году (за период с января по ноябрь) Грузия приобрела за рубежом сырого и замороженного куриного мяса на сумму более 111 миллионов долларов. То есть, 300 млн. лари с вызывающим зависть звоном пополнили кошельки и карманы других государств. Как тут не вспомнить хотя бы птицефабрику села Гамарджвеба, которая почти полностью обеспечивала своей продукцией всю Грузию – хозяйство, где выращивали миллионы кур! Знаете ли вы, то, что мы покупаем и называем курицей сейчас, на самом деле представляет собой птицу, выращенную всего за каких-то 40-45 дней? Тот, кто имел малейшее касательство к цыплятам и курам, прекрасно знает, что за 45 дней курицу до 2- килограммового веса довести натуральным путем невозможно, но, как оказалось, можно сделать это ненатуральным – таких птиц подкармливают ядохимикатами, которые в Грузии… запрещены. Парадокс, не правда ли? Категорический запрет на использование этих препаратов на месте почему-то не распространяется на ввоз и продажу кур, которым их скармливали!

    Сообщим вам и о том, что несколько дней назад служба контроля за безопасностью пищевых продуктов забраковала в ходе проверки при пересечении границы более 50 тонн замороженного куриного мяса, которое было отправлено обратно в страну-экспортер. Что касается пятерки наиболее крупных поставщиков к нам в страну сырых или замороженных кур, то список этих стран выглядит таким образом: возглавляет его Китай – 22489 тонн (38,074 млн долларов США), за ним следуют США – 11050 тонн (12,881 млн долларов), Бразилия – 10245 тонн (13,686 млн  долларов), Турция – 8428 тонн (12,550 млн. долларов), Украина – 8318 тонн (14,540 млн долларов.). Примечательно, что Украине, на территории которой вот уже почти 4 года идет война, удалось продать Грузии кур почти на 15 млн долларов.

    Вам не любопытно, почему местные производители не пытаются производить куриное мясо в количествах, позволяющих заместить хотя бы 10% ввозимого и в результате заработать примерно 11 млн долларов прибыли? Все просто. Располагающие фермами грузинские компании, как нам сказали, предпочитают оптом ввозить сырое куриное мясо, затем фасовать его у себя, выдавая за местный продукт. Это очень напоминает аферу с сыром, когда в Тбилиси начали продавать сыр, изготовленный из сухого молока на устроенных в селах вокруг столицы кустарных предприятиях, и тоже выдавали его за натуральный и местный. Или когда в кахетинских селах стали выдавать за овечий сыр «гуду»… продукцию, сделанную из сухого молока и разбавленную эссенцией, которая ничего общего с настоящей «гудой» не имеет…

    Не думайте, что проблема только в курах. Мы поговорили с одним из поставщиков живых свиней, который поделился с нами своей болью. Как выяснилось, чтобы выдержать конкуренцию и удержаться на рынке, он вынужден кормить ввезенных свиней премиксом. По его словам, поросятам с самого их рождения скармливают спецкорм, в результате чего 4-5 месячный поросенок, вместо естественных при обычном кормлении 35-40 килограммах, весит больше 100 килограмм.

    Где выход из ситуации? С общепринятой точки зрения его нет, потому что даже если поставщики живых свиней договорятся между собой и станут кормить поросят натуральным кормом, килограмм мяса подорожает, как минимум, на 5 лари. Но дело не только в этом – поставщики замороженной свинины просто «задушат» таких фермеров, потому что будут продавать свою продукцию в три раза дешевле. В конечном счете напрашивается неутешительный вывод: мы придем к тому, что будем вынуждены потреблять продукты, произведенные с использованием премиксов, то есть не очень полезные для нашего здоровья, но, к сожалению, смирились с этим. Недавно сосед пошел покупать не особо популярную у нас баранину и при этом разводил руками – а что прикажете делать, если, кроме баранины, все остальное выращено на премиксе. Выходит, что пока только она остается натуральной. Об овцах мы, кстати, скажем еще несколько слов, а пока опять вернемся к курам.

    Существуют породы, которые и при кормлении натуральным продуктом за 4 месяца набирают до 1,5 килограммов веса, но это, как выяснилось, тоже… убыточно. Потому что процесс откармливания становится продолжительней на два месяца и, соответственно, оказывается дороже. С учетом социального положения большинства населения Грузии, выращивание таких кур теряет смысл, поскольку мало кто захочет покупать такое дорогое мясо. В селах, где курам, по идее, спецкорм не особенно требуется, им все равно подсыпают добавки для увеличения яйценоскости. Таким образом, птица все равно получает не натуральный продукт, и это сказывается на качестве мяса. Потому и деревенские куры, забитые и приготовленные бабушками, сегодня уже не такие вкусные, как те, что мы помним.

    На первый взгляд, выход из сложившегося положения, как мы уже отметили, не просматривается, потому что в силу горькой реальности, выращивать животных или птиц на натуральных кормах стало бессмыслицей. Даже если очень захотеть, все равно из этого дела ничего не выйдет, потому что сами кукуруза и пшеница бывают выращены с изрядной долей ядохимикатов, и выходит, что в этом случае и зерно тоже должно быть собственного производства. Не подумайте, будто никто у нас ничего в этом направлении не пытался предпринять. Один мой хороший знакомый попытался, но продукт обошелся ему так дорого, что было понятно – продать его будет совершенно нереально. Более того, коллеги буквально распяли моего приятеля в соцсети, мол, откуда такие цены. Да, когда покупаешь для откорма белую кукурузную муку безо всяких примесей по 10 лари за килограмм, а «натуральная» мука свободно лежит на рынке по 4-5 лари, продать выращенную на таком корме курицу сложно.

    Мы могли бы указать рукой на Министерство сельского хозяйства страны, однако и это не имеет никакого смысла. В условиях столь нездоровой конкуренции Минсельхоз тоже вряд ли в состоянии что-либо сделать, власть же, как мы не раз слышали, в «свободный рынок» не вмешивается. По идее, выход кроется в том, чтобы в мире изменился сам подход к этому вопросу, что, как вы понимаете, исключено. Или же население страны должно достигнуть такого финансового состоянии, как, например, в Нидерландах, являющихся мировым лидером в производстве натуральных продуктов… При этом в Нидерландах живет более 16 миллионов человек, а земли меньше, чем в Грузии. Вот вам еще один парадокс, но что поделаешь – Грузия, особенно в последние десятилетия, стала страной сплошных парадоксов.

    Под этим ракурсом можно сказать еще об одном, напрямую с курами не связанном: в текущем году больше всего из продукции сельского хозяйства на международном рынке подорожала шерсть – тонна ее стоит уже 1023 доллара, что означает рост цены на 35,26%. Тем временем грузинские пастухи оказались перед лицом большой проблемы: когда приходит время стричь овец – экологи придирчиво следят, чтобы шерсть не выбрасывали или не закапывали, где попало (она плохо разлагается, и для этого отведены специальные места). В результате, пастухи готовы отдать тому, кто заберет шерсть, по 2 овцы на каждую машину. То есть, шерсть отдают бесплатно, да еще и дарят овец придачу. В мире шерсть дорожает, а у нас ломают голову, как бы от нее избавиться, выбросив куда-нибудь подальше…

    Леван Габашвили

    P.S. Кто думает, что проблема эта решается элементарно и что шерсть можно попросту сжечь, очень ошибается. Она бывает влажная, содержит примесь навоза, горит очень плохо и дымит даже не несколько дней, а несколько недель. Неужели так сложно построить в стране завод по переработке шерсти?!

    Л.Г.

                                                                                                                            

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Пожалуйста, введите ваш комментарий!
    пожалуйста, введите ваше имя здесь