Прошло немногим больше двух месяцев с тех пор, как были опубликованы официальные результаты исследования, в котором черным по белому написано: в Грузии существует серьезная проблема с натуральным сыром, потому что 83% выставленного у нас на продажу в магазинах и на рыночных прилавках сыра, изготовлено из сухого молока, причем, в столице этот показатель превышает 90%. Полученные данные означают, что сыр, который мы едим – это пальмовое масло, которое, как известно, представляет вред для здоровья людей, смешанное с сухим иранским молочным порошком…
Поговорим теперь о мясе, и начнем с того, что большинство грузинских объектов общественного питания работает на замороженном мясе, то есть это мясо скота, откормленного в Бразилии премиксом, потом забитого и после в замороженном виде поступившего в Грузию, где оно продается сравнительно недорого и в конце концов попадает в хинкали, чебуреки, различные супы… Представьте, из этого мяса готовят даже хашламу! Так что неслучайно столичные клиенты часто жалуются, что в регионах блюда в столовых намного вкусней. Секрет в том, что в районы бразильское мясо пока еще не попадает в большом количестве, и местные повара стараются делать ставку на мясо, полученное от местного скота… Тем не менее, на замороженном мясе работает значительная часть ресторанов в Сванети, и потому кубдари в них часто бывает невкусный.
Если следовать логике, ни на молочные продукты, ни на мясо цена в Грузии сезонно меняться не должна, однако, по официальным данным, хинкали у нас подорожали на 4,12%, хачапури – на 10,77%. Причина своеобразная: как нам объяснили, подорожали ингредиенты, которые требуются для приготовления хинкали и хачапури. Оказывается, цена на говяжий фарш увеличилась на 7,5%, на говядину – на 8,75%, на свинину – на 5,9%; дороже стали мука, соль, сыр, масло, масло растительное… Не поверить невозможно, так как все эти доводы полностью соответствуют конкретным официальным данным?! Но тогда было бы очень любопытно выяснить, кто и почему взвинтил цену на эти продукты?
Спросите, на чем основывается такое мое заключение? Поясню. В России не подорожала мука, но российская мука, ввезенная в Грузию, стала продаваться дороже. Бразилия не поднимала цен на мясо, а у нас оно, в том числе и бразильское, подорожало. Свинина в России вообще подешевела, а в Грузии она же, полученная в счет импортных поставок, стала дороже… Не изменилась стоимость ввозимого из Ирана сухого молока, тем не менее, цена на изготовленный из него сыр у нас увеличилась.
Объясните, почему так происходит: экспортеры продукт не удорожают, а у нас практически все это продается дороже. Понятно, человек, посещающий рестораны, может поначалу и не обратить внимания на эту надбавку, но ведь у него должно появиться желание прийти туда еще раз?! К тому же, как получается, что вы клянетесь детьми и внуками, утверждая, будто мясо у вас местное, а в сейфе, тем временем, лежат бразильские или российские накладные и счета-фактуры? Уверен, если неожиданно провести исследование в десяти лучших ресторанах Грузии, то, как минимум, в восьми из них мясо окажется замороженным, а сыр — приготовленным из сухого молока. Отдельный вопрос хачапури, который смазывают для аппетитности 10 граммами спреда, а в нем, в свою очередь, присутствует эссенция, придающая ему вкус сливочного масла. В итоге возникает ощущение, что хачапури плавает в жиру и сыре, а на самом деле в нем от начала до конца содержится только химическая смесь и ничего больше. При этом накормить одного клиента в дорогом ресторане может стоить больше 150 лари, и вы даже не поймете, что реально ели или пили за такие немалые деньги.
Проблема контроля за качеством пищевых продуктов стоит в Грузии острее, чем во всех остальных постсоветских странах, и сейчас объясню вам почему. Когда в свое время белорусский лидер не смог справиться с проблемой фальсификации продуктов обычными методами, он объявил это уголовным преступлением, и теперь все, кто решит заняться в Беларуси изготовлением пищевых продуктов, употребление которых представляет опасность для человеческого организма, рискует сразу же оказаться в тюрьме. А у нас такие «производители» чувствуют себя вольготно.
Россия всерьез занялась разведением различных пород скота, довела это дело до уровня искусства и даже обогнала европейские страны. Знаете ли вы, что сегодня такие породы коров, как голштин, джерси, швиц и ангус, гораздо выгоднее и менее рискованно ввозить из России, чем из Европы? Европейцы были вынуждены признать, что это очередное российское чудо. Достаточно привести в качестве примера Дагестан, где на огромной территории были построены племенные фермы. Причем, следует особо подчеркнуть, что россияне контролируют не только живых животных, стараясь иметь самых лучших, но и установили крайне строгий контроль на производимыми из этих животных продуктами.
Ну-ка пусть кто-нибудь в Азербайджане посмеет приготовить кебаб или шашлык из замороженного мяса! Клиенты поставят его в такое положение, что объект питания придется закрыть. Интересные вещи происходят в этом направлении и в Армении. Армяне замороженное говяжье мясо сами не используют, но продают его. Про страны Балтии и говорить не приходится, поскольку в них действуют жесткие стандарты Евросоюза и считается, что там все в порядке. Из стран Евросоюза особенно серьезным и жестким контролем за качеством мяса выделяются Германия и Швейцария. В Казахстане, Узбекистане и Таджикистане качеству мяса тоже придают огромное значение. На этом фоне совершенно непонятно, что происходит у нас в стране? Что на нас нашло? Может нам поучиться у тех же арабов, которые скот, купленный в Грузии, либо увозят живым, либо держат в специальных холодильниках, где мясо сохраняется холодным, но не бывает заморожено?
Где кроется выход из этой ситуации? В стране существует Агентство по безопасности пищевых продуктов, но, это надо признать, права его весьма ограничены. Сотрудники агентства не располагают рычагами, позволяющими довести до конца пресечение выявленных нарушений. Они вынуждены ограничиваться только штрафами. Организации также не хватает человеческих ресурсов, необходимых для того, чтобы полноценно контролировать несколько тысяч объектов питания. И что главное – сотрудники агентства, не смогут, например, выписать даже штраф, если обнаруженный ими сыр из сухого молока изготовлен легально.
На фоне всего этого блюда в грузинских ресторанах дорожают, а если спросишь у владельцев и менеджеров, на каком основании, вам с улыбкой на лице ответят: «Вы же сами видите, мест у нас по вечерам все равно нет, люди все равно приходят, все равно платят, так почему бы и нет?!» Может быть это не самое лучшее сравнение, но корову обычно доят до тех пор, пока она дает столько молока, сколько сможет. А рестораторы таким же образом ведут себя с людьми – стараются выжать из них, все, что только можно – а почему бы и нет?! Раз люди не отказываются переплачивать, то пусть так и делают, а мораль или совесть в этом случае – лишь пустые слова.
Наступит Новый год. Появится немало опубликованных статистических данных. Можно в утвердительной форме уже сейчас говорить о том, что число пищевых заболеваний возрастет и у взрослых, и среди детей. Главная причина этого – нездоровая пища, некачественные продукты, которые нам подсовывают, вдобавок, ежемесячно повышая на них цену. А главное этот рост не имеет под собой реальных причин и объективных оснований. Просто бизнесмены, занятые в данной сфере, считают, что никто ничего с них не спросит – ни сверху, со стороны власти, ни снизу, устами людей, поднявших свой голос. Во всяком случае, если кто-то и обращает внимание на подорожание продуктов и выражают недовольство, то делает это, в лучшем случае, разместив негодующий пост в социальной сети. Признайтесь, сколько раз вам доводилось видеть опубликованную в социальной сети фотографию, на которой в так называемой продукции, произведенной брендовыми компаниями, виден то мышиный хвост, то дохлая муха. Кто-нибудь когда-нибудь был за это привлечен к ответственности? А ведь сколько было случаев пищевого отравления, но к ответу так никого и не призвали…
Трудно сказать, до каких еще пор нам придется питаться пищей, которую в других странах давно изъяли из употребления? До каких пор мы будем с тревогой повторять, что молочные продукты, лежащие на наших прилавках, не имеют ничего общего с натуральной продукцией; что от этих продуктов зависят жизнь и здоровье наших детей (о себе мы уже не говорим). Нам губят и уничтожают будущее, и делают это с таким невозмутимым лицом, будто все это естественно и правильно. Нация, которая на протяжении веков проходила через бесконечные войны и чудом выжила, сохранилась, сейчас фактически подвергается уничтожению, и этому способствуют местным недобросовестные бизнесмены.
Как-то один мудрый человек сказал мне: если занимаешься производством пищевых продуктов, никогда не делай такие, которые не сможешь смело предложить своим собственным детям. А теперь загляните все себе в душу и честно признайте, сколько людей у нас делает продукты, которые никогда не рискнут дать попробовать членам своей семьи.
Леван Габашвили
















