Внезапный однодневный визит в Тегеран министра иностранных дел Турции Хакана Фидана, состоявшийся 30 ноября, стал заметным событием региональной дипломатии.
Турецкий министр провёл переговоры с главой МИД Ирана Аббасом Аракчи, президентом Масудом Пезешкианом, председателем парламента Мохаммадом Багером Галибафом и генеральным секретарём Совета национальной безопасности Али Лариджани. Но наибольшее внимание — как своей срочностью, так и характером заявлений по итогам переговоров — привлекла встреча Фидана и Аракчи.
В последние годы события в Сирии и на Южном Кавказе вновь столкнули двух исторических соперников в лице Ирана и Турции. После свержения в Сирии 8 декабря 2024 года режима Башара Асада, являвшегося ключевым союзником Тегерана, Фидан открыто призвал Иран изменить региональную стратегию. Речь, прежде всего, шла о прекращении практики «войн по доверенности» — то есть, деятельности иранских прокси-структур в Сирии, Ираке и Леванте. В ответ Иран, лишившийся в Сирии стратегических позиций, обвинил Анкару в причастности к смене режима в Дамаске и резко отреагировал на заявления турецкого министра.
Напряжённость усилилась и вокруг Зангезурского коридора, который должен соединить основную часть Азербайджана с Нахчываном. Но особое раздражение в Тегеране вызвало подписанное в Вашингтоне соглашение о реализации проекта TRIPP («Дорога Трампа во имя международного мира и процветания»).
Тем показательнее стал тон, выбранный Фиданом и Аракчи на совместных пресс-конференциях, где стороны стремились подчеркнуть не расхождения, а совпадение интересов и, прежде всего, в оценке военной мобилизации и угроз со стороны Израиля. Примечательно, что вместе с Фиданом в Тегеран прилетел и новый посол Турции в Дамаске Нух Йылмаз, который до этого десять лет работал в Национальной разведывательной организации Турции MIT.
Источник: Haqqin.az
















