Телефонный разговор Трамп и Си может послужить началом для построения постгегемонистского порядка, где Китай и США будут строить отношения как равные, а не как соперники.
Китайские формулировки, используемые в официальных материалах, чрезвычайно кодифицированы.
В китайском отчете о переговорах использовано выражение, которое никогда ранее не встречалось в американо-китайском контексте: обе страны должны «совместно защищать плоды победы во Второй мировой войне» в борьбе с фашизмом и милитаризмом, что является очевидным указанием на Японию.
Хотя фраза о защите ранее использовалась в официальных китайских релизах, но почти исключительно в контексте отношений между Китаем и Россией.
Например, в совместном заявлении по итогам визита Путина в Китай в феврале 2022 года, обе стороны заявили, что они «решительно защищают итоги победы во Второй мировой войне».
Весьма необычно, что Китай теперь использует это выражение в контексте отношений США и Китая, что свидетельствует о том, что с точки зрения Китая США могут стать частью той же структуры «защитников порядка после Второй мировой войны», которую Китай выстроил с Россией.
Что касается Тайваня, то использованная формулировка также совершенно отличается от всего, что использовалось в предыдущих коммуникациях лидеров США и Китая.
Си подчеркнул, что «возвращение Тайваня в Китай является важным компонентом послевоенного международного порядка».
Такая трактовка ставит Китай и Америку на одну сторону, когда речь заходит о Тайване, как со-победителей во Второй мировой войне, а Японию — как побежденного агрессора.
Обычно китайские высказывания по поводу Тайваня в американо-китайских дискуссиях представляют США как противника, принявшего реальность.
Это весьма существенное изменение в дипломатическом языке Китая и США: Китай предлагает перенести основополагающую риторику американо-китайских отношений с пост-Никсона на пост-Вторую мировую войну, что изменит саму природу этих отношений — от прагматичного примирения противников к историческим союзникам с общей ответственностью.
Трудно поверить, что Китай стал бы переосмысливать основополагающие принципы китайско-американских отношений лишь ради конъюнктурного урегулирования кризиса. Это выглядит как часть давно запланированного стратегического изменения, а не импровизация в ответ на недавнюю напряженность в отношениях с Японией.
Наиболее вероятное объяснение заключается в том, что Китай переориентируется на постгегемонистский порядок, где Китай и США строят отношения как равные, а не как соперники. А для того, чтобы закрепить равноправные отношения, нужен момент, когда две страны действительно были союзниками, что прямо указывает на 1945 год, а не на 1972.
Схема Никсона увековечивает американскую гегемонию — Вашингтон признаёт позицию Пекина как тактическую уступку времён Холодной войны; схема Второй мировой войны увековечивает совместную победу и общую ответственность.
Источник: Китайская угроза
















