Домой Новости Мир Интервью. Александр Каргин об иллюзиях и военном сотрудничестве в треугольнике РФ — КНР...

Интервью. Александр Каргин об иллюзиях и военном сотрудничестве в треугольнике РФ — КНР — США

Россия и Китай не кровные братья и действуют исключительно в парадигме совпадающих интересов. Китай не хочет вступать в открытое противостояния с США, хотя для нас это было бы выгодно сейчас. Пекин пытается, скажем так, сидеть на нескольких стульях и переиграть США вдолгую.

Об этом в интервью изданию Украина.ру рассказал политолог, эксперт по Ближнему Востоку и США Александр Каргин.

Председатель правительства России Михаил Мишустин встретился с генсекретарем ЦК Коммунистической партии Китая Си Цзиньпином в Пекине 3 ноября. Исходя из совместного коммюнике по итогам 30-й встречи глав правительств РФ и КНР, страны подтвердили, что будут оказывать друг другу твердую взаимную поддержку по вопросам, затрагивающим их ключевые интересы.

В частности, Россия подтверждает приверженность принципу «одного Китая», Тайвань является неотъемлемой его частью. А Пекин поддерживает усилия Москвы по обеспечению безопасности, стабильности и суверенитета.

Ранее, 2 ноября, после переговоров с министром национальной обороны Китая Донг Цзюнем министр обороны США Пит Хегсет написал в соцсети Х, что Вашингтон и Пекин пришли к соглашению о создании прямых каналов связи между своими вооружёнными силами, чтобы предотвратить возможные конфликты в будущем.

— Александр, как на практике будет выглядеть взаимоподдержка Китая и РФ, о которой говорится в коммюнике?

— Практически данная встреча обозначает, с одной стороны, что глобальных изменений в отношениях Москвы и Пекина не предвидится. Мы и до этого поддерживали политику «одного Китая», а КНР высказывала положительную коннотацию России, оказывая нам политическую поддержку. То есть у нас с Китаем сохраняются партнерско-союзнические отношения и продолжается взаимодействие по оговоренным ранее направлениям.

С другой стороны, это означает, что возможно дальнейшее развитие в плане углубления сотрудничества между странами. Но конкретики, вправду, пока нет, формулировки общие. Это говорит о том, что стороны оставляют себе пространство для маневра.

— Как мы пройдем испытание американскими нефтяными санкциями? Например, Индия продолжает закупать нефть из России, меняя поставщиков, а вот некоторые китайские компании отказались от поставок российской нефти.

— Пока все не совсем ясно — и на счет Индии, и в отношении Китая. В целом, конечно, новые американские санкции неприятны для нас, есть свои риски, ситуация может усложниться, но глобально для России ничего не изменится.

По поводу того, как мы эту ситуацию пройдем конкретно с Китаем, сейчас сказать сложно. Подчеркну, что у нас с Китаем союзническое партнерство, а не крупное братство. Все зиждется на взаимной выгоде. Напомню, что Пекин прежде всего ориентируется на свои интересы, и если увидит, что на чаше весов проблематика закупки российской нефти перевешивает выгоду, то может в той или иной степени от этого отказаться.

С другой стороны, исходя из прагматических соображений, скорее всего сейчас этого не произойдет.

— Сегодняшние отношения КНР и РФ отличается от связей Китая и СССР в период Сталина и Мао, когда мы называли друг друга товарищами?

— Сложно сказать. Во-первых, да, мы называли друг друга товарищами, но потом дело чуть ли не до войны дошло. За несколько десятилетий произошел не просто откат в отношениях стран, а они далеко шагнули в обратную сторону. Поэтому, еще раз подчеркиваю, не должно быть иллюзий.

Во-вторых, я считаю, что Китай все-таки планирует быть мировым гегемоном, поэтому конкурирует с США и поэтому ему выгодна сильная Россия, выступающая против Америки. Нам же не нужно, чтобы место одного гегемона занял другой. Россия декларирует принцип многополярного мира.

В любом случае, необходимо разделять тактику и стратегию. Тактически мы действуем логично и правильно сейчас: Китай нам союзник и партнер. А дальше — посмотрим.

Если же мы говорим про стратегическую ситуацию, то все зависит от будущих отношений США и КНР, Москвы и Вашингтона. Опять же, на фоне того, что у Трампа эмоциональные качели каждый день, не ясно, что от него ждать в следующую минуту.

— К слову про будущие отношения. Как нам относиться к восстановлению военных контактов США и Китая? Как расценивать соглашение, о котором писал Хегсет?

— Это как раз то, о чем я говорил выше. Россия и Китай не кровные братья и действуют исключительно в парадигме совпадающих интересов. Китай не хочет вступать в открытое противостояния с США, хотя для нас это было бы выгодно сейчас. Пекин пытается, скажем так, сидеть на нескольких стульях и переиграть США вдолгую. У Трампа тоже свои планы, он хочет внести раздрай в Китай санкциями.

Вместе с тем, у США и КНР сейчас налаживается не военное взаимодействие (я бы не стал так формулировать), а скорее создается некий консультативный совет, на котором страны станут обмениваться информацией, вырабатывать и согласовывать позиции. Например, по тем конфликтным точкам, по которым у США и Китая нет противоречий или они не ключевые. Допустим, по ситуации в Газе они могут координироваться, и так далее.

Естественно, повторюсь, для нас это невыгодно, но мы должны трезво оценивать Китай, без розовых очков.

— А на украинском треке чего нам ожидать в свете последних событий?

— Помощь и поддержка России со стороны Китая в рамках части СВО заключается, во-первых, в том, что страны ведут торговлю необходимыми товарами. Во-вторых, это политическая позиция, которую заявляет в мировом сообществе Китай. Можно сказать, что у Пекина лояльная, отчасти даже пророссийская, позиция. При этом китайцы выстраивают контакты и с другой стороны.

Опять же, такая позиция КНР в целом Россию устраивает, она нам выгодна, но никакой реальной, серьезной военной поддержки от Китая нет — в отличие, например, от Северной Кореи. То есть Пекин открыто не поддержал в военном плане Москву в рамках СВО. Долгое время думали, что вот-вот таковое произойдет, но этого так и не случилось.

Официальный визит президента Владимира Путина в Китай - РИА Новости, 1920, 04.11.2025

Официальный визит президента Владимира Путина в Китай

— Есть ли вероятность, что Китай откажется от поддержки России?

— Не думаю, что такое может случиться. Я думаю, что Китаю выгодно на данном этапе поддерживать Россию, потому что она ослабляет НАТО и Запад, с которыми у китайцев серьезная конкуренция. Конфликт на Украине оттягивает внимание американцев, поэтому, думаю, Китай продолжит занимать пророссийскую позицию — повторюсь, исходя не из идеологических, а исключительно из прагматических интересов.

— Вы Газу упомянули. Как ситуация будет развиваться на Ближнем Востоке? Сегодня, 4 ноября, в Стамбуле прошла встреча по ситуации с прекращением огня в секторе Газ с участием представителей Индонезии, Пакистана, Саудовской Аравии, Иордании, ОАЭ и Катара.

— Пока по этой ситуации сохранился статус-кво, который, наверное, в целом устраивает всех. С одной стороны, ХАМАС так и не разоружили (а в этом заключалась суть плана Трампа); с другой стороны, Израиль продолжил контролировать половину сектора Газа, 53% территории. Пока ХАМАС не разоружится, Израиль, соответственно, не уйдет.

То есть израильтяне по итогу получили больше половины сектора, а ХАМАС не получил ничего, а просто сохранился в полуразбитом виде — меньше, чем на половине территории. Таков промежуточный результат. Я думаю, что его никто не станет менять.

Глобально израильтяне с удовольствием зашли бы во вторую часть Газы и приступили бы к уничтожению ХАМАС, тем более сейчас там уже нет израильских заложников, а следовательно, движению давить на Израиль не чем. Но Трамп, для которого принципиально важно, чтобы в Газе сейчас не шли активные боевые действия (это будет для него геополитический провал), блокирует Израилю и другим игрокам активность.

Но полноценного мира там, конечно, нет. Как только «фактор Трампа» уйдет, все продолжится. Потому что ни одна из сторон не довольна имеющимся промежуточным результатом.

И еще важный момент про Ближний Восток. Думаю, в ближайшее время начнется война в Ливане: потому что до конца 2025 года должна была разоружиться Хезболла, согласно внутренним договоренностям, но этого не произошло. У ливанской армии нет сил ДЛЯ разоружения, и израильтяне заявляют, что сами займутся этим.

— Кстати, Трамп во время интервью показал рекламную брошюру Госдепа, в которой сказано, что он закончил 8 войн за 8 месяцев. Похоже, он не понимает, насколько странно выглядит со стороны его поведение?

— Америке «везет» на возрастных президентов — проклятие, что ли? Человек становится главой США, и сразу у него начинаются ментальные изменения. Трамп, видимо, не очень понимает, что его поведение, выглядит неуместно и несуразно, в том числе противоречивые, порой оскорбительные, посты и заявления. Можно ссылаться на характер Трампа, но, мне кажется, что не только в этом дело.

И вот эта история с брошюркой Госдепа, которую он привел в качестве доказательства того, что закончил 8 войн, тому подтверждение. Со стороны выглядит нелепо, что он приводит такое доказательство. С точки зрения геополитики, если ментальное состояние Трампа продолжит развиваться в таком направлении, мир ожидают нескучные 3 года.

— И, видимо, не только это. У вас интересный пост в телеграм-канале опубликован. Про то, что Запад в течение многих лет прикрывался как ширмой «зеленой» повесткой, которая позволяла элитам эффективно «пилить» средства, но на само деле была оторвана от реальности и ослабляла Европу и США. Сейчас, как вы пишете, экологическую повестку на Западе отменяют, и это значит, что ускоренными темпами готовятся к глобальной конфронтации с Россией. Расскажите, про это подробнее.

— В течение многих лет ученые на Западе говорили, что Антарктида теряет лед быстрее, чем когда-либо, из-за повышения глобальной температуры, и всё это может привести к ужасным последствиям. Однако внезапно все изменилось — в Сети опубликовали, ставшее крайне популярным исследование, основанное на данных спутников, о том, что обнаружилось массовое увеличение количества льда. Согласно его данным, в Антарктиде, вопреки всем прогнозам глобального потепления, прибавилось более 100 миллиардов тонн льда.

То есть западные элиты явно отменяют экологическую повестку, поэтому и появились такие сообщения. Неудивительно, что и Грета Тунберг быстро перестроилась на пропалестинскую тематику.

Ранее «зеленая» повестка позволяла западным элитам эффективно «пилить» деньги, но была оторвана от реальности и ослабляла Европу с США. А уход от этой повестки обозначает, что на Западе ускоренными темпами готовятся к масштабной эскалации на международном уровне и масштабному противостоянию с Россией. То есть так называемая здравость, которая наступила на Западе при отказе от «зеленой» повестки, для нас негативна.

Китай пошел на тактические уступки, но в главных вопросах противостояния с США будет стоять на своем. Об этом в интервью Тимофей Сергейцев: Россия испытала «Буревестник» и «Посейдон», чтобы США не втянули ее в гонку вооружений.

https://ukraina.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь