Последняя неделя ознаменовалась усилением обстрелов Украины Россией, слухами о грядущих поставках Киеву американских ракет «Томагавк» и продолжающимся появлением «неопознанных дронов» над различными объектами в Европе, а также многочисленными прогнозами о грядущей эскалации и провале любых попыток мирного урегулирования.
Тем более неожиданно на этом фоне в последние дни прозвучали заявления из Москвы и Вашингтона.
Помощник президента РФ Ушаков фактически опроверг недавние слова замглавы МИД Рябкова об «исчерпании импульса» по движению к миру, который появился после встречи Путина и Трампа на Аляске.
Ушаков сказал, что договоренности, достигнутые там, сохраняются, а Москва с Вашингтоном находятся в постоянном контакте.
А сегодня о том же заявил уже и сам Путин, который сказал, что работа по «урегулированию конфликта в Украине» строится на «принципиальных положениях», которые были обсуждены на Аляске.
Трамп же уже второй день заявляет, что переговоры между Украиной и Россией возобновятся и мир наступит.
Что в реальности происходит? Действительно ли есть перспективы скорого завершения войны?
В ходу три версии.
Первая — действительно существует некий «пакт», который заключили на Аляске Путин и Трамп по поводу войны в Украине и российско-американских отношений в целом (включая, например, прекращение огня при условии вывода украинских войск из Донбасса). И которого президент США продолжает придерживаться, однако скрытно — маскируя его жесткими заявлениями в адрес Москвы (и в таком случае, со временем, можно ожидать нового изменения его публичной позиции).
Вторая – Трампа украинские власти и западная «партия войны» убедили в необходимости жесткого давления на Россию через ограничение ее энергоэкспорта. И теперь Вашингтон пытается как можно больше стран побудить отказаться от импорта российских энергоносителей, а также, в рамках той же логики, готовится передать Украине «Томагавки», чтоб бить ими по ключевым энергообъектам РФ – как нефтяным, так и газовым. Москва же пытается убедить Трампа по такому пути не идти. С одной стороны, угрожая эскалацией, если «Томагавки» отправят. С другой стороны, заявляя о хороших отношениях, давая понять, что двери для переговоров не закрыты.
Третья – Трамп находится в некоем «пограничном состоянии», не определившись еще окончательно со своими дальнейшими действиями по Украине. Раньше он считал, что у Киева «нет карт на руках» и потому он гарантировано проиграет России. Потом его убедили, что все наоборот – Россия проигрывает, а у Зеленского есть возможности даже победить в войне, особенно если ему дать побольше оружия и сильнее надавить на РФ. И теперь, по данной версии, задача Москвы – обеспечить новый «разворот» Трампа, убедив его в том, что все на самом деле не так и Россия владеет инициативой на фронте и у Киева «нет шансов». Поэтому Кремль «прикручивает» эскалационную риторику в отношении Трампа, чтоб его лишний раз не раздражать, но при этом усиливает давление на фронте и удары по энергетике.
Отметим, что при любом из этих вариантов возобновление мирных переговоров и выход на некие договоренности возможен. Кроме случая, если развитие событий пойдет по эскалационному сценарию, с втягиванием в войну новых участников. И хотя иногда можно встретить точку зрения, что путь эскалации и «поднятия ставок» закончится тем, что «все сядут и договорятся», однако велик риск, что ситуация сорвется в штопор вплоть до начала мировой ядерной войны, после которой договариваться уже будет некому.
Источник: Политика Страны