Президент РФ Владимир Путин на этой неделе инициировал спасение последнего остающегося стратегического договора с США и подчеркнул, что Москва не хочет гонки вооружений, но всегда «в состоянии ответить на любые существующие и вновь возникающие угрозы».
Также российский лидер рассказал о революционных разработках в атомной сфере, дал напутствие губернаторам по итогам выборов и пообещал решить вопрос с участием России в БДИПЧ — Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, которое, как считают в Москве, давно уже и не про демократию, и не про права.
ТАСС собрал главное по президентской тематике за последние семь дней.
Статус-кво
Глава государства с начала сентября много времени провел в поездках, но 22 сентября в беседе с журналистами его пресс-секретарь Дмитрий Песков сразу назвал начинающуюся неделю приземленной — в том плане, что Путин будет работать в Москве. И тут же анонсировал: президент «сделает важное заявление».
Позднее в тот же день на совещании с Совбезом РФ Путин объявил, что Россия готова после истечения 5 февраля 2026 года Договора с США о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) еще год придерживаться его основных ограничений. При одном условии — если США «будут действовать аналогичным образом».
«Полный отказ от наследия данного соглашения стал бы со многих точек зрения ошибочным и недальновидным шагом», — заявил Путин. Российский лидер считает важным попытаться «сохранить на нынешнем достаточно турбулентном этапе сложившийся благодаря ДСНВ статус-кво».
Вашингтон пока не дал ответа. Песков даже в шутку (или нет) предположил, что это Владимир Зеленский «не дал просто президенту [США Дональду] Трампу сформулировать какую-то позицию в ответ на эту инициативу президента Путина». Москва ожидает, что ответ от главы Белого дома все же последует — «на неделе».
Путин в свою очередь публично никак не комментировал новую риторику Трампа по Украине, включая заявления про украинские границы и «бумажного тигра». В Кремле в целом отреагировали на эти высказывания спокойно, выразив уверенность, что президент США «сохраняет политическую волю» на продолжение усилий по мирному урегулированию.
Атомная дипломатия
Большая международная политика в публичном графике Путина продолжилась 25 сентября с переходом в ночь на пятницу. Путин вместе с другими лидерами сидел за круглым столом на Глобальном атомном форуме на ВДНХ и подчеркивал: «Мы отвергаем так называемый технологический колониализм». Речь идет о том, что Россия не ставит своих партнеров по атомным проектам в зависимость от российских технических решений, а наоборот, помогает им создать «собственную суверенную национальную атомную отрасль».
При этом именно РФ остается лидером в этой отрасли. «Не без гордости можно сказать, что только Россия сегодня обладает компетенциями во всей технологической цепочке ядерной энергетики», а российские атомные станции остаются «самыми востребованными в мире», обратил внимание президент РФ. Путин сообщил также, что уже в 2030 году Россия планирует запустить в Томской области «первую в мире ядерную энергетическую систему с замкнутым топливным циклом». «Это в полном смысле революционная разработка отечественных ученых и инженеров, — пояснил президент. — Практически весь объем — 95% отработавшего топлива — будет вновь неоднократно использоваться в реакторах».
С высокими зарубежными участниками форума Путин позднее по-отдельности встретился в Кремле, в том числе с премьер-министром Эфиопии, и.о. президента Мьянмы и премьер-министром Армении. И с гендиректором МАГАТЭ Рафаэлем Гросси.
26 сентября президента РФ ждали телефонный разговор с казахстанским коллегой Касым-Жомартом Токаевым и многочасовые переговоры в Кремле с ближайшим союзником — президентом Белоруссии Александром Лукашенко.
«Все ритмично в рабочем режиме идет, естественным образом все развивается», — оценил Путин ситуацию с обеспечением безопасности Союзного государства. Лукашенко после встречи сообщил журналистам, что вместе с президентом РФ заслушал доклад российского Генштаба, и добавил, что «Владимир Владимирович ничего не скрывает» от него.
«Люди ждут решения»
Путин на неделе пообщался также с губернаторами. 23 и 24 сентября у него в Кремле побывали глава ЛНР Леонид Пасечник и руководитель Запорожской области Евгений Балицкий.
А 26 сентября вечером президент по видеосвязи встретился с главами 21 региона, избранных (или переизбранных) в ходе недавнего единого дня голосования. Итогам этих выборов Путин давал оценку чуть ранее на встрече с главой ЦИК Эллой Памфиловой, состоявшейся из-за плотного графика президента глубоко за полночь в ночь на пятницу.
«Большое спасибо людям, которые не побоялись ничего и пришли, исполнили свой долг», — сказал Путин. Он подчеркнул, что россияне понимают особую важность политической стабильности в нынешних условиях. «Это основа того, на чем мы добиваемся успехов по всем направлениям: и в военной сфере, и в сфере обеспечения безопасности, и в экономике», — отметил президент.
Памфилова среди других тем подняла вопрос о сохранении членства России в БДИПЧ ОБСЕ. «Зачем они нам нужны? На самом деле — зачем мы платим взносы? Они не защищают наши права абсолютно», — отметила глава ЦИК. Путин согласился, что ситуация нелепая, и пообещал обсудить этот вопрос с МИД РФ и парламентом.
На встрече же с главами регионов Путин отметил: «Наши люди понимают тот ответственный момент, исторический, через который проходит страна, и поддерживают нас с вами». Но это не отменяет того, подчеркнул президент, что «нужно решать те задачи, которые стоят перед регионами, в конкретном населенном пункте, в конкретном субъекте федерации». «Люди ждут решения этих вопросов», — заключил глава государства.