Близятся выборы местных органов самоуправления. Власть постоянно внушает и напоминает нам, что экономика Грузии изо дня в день уверенно растет, однако широкие массы этого мнения, мягко говоря, не разделяют… Что совсем неудивительно: перед выборами ощутимо подорожали продукты питания, и это, естественно, не могло не привести к недовольству общества. Как, собственно, и ежегодное довольно внушительное повышение заработной платы государственным чиновникам и служащим.
Правда, премьер-министр на фоне роста экономики сообщил о том, что в некоторых госструктурах проходит сокращение штатов, и в дальнейшем начатая кампания будет продолжена. В каких сферах могут произойти сокращения, где штаты раздуты больше всего? – По этим и другим важным вопросам с нами беседует политолог Гамлет Чипашвили:
— Премьер-министр нас обрадовал: в нынешнем году рост грузинской экономики с января по июль составил 8%, и таким образом мы оставили позади себя европейские государства. Факт, который следовало бы только приветствовать, но при одном принципиальном условии – если бы он коснулся благосостояния населения. Потому что за последние 13 лет власть неоднократно радовала нас такого рода внушительными «успехами», однако ни один из них не привел к росту благосостояния рядовых граждан. Чрезмерным повышением зарплат порадовали лишь тех, кто находится непосредственно в структурах власти или занят в бизнесе
Повышение зарплат госслужащим катастрофически отразилось на розничных ценах на продукты питания, медикаменты, предметы первой необходимости, медицинское обслуживание, транспорт, все виды сферы услуг. Теперь элементарная поломка водопроводного крана на кухне или в туалете ставит жильца перед необходимостью не только покупать задорого новый экземпляр, но и вынуждает его отстегивать огромную сумму, которую на фоне общего подорожания потребует от него сантехник. Приговор безжалостен – это чуть ли не половина стандартной пенсии гражданина Грузии, ну а если, кроме крана, придется, например, заменять и трубу, это станет поводом для настоящей семейной трагедии, и напряжение достигнет кульминации. О других, более сложных видах услуг (например, связанных с ремонтом личного автомобиля) даже говорить не приходится, потому что в этом случае расходы переходят в категорию заоблачных.
Теперь посмотрим на процедуры, без которых нам практически не обойтись. Например, во сколько нам сядет консультация у врача. На нее, как минимум, придется потратить не менее 50-60 лари, иногда – и все 80. Причем, речь идет лишь о сумме, которая покрывает беседу со специалистом. Лечение и медикаменты – это отдельная статья расходов, и часто ими дело не ограничивается. Вот почему, когда полуголодному и измотанному превратностями жизни населению начинают рассказывать о необыкновенно высоких процентах экономического роста, люди, в лучшем случае, впускают сказанное в одно ухо и из другого выпускают. Для них все эти слова – лишь пустой звук, и декларируемым показателям они справедливо не верят. Рядовые граждане уже привыкли к подобным сказкам, которые неизменно слышали из уст Шеварднадзе, Саакашвили, всех назначенных Иванишвили и сменявших друг друга премьер-министров.
Так что, эту заигранную правительственную «пластинку» давно пора сменить; она безнадежно износилась и звучит со скрежетом, но власть, тем не менее, по-прежнему упрямо продолжает ее нам крутить. Похоже, ей недостает ума и фантазии, чтобы придумать что-нибудь более убедительное и внести хоть какую-то новизну в эту утратившую силу абстракцию.
— Премьер Кобахидзе заявил, что экономический успех достигнут в результате оптимизации и рационального расходования государственного бюджета, перечислив государственные органы и предприятия, где прошло сокращение штатов. По его словам, штат был сокращен и в государственной канцелярии, а также в министерствах, в том числе, в Министерстве иностранных дел. Последнее вызывает весьма позитивные эмоции, поскольку именно в названном внешнеполитическом ведомстве у нас оказалось так много предателей. Вы следите за изменениями, происходящими в этой сфере? Какова ситуация в посольствах, где сейчас также идут сокращения?
— Я бывший работник Министерства иностранных дел и хорошо знаком с его структурой, формированием которой занимался лично в период с 1993 по 1994 год, когда ведомство возглавлял Александр Чикваидзе. Для создания его структуры мне довелось пройти консультации в министерствах иностранных дел России и Турции. Много воды утекло с тех пор. Претерпела изменения политика, изменилась жизнь. Это не могло не повлиять и на работу МИДа, но структура сохранилась. В 1994-95 годах у Грузии были за рубежом 2-3 посольства и консульства. Со временем, особенно в период президентства Саакашвили, их число возросло. Причем, наши дипломатические представительства были созданы и в странах, с которыми у Грузии нет ни исторических, ни политических, ни торгово-экономических отношений.
Недавно грузинское посольство открылось в Южно-Африканской Республике, куда послом направлен некто Беридзе – опытный работник, много лет проработавший в дипломатической сфере. Тем временем у населения Грузии, как вы понимаете, существует очень размытое и смутное представление о Южно-Африканской Республике. Более того, я уверен, что оно такое же неопрределенное и у так называемой грузинской дипломатии. Какие задачи будет решать там наше посольство? Чем должны заниматься грузинские дипломаты в Южной Африке?
Точно так же совершенно непонятно, какие связи существуют у грузинской политики, например, с Мадагаскаром, или с Португалией, Австралией и Новой Зеландией?
Создание консульских служб – дело другое, но и здесь следует учитывать численность грузинских граждан в стране пребывания. Одним словом, я хочу сказать, что для Грузии дипломатические представительства, не считая нескольких стран – это большая роскошь и прямое расточительство государственного бюджета. Даже если речь идет о такой стране, как Италия, где существует многочисленная грузинская диаспора. Консульская служба там, конечно, необходима, но наличие посольства я считаю совершенно излишним.
Мне не раз доводилось становиться свидетелем «работы» наших дипломатов в различных зарубежных странах. Многие, поверьте, занимаются лишь тем, что с утра до ночи смотрят грузинские телепередачи. Что касается программ местного телевидения, то они их мало интересуют по причине низкого уровня знания государственного языка. Такой с позволения сказать дипломат, находясь в иностранном государстве, варится в грузинской среде, в то время как местную обходит стороной. Впрочем, это касается не всех – к счастью, бывают и исключения.
Работающий за рубежом дипломат должен быть вхож в политику соответствующей страны, интересоваться ее искусством, культурой, спортом, научными достижениями и т.д.; он должен активно посещать театральные спектакли, важные мероприятия, знакомиться с музеями, предприятиями, образовательными учреждениями; иметь тесные контакты не только с местными коллегами, но и с политиками, представителями науки, культуры, спорта, средств массовой информации. Он обязан жить тамошней жизнью, хорошо владеть обширным спектром информации, глубоко в нее вникать и оперативно передавать наиболее важные сведения центру – то есть, своему внешнеполитическому ведомству.
13 лет назад Бидзина Иванишвили признался, что, живя во Франции, он не мог дождаться, когда начнется телевизионно-юмористическое шоу «Дардубала». Думаю, уровень общего образования человека, который находясь в Париже, в этом мировом центре искусства и культуры, с нетерпением ожидает начала передачи «Дардубала» не заслуживает даже критики.
Подлежит серьезному пересмотру и стиль работы самого Министерства иностранных дел, а вместе с ним – посольств, консульских учреждений. В дипломатической сфере, вообще-то, не принято, чтобы дипломат публиковал статьи, давал интервью, однако для такой страны, как Грузия, я считаю это не только допустимым, но и обязательным.
Наших дипломатов, работающих за границей, необходимо обязать выступать с публикациями в государственных печатных органах…
— Но в Грузии, как известно, такого государственного печатного органа больше не существует.
— Он непременно должен существовать. Следует раз и навсегда перестать играть в псевдодемократию. Государство должно иметь свой печатный орган, как и государственное радио и телевидение.
Утвердившаяся в нашей в дипломатии практика не только навредила процедуре ротации, но и способствовала появлению у работающих за рубежом дипломатов ничем не оправданной самоуверенности.
Срок командировки послов и дипломатического персонала в заграничных посольствах не должен превышать 3-х лет. А мы что имеем?
Посла аккредитуют в одной какой-нибудь стране на 4 года, а часто и дольше, потом переводят его в другую, тоже на 4 года, затем – в третью. Таким манером лицо, назначенное послом, не менее 12 лет пребывает за рубежом и живет в роскоши, по сравнению с местными гражданами, причем, за счет государственного бюджета. То есть справедливо можно сказать, что он прожигает жизнь за счет грузинских налогоплательщиков. Пора положить конец этой порочной практике!
Премьер-министр Кобахидзе говорил об экономии бюджетных расходов и подчеркнул, что в госорганах идет процесс сокращения штатов. В качестве совета скажу, что это полумера. Полноценной она станет лишь тогда, когда будут упразднены функционирующие в Тбилиси Верховный совет и Совет министров Абхазии со всеми своими министерствами. Это абсолютно бессмысленная трата средств, лишь мешающая формированию отношений с де-факто властями Абхазии. Непонятно, как следует воспринимать правительство, не имеющее подконтрольной территории и ни за что, по сути дела, не несущее ответственности?!. Между тем, перечисленные выше и расположенные в столице Грузии надуманные органы и ведомства именно таковыми и являются.
Попробуйте напрячь ваше воображение и представить, что у нас вдруг установились нормальные отношения с Абхазией. Будет ли у действующего в Тбилиси абхазского правительства хоть малейший шанс перебраться в Сухуми? Сам же и отвечу на свой вопрос: ни малейшего!..
Инициатором создания правительства Абхазии в изгнании был Шеварднадзе, который старался хоть чем-то успокоить беженцев, в общем-то, недовольных развязыванием войны в автономии, а тем более, понесенным в ней поражением. Шеварднадзе тогда сформировал не только правительство, но и основал Министерство по примирению – аморфный и ни на что не способный орган, который, тем не менее, функционирует по сей день.
Мне возразят, что существование абхазского правительства в изгнании связано с политическими мотивами и расчетами, к тому же, оно, мол, занимается решением проблем беженцев. Это правительство существует в Тбилиси с 1992 года, а в грузинском парламенте в течение многих лет работала абхазская фракция, состоящая из никем не избранных депутатов. И что в итоге? Точку существованию фракции поставил Саакашвили, а вот так называемому правительству Абхазии счастливо удалось избежать его гнева.
Что же касается проблем беженцев, то для их решения не требуется правительства Абхазии, поскольку все эти люди официально являются гражданами Грузии, и их вопросами обязаны заниматься соответствующие местные службы и органы.
Власть Грузии пока еще не вышла из подросткового возраста, так что неудивительно ее увлечение спортом. В спортивных пристрастиях обычно находит отражение характер личности, и потому понятно, что одним нравится футбол, другим – баскетбол, третьим – гимнастика и т.д. Однако, спортивные увлечения власть предержащих не должны выбиваться за разумные, приемлемые рамки и приводить к расточительству при расходовании бюджетных средств. Какой смысл в объявленной Кобахидзе экономии расходов, если какого-то спортсмена или команду за минимальный и совершенно незначительный на международном фоне успех поощряют несколькими миллионами лари?!
Сначала выделили деньги футболистам, теперь вот и баскетболистам перечислили 3 миллиона, с оговоркой: если выиграете, получите еще столько же. Между тем, все ведущие футболисты и баскетболисты нашей национальной сборной играют за рубежом и, образно говоря, не нуждаются – получают прекрасное вознаграждение в своих клубах. Денежный подарок должен выдаваться им только в случае выдающегося достижения, например, если команда или спортсмен займут одно из трех призовых мест в высокопрестижных соревнованиях.
— 4 октября пройдут выборы местных органов самоуправления. Чего нам ждать?
— Полагаю, выборы пройдут на фоне демонстраций и митингов, которые продолжатся и в последующие дни. Митингующих подпитывает не только оппозиция, но и Запад, который уже давно ведет борьбу с правящей командой «Грузинской мечты» и в сущности грозит ей государственным переворотом и свержением.
Запад напоминает поведением осеннюю муху – перед сдачей позиций он больно кусает. Однополюсный мир сменяется многополярным, и мы наглядно увидели это в ходе саммита Шанхайской организации сотрудничества в Тяньцзине и во время грандиозного военного парада в Пекине.
— Готов ли Запад отказаться от своей гегемонии?
— Нет, конечно. Легко своих позиций Запад не уступит и будет сражаться до конца – он занимается устройством «цветных революций» в Сербии, Непале, организует воздушный удар Израиля по Дохе, продолжает неофашистскую войну в Украине, вводит новые санкции против России, Индии, Китая, Ирана, осуществляет теракты и прибегает к тысячам грязных трюков. Власть в Грузии ему не по душе, и достаточно небольшой искры, чтобы вспыхнул пожар. Пример – Непал.
Напряжение царит и по соседству – в странах Ближнего Востока. В подобной ситуации требуются очень сдержанные и разумные шаги, а не самоуверенная бравада, бахвальство и угрозы в адрес оппозиции.
Эпицентром митингов стал в последние дни избирательный штаб Каладзе в гостинице «Сакартвело». Ни самому Каладзе, ни членам его команды даже в голову не пришло, что в существующей ситуации открытый в центре города помпезный штаб неизбежно станет местом столкновения полиции и митингующих… Никто из них не подумал, что перекрытие движения по улице Меликишвили – а это происходит регулярно – создаст большой дискомфорт для тбилисцев. Причем, все это может получить продолжение и после 4 октября.
Создают дискомфорт и портреты Каладзе, натянутые во всю ширину улиц. Непонятно, зачем все это в фактически бесконкурентной среде? Кто способен составить реальную конкуренцию Каладзе? Кто готов серьезно соперничать с ним за пост мэра? Таких не видно. Но к чему тогда эта навязчивая самореклама, связанная с расточительным расходованием денежных средств?
На подобном фоне слова Кобахидзе относительно «экономии» воспринимаются всего лить как громкий рекламный выстрел и не более того…
Беседовала Эка Наскидашвили