С августа 2008 года и по сей день, пока Временная Парламентская Комиссия по расследованию преступлений режима Саакашвили не опубликовала Заключение, грузинский народ плутал по дебрям грузинской политики в поисках ответа на вопрос – КТО НАЧАЛ ВОЙНУ В АВГУСТЕ 2008 ГОДА? Ведь решения международных судов и резолюции международных организаций, заключения международных комиссий и заявления грузинских политиков противоречили друг другу. И вдруг 17 лет спустя грузинский кинорежиссёр-документалист Гога Хаиндрава, давая объяснения вышеупомянутой Комиссии, произнёс 389 слов (см. стр. №314), после которых задавать этот вопрос просто нелепо.
28 марта 2025 года, на заседании Временной следственной Комиссии Парламента Грузии по расследованию преступлений, совершенных действующим с 2003 по 2012 год режимом и должностными лицами режима, Гога (Георгий) Хаиндрава привёл неопровержимое доказательство, что тогда была ПРАВА РОССИЯ. Давшие показания до Хаиндрава военачальники Саакашвили подтвердили, что 7 АВГУСТА 2008 ГОДА, ЗА ПОЛ ЧАСА ДО ПОЛУНОЧИ, ПО ПРИКАЗУ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО МИХАИЛА СААКАШВИЛИ НАЧАЛСЯ АРТОБСТРЕЛ ЦХИНВАЛИ.
Ниже приведу эти 389 слов, произнесённых Хаиндрава, который с 2004 по 2006 год занимал пост госминистра по урегулированию конфликтов, а потом сделаю несколько уточнений и комментариев.
Гога Хаиндрава: «Точно не помню – то ли в конце весны, или в начале лета, Владимир Путин проводит в Москве скачки, куда приглашены для участия все президенты СНГ со своими лошадями. Приглашён и Саакашвили. После событий в Аджарии прошёл месяц-два, недавно случились аджарские события… В делегации – Гела Бежуашвили, Саакашвили с супругой, я, ещё кто-то может и был, не помню, но на те скачки, которые прошли на Московском ипподроме, пригласили Саакашвили с супругой, Гелу Бежуашвили и меня. Был накрыт большой стол, за которым президенты сидели вместе, а за маленькими столами сидели мы, премьер-министры стран СНГ, секретари Советов безопасности и те, кто сопровождал президентов.
Когда закончились скачки, Путин пригласил президентов, для них был накрыт отдельный стол где-то в здании. Нам отдельно накрыли стол, наверное, столько людей там не помещалось. Было очень интересно, что электрокар — такой маленький, двухместный, которые ездит по полю для гольфа – стоял там у выхода. И когда вышел Путин, он усадил Саакашвили рядом (в гольф-кар), (хотя) там были Алиев, Назарбаев, и другие — фамилии всех не припомню, очень уважаемые президенты…
Приблизительно час-полтора продолжалось застолье. Ипподром – маленький, поэтому наши автомобили туда не въехали, въехали только автомобили президентов. Саакашвили звонит Бежуашвили, который сидит рядом со мной, и говорит – сейчас я выеду на машине, встречайте и садитесь ко мне в машину. Встретили, сели в машину и Бежуашвили спрашивает – ну расскажи, мол, что было (о чём вы говорили с Путиным). «Да что ты (отвечает ему Саакашвили), у нас была сильная встреча!». Говорю вам слово в слово, что сказал Саакашвили в машине: «Путин мне говорит – видишь, как мирно и хорошо решился вопрос Аджарии? Видел же всё?! Поэтому, если мы наладим наши отношения так, как надо, урегулируем и проблему Цхинвальского региона – именно такими отношениями, дружбой! Только хочу тебе сказать, что на это мне потребуется время, приблизительно один год. У меня тоже есть общество, в котором, так сказать, есть разные мнения, и вот так, одно за другим (Цхинвальский регион после Аджарии), я не сделаю».
В машине — тишина… Бежуашвили спрашивает: «Ну и что думаешь?». «Что за один год, где у нас один год! Год нет, это… Я это решу сейчас же, как только вернёмся!», — отвечает Саакашвили. Тогда я понял и решил, что, несмотря на большую борьбу против меня, я не уйду в отставку с этой должности. Вернулся в Тбилиси и вы все хорошо помните события лета 2004 года, когда, практически, мы все оказались перед лицом военного конфликта…».
Арно Хидирбегишвили: Дерби, которые вспоминает Гога Хаиндрава, это были первые Скачки на приз Президента России, которые прошли на Московском ипподроме 3 июля 2004 года в рамках неофициального саммита глав государств СНГ. Это стало возрождением традиции, потому что в Российской империи проводились скачки на Императорский приз. Дерби, как известно, это соревнования между командами одной страны, но я не оговорился: Президент России, пригласив участвовать все страны СНГ, подчеркнул этим, что они являются членами одной семьи — Союза Независимых Государств, а Российская Федерация, как ранее — Российская империя, продолжает играть консолидирующую роль.
Хаиндрава прав – это событие действительно произошло спустя два месяца после событий в Аджарии, если считать их завершением ночь с 5 на 6 мая 2004 года, когда Аслан Абашидзе вместе с сыном покинули Батуми, вылетев с секретарём Совета Безопасности России в Москву. Путин не случайно напомнил Саакашвили про Аджарию – если бы не Президент России, Саакашвили со своими сторонниками никогда бы не смог пересечь границу Автономной Республики, на территории которой, в Батуми, находилась российская военная база, не считая спецназа и других военизированных подразделений аджарских силовых структур.
Итак, 3 июля 2004 года, в Москве, президент РФ Владимир Путин, по свидетельству Георгия Хаиндрава, оказал президенту Грузии Михаилу Саакашвили особые знаки гостеприимства и предложил дружбу и сотрудничество, пообещав помочь решить территориальную проблему Грузии в Цхинвальском регионе, но Саакашвили оказался лжецом и опасным подлецом.
Примечательно, что это была уже вторая встреча Саакашвили с Путиным в Москве в 2004 году — первый раз они встретились 11 февраля 2004 года и это был первый зарубежный визит только что избранного президента Грузии. В начале встречи Президент России поздравил Саакашвили с избранием на пост главы государства. На встрече в Кремле президенты рассмотрели перспективы торгово-экономических отношений, ситуацию с поставками грузинской стороне российских энергоносителей, а также вопросы реструктуризации задолженности Грузии перед Россией. Кроме того, лидеры двух стран подробно обсудили вопросы борьбы с терроризмом и положение на российско-грузинской границе. Силовым структурам России и Грузии тогда были даны поручения о подготовке планов совместной работы — как непосредственно на границе, так и во взаимодействии органов безопасности и внутренних дел. Путин и Саакашвили договорились о возобновлении «сочинского процесса», связанного с трехсторонним сотрудничеством России, Грузии и Абхазии в энергетике, восстановлении железнодорожного сообщения и возвращении беженцев.
Но Саакашвили сорвал все эти договорённости – точно также, как график вывода из Грузии российских военных баз. А 11 марта 2020 года, в интервью ТАСС в рамках проекта «20 вопросов Владимиру Путину», Президент России отметил, что просил тогдашнего грузинского коллегу «ни в коем случае не пытаться решить вопросы Южной Осетии и Абхазии силовым способом», и Саакашвили пообещал этого «никогда не делать», но слов своих так и не сдержал – 7 АВГУСТА 2008 ГОДА, В 23 ЧАСА 35 МИНУТ, ПО ПРИКАЗУ СААКАШВИЛИ НАЧАЛСЯ АРТОБСТРЕЛ ЦХИНВАЛИ.
P.S.
В результате вышеуказанных преступных действий Саакашвили,18 июля 2009 года, на шестые по счёту Скачки на приз Президента России, приглашение, кроме президентов постсоветских стран, уже получили лидеры Абхазии и Южной Осетии — Сергей Багапш и Эдуард Кокойты.
Арно Хидирбегишвили,
гендиректор и главный редактор ГРУЗИНФОРМ, директор Центра безопасности, стратегического анализа и информационной политики
19 сентября 2025 года
Грузия, Тбилиси
http://ru.saqinform.ge/