До каких еще пор мы будем обманывать себя, умалчивая о том, что у Грузии нет других реальных возможностей для экспорта, кроме российского рынка?!

    Пока сбор винограда – ртвели не перешел в решающую фазу, грузинские фермеры заняты уборкой яблок. На внутреннем рынке грузинские яблоки продаются, как правило, в небольших количествах, поэтому все производители стараются любым путем вывезти их за пределы страны и реализовать за рубежом. Недавно Министерство сельского хозяйства Грузии с удовлетворением озвучило информацию о том, что в нынешнем году мы продали яблок больше, чем в предыдущем, а главное, что нам удалось расширить список стран, куда экспортируются наши фрукты – имелось в виду, что яблоки в большом количестве были вывезены в Казахстан, Беларусь, Армению, Турцию и Россию. Причем, в ходе упоминания о российском рынке, Минсельхоз почему-то тут же добавил, что продажи на нем грузинских игристых вин, то есть шампанского, резко снизились и что мы по этому показателю вообще находимся в Российской Федерации на седьмом месте.

    Заявление о том, что грузинское шампанское продается в России в малых количествах, выглядело несколько странновато, как не совсем понятно было и то, что это за седьмое место, о котором зашла вдруг речь. Мы решили слегка углубиться в проблему, поинтересовались деталями, и вот что удалось выяснить. На первом месте по продажам игристых вин в Российской Федерации находится Италия, за ней последовательно идут Франция, Испания, Венгрия, Португалия, то есть страны, которые традиционно славятся своими винами и являются крупнейшими мировыми экспортерами. Однако самое любопытное, что 75% в данном сегменте российского рынка приходится на игристые вина местного производства! Как оказалось, больше всего россиянам приходится по вкусу собственный игристые вина. Из всего вышесказанного следует, что мы имеем дело с обычными рыночными колебаниями и не произошло ничего из ряда вон выходящего или катастрофического, чтобы заявлять об этом в совершенно неподходящем контексте.

    А что касается яблок, то за границу в этом году Грузия продала их 18,2 тысячи тонн. Вам, наверное, любопытно узнать, в какие именно страны и в каком объеме была отгружена эта продукция? Тут секрета нет, хотя официальные лица предпочитают обходиться эмоциональными оценками, а цифры особо не афишируют: в Казахстан мы отгрузили 60 тонн яблок, в Беларусь – 59 тонн, в Армению – 34 тонны и в Турцию – 21 тонну, то есть суммарно в четыре этих страны было реализовано 174 тонны яблок. А как же остальное? А остальное в объеме более 18 тысяч тонн целиком пришлось на Россию. Вот и получается, что грузинские власти в лице Минсельхоза манипулируют в официальном сообщении цифрами и словами, тем самым явно пытаясь то ли повлиять, то ли подстроиться под общественное мнение.

    Формально, вроде бы, и не придерешься: мы действительно продали грузинские яблоки в пять зарубежных стран, что само по себе, конечно, неплохо. Но насколько правильно, по-вашему, ставить на одну доску 18 тысяч тонн и 174 тонны, «скромно» умалчивая о том, что эти 18 тысяч были проданы в одну страну, а 174 – в четыре? Кто-то выразит недоумение, почему же такое происходит?! Между тем, все очень просто. Нам стыдно признаться, что главным потребителем грузинских яблок является Россия, и что, если б не она, сезон был бы сорван и грузинская сторона не досчиталась бы 11 миллионов долларов.

    Нам безо всяких подвохов и обиняков по-настоящему интересно, до каких еще пор мы будем обманывать себя, умалчивая о том, что у Грузии нет других реальных возможностей для экспорта, кроме российского рынка? До каких пор будем скрывать, что ни на одном рынке, кроме российского, грузинские продукты никому не нужны и никто, несмотря на многочисленные попытки, даже не обещает открыть нам доступ на другие рынки? Где в перечне наших импортеров фигурирует хоть какая-нибудь европейская страна? И неужели прикажете поверить, будто даже не являющиеся членами Евросоюза государства завозят себе фрукты вкуснее, лучше и качественнее, чем наши грузинские яблоки, и что если эта продукция появится там на прилавках, то она не найдет себе покупателя?

    Конечно же, все произойдет с точностью до наоборот, и наши яблоки расхватают, а потребители останутся довольны. Но не потому нас на эти рынки как раз-таки элементарно не пускают? Ведь для любого очевидно, что появление на рынке любого нового, а тем более, качественного товара ударит по местному бизнесу. Опасаются они справедливо, но действуют крайне несправедливо, когда не дают нашей продукции хода. Даже если выставить некоторые грузинские продукты на прилавок в порядке эксперимента, они на нем долго не задержатся. Впрочем, европейцы не рискуют выдать разрешение даже на ввоз опытной партии: мало ли что?! А вдруг эти яблоки так понравятся покупателю, что тот начнет повсюду за ними охотиться и решительно откажется от любых других!

    Занимательно во всей этой истории и то, что ситуация, о которой мы говорили выше, хорошо всем известна, то есть это именно тот классический случай, когда мы лицемерно обманываем и самих себя, и Запад, причем, все отлично понимают, что к чему, знают, что это именно обман и самообман, но довольны и счастливы. Мы сознательно создаем и для себя, и для наших партнеров иллюзию, будто ведем активный поиск европейских рынков, а европейские «благожелатели» на словах нам помогают, уверяя, что продолжат помогать и дальше, но на деле… Наступит разгар сезона для какого-нибудь очередного продукта, и мы опять, не раздумывая, подадимся в сторону России. Да, кстати, заслуживает внимания и еще одно немаловажное обстоятельство: устоявшееся мнение, будто российский рынок дешевый, давно осталось в прошлом, потому что на нем наши фермеры продают теперь свою продукцию дороже, чем смогли бы, представься им такая возможность. продавать ее в Европе.

    Признаться, уже и не припомню, как давно мы начали писать и утверждать, что постоянно говорить о российском рынке, безусловно, не обязательно и не надо. Однако располагая столь внушительными цифрами, мы все-таки обязаны время от времени не скрывать от общественности, что нашим главным партнером в части экспорта является Россия. Кстати, несколько даже странно, что, продавая больше всего товаров в Россию, оттуда мы завозим гораздо меньше. По линии импорта у нас лидируют Турция и Китай. Есть, правда, одно обстоятельство – с мукой мы так ничего и не смогли поделать. Десятилетиями в роли основного и часто едва ли не единственного поставщика зерна пшеницы и муки для выпечки хлеба и хлебобулочных изделий выступает для нас Россия, но мы об этом говорим только шепотом. Интересно, почему нельзя завозить из России в Грузию что-то еще? Особенно учитывая, что российские товары отличаются откровенно лучшим качеством и наиболее приемлемой ценой?

    Оказывается, кто-то постоянно внушает, будто если массово выставить на полки российскую продукцию, это вызовет агрессию у грузинского покупателя. Не могу сказать, кто стал главным инициатором этой глупой пропагандистской идеи и столь же идиотского подхода, но поверьте, господа, агрессию у местного потребителя вызывает в основном высокая (нередко крайне завышенная) цена на продукт, а не страна-производитель. Нелепо утверждать, что кто-то разозлится, обнаружив на прилавке гораздо более качественный продукт по значительно более низкой цене. Не верите? Проведите эксперимент в любой торговой сети! И не начните меня убеждать, что наш рынок по-настоящему свободен и мы в него не вмешиваемся. По каким-то неизвестным широкой публике причинам у нас имеются многолетние обязательства перед Китаем и Турцией, и потому мы им во всем потакаем.

    В то же время ни один грузинский высокопоставленный чиновник целую вечность не встречался с представителями российского официоза и не обсуждал вопросы углубления экономического сотрудничества. Сделать это не только довольно просто, но и пошло бы на пользу обеим сторонам. Однако не было даже попытки такого рода, а, между тем, если бы появились подвижки на экономическом направлении, это могло бы привести к более открытому обсуждению и других вещей. Сколько можно прикрываться секретами Полишинеля? Или вы думаете, люди не догадываются, что одна из недавно появившаяся в Грузии и начавшая торговать нефтепродуктами сетей российская? Вы полагаете, водители не знают, почему топливо в этой сети самое дешевое, причем, по качеству не уступает продуктам «брендовых» компаний? Или вы владеете информацией, что кто-то из них выразил протест и отказался заправлять свой автомобиль только потому, что владельцы компании россияне?

    Наверное, мы уже забыли, как не так давно Запад был потрясен тем, что грузинский мед завоевал золотые медали на нескольких международных выставках. Но стоило нам только попытаться начать вывозить его в Европу, поскольку был высокий спрос, как они неожиданно изменили закон, ужесточили какие-то требования, причем, все это коснулось только грузинского меда. Европа заявила: избавьтесь по всей Грузии от выгребных туалетов, потому что из них ваши пчелы берут соль. А ведь специалисты прекрасно понимали, что нашей стране для выполнения такого требования, не хватило бы всего государственного бюджета страны за два года. Или вы убеждены, что у европейских производителей не было аналогичных проблем? Были, конечно, и есть. Но в законе, в который из-за Грузии были внесены изменения, это требование прописано очень хитро: такой мед нельзя ввозить, хотя на месте производить его не запрещено.

    Это можно приравнять к такой ситуации: привезешь марихуану из Грузии – преступление, вырастишь на месте – никакого криминала. Все отлично знают, что проследить за каждой пчелой невозможно, но зато можно одним росчерком пера наглухо перекрыть путь в Европу грузинскому меду. Да и не только в Европу. Попробуйте полететь в Азербайджан (сухопутная граница с Азербайджаном все еще закрыта из-за коронавируса!), прихватив с собой больше литра меда. На азербайджанской таможне его в лучшем случае отберут, в худшем – могут банку разбить. Спросите, почему? Да потому что монополию на мед там удерживают конкретные персоны, и для посторонних места на рынке нет.

    Так или иначе, власти должны объективно и публично признать, что по части импорта нашим главным партнером является Россия, и, более того – необходимо уже в нынешнем году начать урегулирование экономических отношений с ней на официальном уровне. Оппозиция и Запад, ни на минуту не сомневаюсь, назовут этот шаг государственной изменой, но на самом деле он позволит облегченно вздохнуть как грузинской экономике, так и простым гражданам. Когда люди почувствуют на себе это облегчение, они перестанут прислушиваться к Западу… Ну а оппозицию, к счастью, большинство населения и так давно не слушает.

    Пора пересечь Рубикон, и чем скорее мы это сделаем, тем будет лучше.

    Леван Габашвили

                                             

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Пожалуйста, введите ваш комментарий!
    пожалуйста, введите ваше имя здесь