Дмитрий Лордкипанидзе: Грузии придется задуматься о восстановлении железнодорожного сообщения в направлении Абхазии и о возрождении идеи создания железнодорожного коридора через Главный Кавказский хребет

    «Зангезурский коридор может ускорить реализацию формата «3+3» и способствовать активизации нашего региона»

    Дмитрий Лордкипанидзе: Грузии придется задуматься о восстановлении железнодорожного сообщения в направлении Абхазии и о возрождении идеи создания железнодорожного коридора через Главный Кавказский хребет

    8 августа нынешнего года лидеры США, Азербайджана и Армении подписали в Белом доме три важных соглашения, согласно которым Армения и Азербайджан положат конец конфликту, продолжавшемуся 35 лет, и создадут реальную перспективу для восстановления нормальных отношений между своими странами. Что касается Зангезурского коридора, названного «коридором Трампа», то его развитием займутся Соединенные Штаты Америки.

    Армения и Азербайджан парафировали при посредничестве США двустороннее мирное соглашение, после чего президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян совместно заявили, что намерены выдвинуть президента США Дональда Трампа на соискание Нобелевской премии мира.

    Вот уже почти неделю наша общественность не скрывает волнения, выслушивая массу противоречивых мнений вокруг этого крайне важного для нашей страны факта. Некоторые грузинские так называемые политологи упрекают действующую власть за предпринимаемые ею в последнее время попытки занять независимую суверенную позицию, и при этом предостерегают, что Грузия исчезает с политической карты мира, что скоро она окажется в полной изоляции и т.п.

    О серьезных тревогах, зародившихся в грузинском обществе из-за открытия Зангезурского коридора, об активном посредничестве США в этом деле и по другим жизненно важным темам с нами беседует руководитель грузинского офиса Центра имени Евгения Примакова Дмитрий Лордкипанидзе:

    — Факт, о котором вы говорите, требует в серьезной оценки и глубокого анализа, но заниматься всем этим надо без паники. Сегодня мы с вами становимся очевидцами наступления новой эпохи, свидетелями формирования нового мирового порядка. У стран, которые до сих пор активно в этот исторический процесс не включились, теперь появилась реальная возможность стать его участниками. Начало было положило с проведением Российской Федерацией специальной военной операции в Украине. В данном случае я имею в виду геоэкономические и геополитические проблемы, связанные с формированием маршрутов для Южного транспортного коридора, который связывает Китай с Европой.

    В настоящее время Южный коридор, начинаясь в Китае, дальше пролегает через постсоветские страны Азии, а также через Закавказье, в том числе, и через территорию Грузии, которая является активным участником Серединного коридора. Последний является крупнейшим транскаспийским мегаэкономическим проектом, бенефициарами которого выступают, с одной стороны, Европа, а с другой – Китай.

    Естественно, никто не ожидал, что в ходе возрождения «Великого шелкового пути» потеплеют отношения между Арменией и Азербайджаном. Району Зангезура отводится огромное значение. Серьезные интересы имеют здесь также Иран и Россия, и не случайно в результате армяно-азербайджанского конфликта он оставался серьезным камнем преткновения при прокладке транспортных маршрутов. До вмешательства Америки, хотя, собственно, и с гораздо более ранних времен, Россия развивала транспортный вектор «Север-Юг», один из участков которого представлен сухопутной территорией и морской акваторией Азербайджана.

    1 июля глава 4-го департамента Министерства иностранных дел Российской Федерации Масюк распространил информацию о том, что, в случае согласия Грузии, Россия готова рассматривать ее в качестве участника стратегического коридора «Север — Юг». При этом высокопоставленный российский чиновник отметил, что, наряду с отменой виз для грузинских граждан и восстановлением авиарейсов между двумя странами, данный факт может стать еще одним шагом к перезагрузке грузино-российских отношений. Это было громкое заявление, свидетельствующее о появлении новых возможностей для Грузии, особенно в плане возвращения утраченных территорий. Включение Грузии, вместо Азербайджана, в транспортный коридор «Север-Юг», соединяющий друг с другом страны Ормузского пролива, Персидского залива и Индию, имеет исключительно важное значение.

    Азербайджан сделал свой геополитический выбор, исходя из собственных органических интересов. У Грузии тоже существуют интересы, и, возможно, она даже не против того, чтобы согласиться на предложение России. Об этом не говорится вслух, но все равно рано или поздно мы будем вынуждены над всем этим задуматься. Грузии придется задуматься о восстановлении железнодорожного сообщения в направлении Абхазии и о возрождении идеи создания железнодорожного коридора через Главный Кавказский хребет. Как известно, работы по реализации этого проекта уже начаты. Когда у государства появляется такого рода перспектива, ему следует воспринимать ее как очень серьезный дивиденд. Это, можно сказать, устанавливает конкретную политическую цену, которую необходимо уплатить за восстановление территориальной целостности Грузии.

    — Как вы считаете, не преувеличены ли опасения, высказываемые многими представителями нашей общественности и журналистами в связи с Зангезурским коридором?

    — Отвечу однозначно: конечно же, преувеличены! Те, кто их высказывают, не владеют вопросом по существу, они не способны глубоко в него вникнуть, а, между тем, указанная проблема требует очень серьезного отношения и большой тонкости при высказывании тех или иных оценок. По сути дела, открытие данного коридора планируется не только (а, возможно, и не столько) для восстановления отношений между Арменией и Азербайджаном, но и для проведения турецкой геополитики. А таком случае, как вы понимаете, анализ будет далеко не полным, если всесторонне не учитывать геоэкономические и геополитические интересы Ирана и России.

    В роли медиатора по введению в действие Зангезурского коридора выступают Соединенные Штаты Америки. Я не исключаю и даже полагаю, что этот маршрут имеет все шансы стать, если можно так выразиться, перекрестным – он позволит проложить путь как с Востока на Запад, так, возможно, и с Севера на Юг. Что, кстати, было задумано гораздо раньше заключения нынешних договоренностей и представляет огромную важность для Армении.

    — Выясняется, что решение по Зангезуру не стало неожиданностью для президента России. Более того, в разговоре со своим армянским коллегой в ходе встречи, которая состоялась по инициативе Пашиняна, российский лидер пожелал ему успехов…

    — Россия адекватно отнеслась к данному вопросу, поскольку он закладывает основы новым отношениям между Азербайджаном и Арменией, а это, безусловно, очень положительный процесс. Другое дело, какое он окажет влияние на остальных региональных игроков? Не следует забывать, что ранее был инициирован формат «3+3», в котором внешними игроками являются Россия, Иран, Турция, а местными – Грузия, Азербайджан, Армения. Грузия – единственная страна, которая до сих пор не присоединилась к этому формату, причем, Зангезурский проект, представьте себе, может сделать участие в нем крайне для нее актуальным. В таком случае Россия совместно с Грузией, Арменией, Ираном и Индией развернет 7200-километровую экономическую активность в коридоре «Север – Юг».

    Зангезурский коридор может стимулировать и ускорить реализацию формата «3+3» и способствовать активизации нашего региона. Это позитивное явление, когда «Кавказский меловой круг», можно сказать, разыгрывается в геополитической реальности…

    Россия была, есть и будет сверхдержавой, с которой придется считаться всем. Именно это предопределило встречу американского президента с Владимиром Путиным, и с 15 августа все остальные темы, думаю, отойдут в тень…

    Беседовала Эка Наскидашвили

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Пожалуйста, введите ваш комментарий!
    пожалуйста, введите ваше имя здесь