Президент Грузии своим последним заявлением глубоко поразил грузинское общество: «Пусть осужденные политики обратятся ко мне с прошением о помиловании и подтвердят в нем свое желание участвовать в выборах. В этом случае я немедленно издам акт о помиловании».
Об адекватности такого заявления президента рассуждает в нашей газете правозащитник Нана Какабадзе:
— Заявление президента Кавелашвили выглядит, как минимум, странно. Непонятна сама его суть, как, впрочем, и форма, потому что, как правило, не президент предлагает отбывающим срок заключенным акт помилования, а, напротив, с подобной просьбой к нему обращаются как раз-таки сами заключенные. Помилования просит человек, который глубоко осознал свою вину, готов раскаяться, принести извинения и дает обществу обещание, что больше никогда не повторит того, что совершил. После этого президент либо помилует виновного, либо нет… Ни один из тех, к кому он обратился, никаких заявлений в подобном духе не делал, и потому суть текста господина Кавелашвили мне действительно абсолютно непонятна.
— В Грузии нет политзаключенных, по крайней мере, так утверждает власть, впрочем, народ полностью с этим согласен. Все отбывающие срок совершили конкретное преступление. Тем не менее, президент почему-то называет некоторых из них «осужденными политиками». То есть тем самым он, получается, признает существование у нас в стране политзаключенных?
— Чтобы все понимали – политзаключенный может вообще не быть политиком. Этот термин обозначает человека, арестованного по политическим мотивам, за высказывание иной точки зрения, так сказать, за инакомыслие. Все арестованные в нашей стране так называемые политики виновны в совершении правонарушения.
В свое время нас арестовывали как диссидентов, при этом мы не были членами политических партий. Других партий, кроме коммунистической, тогда вообще не существовало, но нас арестовывали, потому что мы вели борьбу с действующей политической системой…
— Но ведь арестованные сейчас политики тоже борются с существующей системой – на международной арене считают именно так…
— То, что происходит, демонстрирует либо полное политическое невежество «Грузинской мечты», либо является каким-то целенаправленным действием. Но главное сейчас не это. Все упирается в озвученный президентом акт помилования. На каком основании он сделал такое заявление? Если человек не осознал и не признал своей вины, с какой стати президент вдруг решил проявить гуманность? И почему с обещанием об освобождении он обращается ко всем, оговаривая лишь то, что они в этом случае должны принять участие в выборах?
Заявление Кавелашвили походит на попытку дискредитировать суд. Суд оставил преступников под стражей, а президент вдруг решил их помиловать. Тогда, простите, зачем нам нужен суд?!
— Президент этим заявлением призвал этих политиков принять участие в выборах…
— Призвал участвовать в выборах преступников?! Одним словом, заявление Кавелашвили ничего не дает и лишь еще больше все запутывает. «Отпустим вас из тюрьмы», — говорит президент? Невообразимо…
Все эти так называемые политики отправились в тюрьму добровольно, они не хотят и не собираются выходить на свободу, а если Кавелашвили желает их освободить – пусть освобождает. Зачем тут помилование? И даже если бы президент не упомянул о выборах, заявление его все равно было бы воспринято как неуместное. Мне трудно объяснить себе, на чем оно базируется.
Если власть настолько сильно, даже ценой разрушения страны желала участия этих так называемых оппозиционеров в выборах, зачем было их арестовывать? Ну а если их арестовали, потому что они преступники, тогда с какой стати призывать их участвовать в выборах? Заявление президента: выходите из тюрьмы и примите участие в выборах – абсолютно необъяснимо с точки зрения и права, и здравого смысла. Это проявление неуважения к грузинскому обществу…
Лозунг «Мечты» — «Прежний режим должен быть осужден» — народ всецело поддержал, более того, именно этого он ждет и требует от власти. Однако никого не осудили. Затем началось деление и сортирование представителей прежнего режима. Их стали назвать разными именами, хотя все они, включая так называемых бизнесменов, представляют собой одно и то же враждебное явление…
Короче, найти объяснение заявлению президента я действительно затрудняюсь. Видимо, он сам должен нам объяснить, что имел в виду и почему это сказал. Объяснить и в политическом, и в правовом смысле, и чисто по-человечески, так как в тюрьмах содержится немало людей, которые по-настоящему заслуживают помилования и годами не могут дождаться его.
Президент обязан раскрыть смысл сказанного им, потому что пока он этого не сделала, получается – и именно это вытекает из его слов – что представители деструктивных сил сидят в тюрьмах не за совершенные ими преступления, а по сугубо политическим мотивам, что очень плохо и неприемлемо для нашего общества.
Освобождение агентов «пятой колонны» из тюрем ради участия в выборах?! Для меня невообразима такая постановка вопроса. Эти люди продают страну за деньги! Они не просто преступники – они предатели…
Судя по всему, это свое заявление Михаил Кавелашвили сделал под чью-то диктовку, ему позвонили из-за рубежа. Мне трудно представить, чтобы подобное поручение он получил от действующей власти.
Беседовала Эка Наскидашвили.