Сегодня прошел телефонный разговор Трампа и Путина, к которому было приковано всеобщее внимание.
Разговор длился более двух часов. Путин общался из музыкальной школы в образовательном центре «Сириус» в Сочи.
И он же первым прокомментировал беседу.
Путин заявил, что прекращение огня с Украиной возможно при достижении соответствующих договоренностей. По его словам, Трамп в разговоре высказал свою позицию по поводу прекращения огня.
«Россия выступает за остановку боевых действий, но необходимо выработать наиболее эффективные пути движения к миру», — заявил Путин.
По его словам, «РФ и Украина должны найти компромиссы, устраивающие обе стороны».
«Россия и Украина в целом на правильном пути после возобновления прямых переговоров», заявил Путин, но добавил, что «главное — устранить первопричины украинского кризиса».
А суть договоренностей с Трампом он сформировал так: «Мы договорились с Трампом о том, что Россия предложит и готова работать с украинской стороной над меморандумом по поводу возможного будущего мирного договора с определением ряда позиций, таких как принципы урегулирования, сроки возможного заключения мирного соглашения и так далее, включая и возможное прекращение огня на определенное время, в случае достижения соответствующих договоренностей».
То есть позиция Путина понятна: он выступает за то, чтобы перед прекращением огня утвердить меморандум, в котором Украина и Россия пропишут условия и будущего мирного договора, и прекращения огня.
Меморандум, исходя из слов Путина, должен быть составлен в ходе прямых переговоров Украины и России, на основе компромиссов двух стран, но включать в себя устранение «первопричин украинского кризиса», к которым в Москве относят «антироссийский курс Киева» и намерения украинских властей вступить в НАТО.
Конкретные условия прекращения огня Путин не называл, но дал понять, что они также имеются.
Далее Трамп написал следующее: «Только что завершился мой разговор с Путиным. Я считаю, что он прошел очень хорошо. Россия и Украина немедленно начнут переговоры о прекращении огня и, что ещё важнее, о полном окончании войны. Условия будут согласованы между двумя сторонами — как и должно быть, ведь только они знают детали переговорного процесса, которые недоступны никому другому. Тон и дух беседы были отличными. Если бы это было не так, я бы сказал об этом прямо сейчас, а не позже. Россия хочет развернуть масштабную ТОРГОВЛЮ с Соединёнными Штатами после завершения этой катастрофической «кровавой бани», и я поддерживаю эту идею. У России есть колоссальные возможности для создания рабочих мест и наращивания благосостояния. Её потенциал — БЕЗГРАНИЧЕН. Украина также может стать крупным бенефициаром торговых отношений в процессе восстановления своей страны. Переговоры между Россией и Украиной начнутся немедленно. Я сообщил об этом Президенту Украины Владимиру Зеленскому, Президенту Европейской комиссии Урсуле фон дер Ляйен, Президенту Франции Эммануэлю Макрону, Премьер-министру Италии Джордже Мелони, Канцлеру Германии Фридриху Мерцу и Президенту Финляндии Александру Стуббу во время телефонного разговора сразу после беседы с Президентом Путиным. Пусть процесс начнётся!».
Что это все означает?
Трамп, исходя из его заявления, по сути, принял формулу Путина «сначала переговоры, а потом перемирие». Напомним, против этой идеи выступали Зеленский и европейцы, считая это формой затягивания объявления прекращения огня. Поэтому они призывали Трампа поставить ультиматум Путину, чтобы он согласился на перемирие, а потом уже вел переговоры. А иначе – санкции и прочие формы давления. Но Трамп ничего о санкциях и давлении на РФ не сказал и фактически отправил Украину и Россию на переговоры друг с другом (причем не только о прекращении огня, но и о мирном договоре между двумя странами), к чему и призывал Путин. То есть Трамп окончательно похоронил ультиматум, который Киев и европейцы выдвинули Путину 10 мая. Помощник президента РФ Ушаков отдельно заявил, что «о дедлайне прекращения огня Трамп и Путин не говорили».
Более того, общение с Путиным он назвал очень хорошим и рассказал о «безграничных возможностях», которые открывает сотрудничество США и России.
Безусловно, сами по себе переговоры еще не гарантируют результата, особенно в ситуации, когда позиции двух стран прямо противоположны (а нынешний случай – именно такой). Поэтому поиск компромиссов может занять немало времени. При этом война будет продолжаться. Что, как считают многие на Западе, и есть сутью плана Путина, который рассчитывает в ближайшее время добиться крупных успехов на фронте, что должно изменить в пользу РФ и переговорные позиции.
В такой ситуации перед Зеленским стоит выбор из нескольких вариантов.
Первый — отказаться от переговоров, заявив, что условие для их начала — прекращение огня. Но тогда он рискует потерять военную помощь США и вообще разрушить отношение с Вашингтоном, что еще более ухудшит положение ВСУ.
Второе — от переговоров не отказываться, но стоять в них на своем, не идя на существенные компромиссы, в надежде, что наступление РФ скоро выдохнется и переговорные позиции Украины не будут ухудшаться, а, может быть, даже улучшатся. Но для реализации этого плана критически важно для Украины продолжение военной поддержки Штатов. Что, кстати, под вопросом. Так как никаких новых пакетов помощи Вашингтон пока не утверждал и о планах по ним ничего не известно.
Третье — если оценки перспектив развития ситуации на фронте у военно-политического руководства Украины негативные, то пойти на существенные компромиссы с РФ, чтобы ускорить заключение перемирия и мирного соглашения, избежав таким образом еще большего ухудшения переговорных позиций.
Какую стратегию выберет Зеленский — увидим уже скоро.
Источник: СТРАНА.ua