17 мая наша страна отмечала День святости семьи и уважения к родителям.
Действующая власть полагает, что десятки тысяч людей, вышедших в этот день на улицы городов и населенных пунктов, тем самым подтвердили, что являются ее сторонниками. Однако согласно информации, которую распространяют оппозиционные СМИ, в этом году в мероприятиях. связанных с 17 мая, принимало участие не так много людей, как в предыдущие годы…
О Дне святости семьи и уважения к родителям, учрежденном с благословения Католикоса-Патриарха всея Грузии, и об отношении к нему нынешней власти, а также по другим важным вопросам с нами сегодня беседует правозащитник Нана Какабадзе:
— День святости семьи – это вовсе не день, призванный продемонстрировать поддержку власти со стороны населения. 17 мая граждане выходят на улицы с совсем иной целью. Дата была учреждена с благословения нашего Патриарха, и власть тут в данном случае совершенно не причем. Патриарх всегда поступает и действует в интересах Грузии, а не тех или иных политических сил.
В свое время предполагалось объявить 17 мая днем борьбы с гомофобией и трансфобией, то есть его по существу днем защиты прав ЛГБТ, но Патриарх учредил нечто совершенно противоположное – День святости семьи и уважения к родителям. Этим был положен конец многим проблемам, волновавшим и терзавшим грузинское общество. Шаг Патриарха оказался настолько важен, что, по моему глубокому убеждению, достоин войти в мировую историю. Его Святейшество вообще совершил очень много хороших и полезных дел. Чего, к примеру, стоит только то, что он лично крестит каждого третьего и последующего ребенка в традиционной полной грузинской семье. Между прочим, американцы по достоинству оценили его решение, направленное на повышение авторитета и значения семьи, признав его событием мирового уровня и действенным шагом по решению демографических проблем, остро стоящих в цивилизованных государствах.
— Тем не менее, решение Патриарха и мероприятия по улучшению демографической ситуации все же не дали тех результатов, на которые рассчитывало наше общество – положение в области демографии не улучшилось, и, если быть до конца честными, мы не особо храним святость семьи. Некоторые объясняют это общей ситуацией в стране, полагая, что властям приходится вести борьбу сразу на нескольких фронтах, и потому им не удалось обеспечить должную эффективность этой работы…
— Самой большой и принципиальной ошибкой нынешней власти было то, что она не устроила в начале 2013 года суд над «Единым национальным движением», хотя народ этого требовал. 12 тысяч человек, пострадавших от режима Саакашвили, пришли во Дворец спорта с требованием суда над преступным режимом, однако правительство пошло против нас. А ведь у «Грузинской мечты» была в то время такая поддержка, что она могла делать все, что считала нужным, и никто бы ничего не сказал ей в осуждение. Несмотря на такой благоприятный расклад сил, лидеры «Мечты» так и не решились на подобный шаг…
— Парламентская комиссия занимается сейчас расследованием всех преступлений предыдущей власти, но при кажущейся активности, от общественности не укрылось, что не были допрошены некоторые личности, знающие больше тех, кого уже допросили… Не разочарован ли народ? Тем более, что приближаются выборы, и действующая власть может потерпеть на них поражение. Что е ждет, и что ей делать?
— Что будет с властью, никого, честно говоря, особо не интересует. Лидерам «Мечты» следует думать о том, чтобы не был реставрирован предыдущий режим.
Что касается парламентской комиссии, то ее задача состоит, безусловно, в том, чтобы выявить всех виновных. К сожалению, должна согласиться с вами: действительно не были допрошены лица, точно знающие, что, например, происходило во время августовской войны. Не менее печально, что некоторые преступники до сих пор продолжают занимать высокие государственные должности, в том числе в Министерстве обороны страны. Это настоящая катастрофа!
Аналогичная ситуация сложилась и в Министерстве иностранных дел. То, что так основательно оказались «промыты мозги» у грузинских эмигрантов, во многом стало результатом деятельности кадров, обосновавшихся в этом министерстве еще с прежних времен. Наши представительства за рубежом, даже не особенно скрывая это, проводят политику, направленную против грузинской власти, при этом правительство финансирует их из народного кармана.
Прошло уже 13 лет после первоначальной победы «Мечты» на парламентских выборах, а мы по-прежнему говорим об угнездившихся в структурах власти кадрах националов, и это позор! Неужели до сих пор не удалось отыскать в стране надежных, умных, знающих и по-настоящему преданных Грузии людей?! Если бы власть регулярно и грамотно общалась с народом, она бы, поверьте, не оказалась в своем нынешнем положении. Неолибералы превратили людей в зомби.
Грузия – маленькая страна, и ей необходимо иметь добрые и хорошо отлаженные отношения со всеми. Однако пока этого не чувствуется. Переговоры с Российской Федерацией до сих пор не начались, а ведь там, в этой огромной соседней стране проживает до миллиона грузин. Что им дальше делать, если действующая власть не займется нормализацией отношений и не вступит в переговоры с российским руководством?
— Многие граждане откровенно признаются, что вынужденно поддерживают «Грузинскую мечту»…
— Да, это на самом деле так. В 2028 году состоятся очередные парламентские выборы, но появится ли к тому времени сила, которую однозначно поддержит народ?
Власть призвана предпринять конкретные шаги, идущие навстречу народу, а не существовать изолированно от него, как это происходит сегодня. Необходимо широко открыть средства массовой информации для того, чтобы появилась возможность озвучивать мнение, отличное от того, которого придерживаются те или иные структуры. Никому не интересно, о чем говорят в замкнутом пространстве. Уточню – это касается как тех, кто поддерживает власть, так и оппозиционных газет и телеканалов. Информационное пространство страны должно быть по-настоящему свободным и открытым для всех, с монополией позиции и оппозиции пора покончить раз и навсегда.
Необходимо нести людям правду. Если не будет сказано правды обо всем, что мы пережили, Абхазия и Цхинвальский регион повторят судьбу Тао-Кларджети.
Кто-то должен публично заявить, что нам крайне необходимо сесть за стол переговоров с Россией. Если даже Зеленский пытается начать переговоры с российским президентом, почему отказываемся это делать мы? Народ хочет знать, что с нами не так? Украина пострадала намного сильнее Грузии, и у нее потеряно гораздо больше территорий, чем у нас…
Власть обязана обнародовать свой план по возвращению территорий. Объявить, наконец, в чем его суть – война или переговоры?
Очевидно, что война – это не для нас. В 2008 году мы на собственном опыте испытали, что она собой представляет. Тем не менее, власть обязана внятно всем объяснить: если она не хочет войны, то что тогда нам предлагает? А если у нее нет ответа на данный вопрос, то пусть откровенно сообщит нам об этом. Напрасно кто-то надеется, дескать, поскольку после потери территорий прошло 30 лет, грузинский народ легко с этим смирится.
Правительство должно немедленно покончить с политикой, наносящей вред нашей стране!
У Грузии есть свое конкретное место в новой геополитической реальности. Наша страна включена в сферу интересов многих крупнейших государств, и этим надо умело пользоваться, в чем, собственно, и заключается выработка эффективной внешней политики. Для нас пришло время сказать свое слово, и если мы упустим этот шанс, то затем уже не сможем сказать ничего, вернее, нас никто не станет слушать… Сейчас самый подходящий момент, нужное время, и нам лишь осталось оказаться в нужном месте. Так называемый Женевский формат – это не наш выбор, как и не выход – заниматься позированием на фоне проволочных заграждений.
Общество обязано потребовать от власти проведения правильной политики, и власть при этом должна знать, что в противном случае народ не встанет рядом с ней. Грузия должна говорить с Россией на любые темы, первым долгом, о путях возвращения утраченных территорий…
Как вы думаете, кто погибнет, если власть проиграет выборы? Погибнет она? Нет, это погибнем мы, потому что фашисты вернутся к власти.
«Грузинской мечте» следует понять, что речь идет не о том, существовать ли ей дальше или нет, а о том, быть или не быть грузинскому народу и Грузии. У них нет права думать: я свое отработал и заработал, а что будет завтра, мне все равно.
Грузия больше не в том положении, в каком была 32 года. Мы должны понять и признать, что эти годы отдаляли нас от заветной мечты – возвращения утраченных территорий и объединения страны.
Грузинская власть должна сесть за один стол с президентом России и спросить его: что требуется для возвращения этих территорий? Другого пути у нас нет…
Беседовала Эка Наскидашвили