Премьер-министр Никол Пашинян в ходе правительственного часа в парламенте заявил, что «возвращение Армении в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) становится всё труднее, если не сказать невозможным». По его словам, мы не участвуем в обсуждениях и принятии решений, но и не применяем вето, так как считаем себя уже вне ОДКБ. Пусть решают, что хотят». Он также отметил, что «разница в восприятии Ереваном и Москвой ситуации с ОДКБ и её зоной ответственности доказывает «наступление точки невозврата».
Так публично была проявлена реакция Еревана на недавнее заявление президента России Владимира Путина, что Армения не заявляла о выходе из организации, что «берёт паузу, но при этом поддерживает все документы, которые принимаются». Действительно в ОДКБ документы о выходе Армении из организации не поступали, хотя Пашинян говорит, что «отношения Еревана и ОДКБ перешли в точку невозврата». Напомним, что ранее он несколько раз заявлял, что страна заморозила участие в ОДКБ, а в сентябре этого года называл ОДКБ «угрозой безопасности».
Но дело не только в этом. Пашинян также сообщил, что счёл «нецелесообразным проведение годового саммита Евразийского экономического союза в Ереване», столице председательствующей страны, а в Санкт-Петербурге со ссылкой на «известные обстоятельства». Формально речь идёт о присоединении Еревана к Римскому статуту МУС, выдавшему ордер на «аресте» президента России и нежелании видеть в Ереване президента Белоруссии Александра Лукашенко. Плюс к этому и заявление министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна 2 декабря в Гааге, Ереван «готов сотрудничать с Международным уголовным судом по соблюдению международно-правовых норм и обеспечению верховенства права». Комментируя эту ситуацию, официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что такие действия Еревана «наносят прямой ущерб армяно-российским отношениям не только символически, но и вполне практически», толкают в сторону «некоего выбора между диктуемыми Западом обязательствами и политическим диалогом с Россией, взаимодействием в рамках Евразийской интеграции».
По всем признакам, Армения вводит себя в промежуточное состояние между Москвой и Западом, полагая, что ей удастся разыгрывать «карту» сторон в своих интересах. Но так 11 лет назад металась Украина. В свою очередь Запад, развивая военно-техническое и другое сотрудничество с Арменией, ведёт её по сценарию противостояния с Россией, но не выступая в роли гаранта её безопасности, как это предлагает ОДКБ. В широком геополитическом контексте Армения пытается вписаться в статусе «анти-Россия» в западный проект Междуморье, превращения региона от Балтийского до Чёрного морей в некий «санитарный кордон», ограждающий Россию от Евросоюза. Но в более узком геополитическом варианте она оказывается в опасной для себя геополитической ситуации в условиях надвигающегося с Ближнего Востока «цунами потрясений». При этом многие армянские эксперты предупреждают, что «ближневосточный кризис может очень быстро перекинуться и на Армению».
События в Сирии должны стать тревожным сигналом для Армении. Потому, что в случае успешных там действий Турции остро встанет проблема «Зангезурского коридора». Но самый худший сценарий для Еревана — превращение в «стратегический плацдарм» действий США и Запада со стороны Закавказья в направлении Ирана. Неслучайно и то, что западные силы продолжают битву за Грузию, чтобы обеспечить с этой стороны тылы Армении. Поэтому предоставление Армении средств по программе «Иностранное военное финансирование» (FMF), чтобы облегчить ей доступ к передовой военной технике и новейшим технологиям, повышения градуса стратегического сотрудничества США, прямые поставки вооружений в Армению, это не только её подготовка к войне с Азербайджаном. В такой ситуации если Западу удастся разыграть свою «карту» в Грузии, Армения может оказаться геополитических жерновах России, Турции, Азербайджана и Ирана. Тогда Закавказье, и не только оно одно, полыхнут.
Запад ведёт в Армении крупную игру. В этой связи Служба внешней разведки России (СВР) уже предупреждала, что Вашингтон приступил к политической «раскрутке» прозападных партий Армении, чтобы помочь им пройти в парламент на выборах в 2026 году. США не совсем доверяют Пашиняну, который своими лозунгами троцкистского типа «ни войны, ни мира» пытается усидеть сразу на двух стульях, но со временем может свернуть в сторону Москвы. Такого исключать нельзя в случае, если «Грузинская мечта» удержит власть в Тбилиси. Так что в Армении назревают большие перемены.
Станислав Тарасов