ФСБ публикует документы о преступлениях латвийских коллаборационистов
ФСБ России опубликовала рассекреченное спецсообщение Смерша и протоколы допросов латвийского коллаборациониста Яниса Апсе, который, находясь на службе у нацистов, участвовал в карательных операциях против мирного населения СССР и советских партизан. По словам экспертов, преступления Апсе и его сообщников — это характерный пример деятельности латвийских националистов в годы Великой Отечественной войны. Прикрываясь лозунгами о борьбе с коммунизмом, они убивали, грабили и насиловали беззащитных людей, а теперь прибалтийские политики пытаются героизировать их и представить в глазах общественности защитниками национальных интересов.
ФСБ РФ обнародовала спецсообщение Смерша и протоколы допросов латвийского коллаборациониста Яниса Апсе. Находясь на службе у нацистов, он участвовал в карательных операциях против мирных жителей СССР и советских партизан.
Полицейские батальоны
В годы Великой Отечественной войны национальные коллаборационистские формирования, созданные нацистскими оккупантами в Латвии, отличались нечеловеческой жестокостью по отношению к населению СССР и Польши.
Среди коллаборационистских подразделений, сформированных германским командованием в Латвии, были «полицейские батальоны» — карательные структуры, на службу в которые принимали сотрудников вспомогательной полиции, национальной военизированной организации «Айзсарги», добровольцев и мобилизованных. Каждый батальон насчитывал от 500 до 800 боевиков.
Участники полицейских батальонов послужили основой для формирования гитлеровцами Латышского добровольческого легиона СС, затем 15-й и 19-й латышских добровольческих дивизий СС.
В 1943—1944 годах латышские полицейские батальоны были привлечены немцами для контрпартизанских операций на временно оккупированной территории Белорусской ССР. В числе других карателей в Белоруссии действовал 318-й латышский полицейский батальон под командованием оберштурмбаннфюрера СС Альберта Клейнберга.
Протокол допроса коллаборациониста
По словам историков, после освобождения советскими войсками Прибалтики и Белоруссии от нацистов судьба латвийских коллаборационистов сложилась по-разному. Одни бежали с территории СССР вместе с немцами, воевали на территории Германии и сдались в плен американцам, другие ушли в леса и занялись антисоветской деятельностью. Но нашлись и такие, которые попытались скрыть своё прошлое и даже были призваны на службу в Красную армию. Материалы о преступной деятельности одного из нацистских пособников, выявленных советской контрразведкой, публикует теперь ФСБ РФ.
«Расстреливали женщин, стариков и детей»
В поле зрения сотрудников отдела контрразведки Смерш 20-го Управления оборонительного строительства резерва Главного командования попал военный строитель Янис Апсе. Оказалось, что во время нацистской оккупации Прибалтики он служил в 318-м латвийском полицейском батальоне.
В ходе следствия Апсе показал, что за время службы принимал участие в карательных операциях против мирных жителей и советских партизан в Полоцкой области БССР. Для проверки его показаний в Белоруссию был командирован оперативный работник Смерша, который на месте опросил свидетелей преступлений карателей.
Протокол допроса коллаборациониста
19 марта 1945 года отдел контрразведки Смерш 20-го Управления оборонительного строительства направил начальнику Управления контрразведки Смерш 2-го Прибалтийского фронта генерал-лейтенанту Николаю Железникову спецсообщение об аресте Яниса Апсе.
«Находясь в Ветринском и Освейском районах Полоцкой области БССР, 318-й латышский батальон чинил зверства над мирными жителями и партизанами. Расстреливали женщин, стариков и детей, которые скрывались в лесах… Сжигали населённые пункты вместе с жителями», — говорится в спецсообщении.
В документе отмечается, что в Полоцкой области действовали три полицейских батальона, включая 318-й. Сотрудники Смерша при составлении документа использовали как личные показания Апсе, так и данные, полученные из других источников.
«Больше всего наш батальон проводил свою деятельность по очищению лесов и деревень от партизан в окрестности городов Дрисса и Дисна в Белоруссии, где много нами было истреблено партизан, женщин и детей… Во время моего личного участия в истреблениях нами было убито около тысячи человек партизан, а также примерно до одной тысячи детей и женщин», — рассказывал Апсе на допросах.
Латвийская вспомогательная полиция собирает группу евреев. Лиепая, 1941 год
По его словам, каратели загоняли детей и женщин в бункеры и забрасывали их гранатами. Апсе участвовал в задержании партизан, стариков, женщин и детей и доставлял их в штаб батальона. Там задержанных убивали. При этом восьмерых партизан Апсе расстрелял из автомата лично. За убийство советских граждан ему была объявлена благодарность перед строем.
«Я лично несколько раз участвовал в ограблениях мирного русского населения, забрали весь скот, продукты, одежду и даже посуду, населению не оставляли ничего, а затем и население сгоняли в штаб, где уничтожали», — рассказал на допросе каратель.
Согласно собранным сотрудником Смерша данным, боевики латвийских батальонов заживо сжигали схваченных ими мирных жителей. Тех граждан СССР, которых оставляли в живых, угоняли на каторжные работы в Германию. Эти зверства, согласно данным из спецсообщения, сопровождались грабежами и изнасилованиями.
«За время прохождения карательной экспедиции в Дрисском районе уничтожено 177 населённых пунктов, 3260 домов, свыше 15 тыс. человек сожжены, зверски расстреляны и угнаны на каторжные работы в Германию. В Россицком сельсовете полностью уничтожены населённые пункты, из 3978 человек населения осталось только 150 человек, а остальные были сожжены и расстреляны. В Ветринском районе было уничтожено 93 населённых пункта (3,7 тыс. жилых домов колхозников, рабочих и служащих). Расстреляно и сожжено только мирного населения около 4,5 тыс. человек», — отмечается в спецсообщении, опубликованном ФСБ.
Спецсообщение Смерша
«Насильники, грабители и детоубийцы»
Звучащие в современной Латвии тезисы о том, что коллаборационизм был якобы оправдан стремлением националистов воссоздать независимое государство, совершенно беспочвенны, заявил в комментарии RT старший научный сотрудник ИВИ РАН Дмитрий Суржик.
«Нацисты не вели речь о создании независимой Латвии, местные националисты шли к ним на службу, чтобы активно участвовать в карательных мероприятиях и уничтожении евреев», — отметил он.
В наши дни в Прибалтике и на Украине политики утверждают, что коллаборационистские формирования, в частности дивизии ваффен-СС, были «фронтовыми» и их бойцы якобы участвовали исключительно в боевых операциях против Красной армии, напомнил заведующий кафедрой политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин.
«Это полная ложь. Такие подразделения комплектовались бывшими полицаями, которые участвовали в расправах над мирными жителями, заподозренными в антифашистских настроениях, в казнях заложников, в массовых убийствах евреев. Это были насильники, грабители и детоубийцы. А вот на фронте против регулярной Красной армии они как раз себя особо не проявили», — рассказал в разговоре с RT Кошкин.
По его словам, сегодня очень важно предметно развеивать политические мифы, которые создаются в Прибалтике вокруг деятельности гитлеровских коллаборационистов.
«Это нужно для восстановления исторической справедливости и недопущения возрождения нацизма. Зверям, издевавшимся над мирными невинными людьми, нет никакого оправдания. Каждый обнародованный документ тех лет — свидетельство о том, что происходило на самом деле», — подытожил Кошкин.