По традиции, четыре раза в год, Россия, если верить украинским и/или западным СМИ и политиканам, задумывает «напасть» на Украину. Однако каждый раз этому что-то мешает – то морозная зима, то знойное лето, то слякотные весна и осень, а чаще всего – грозные предупреждения могучего НАТО и пытающихся примкнуть к этому военному блоку ВСУ.
Вот и сейчас с раннего утра до глубокой ночи эфир содрогается от апокалиптических прогнозов неминуемого нападения очередных «бронеконных бурятов» на невинную жертву – ридну неньку Украйну.
С глубокой ночи до раннего утра сочиняются и озвучиваются возможные сценарии военных действий.
Очередное осеннее «обострение» началось стандартным хорошо заученным плачем «страны 404», обращенным на Запад: Россия вот-вот нападёт, дайте газа, грошей, много бесплатного оружия и помогите вашими доблестными войсками.
Из всех западных утюгов уже неделю льется поток информации о возможном «российском вторжении». Главным аргументом служит факт присутствия 90-тысячной группировки российских вооруженных сил в Ростовской области. Якобы эти войска предназначены для внезапного вероломного нападения на Украину. Ну, о внезапности в эпоху воздушной, космической и радиоэлектронной разведки говорить не приходится. Что касается вероломства, то натовским ли стратегам говорить на эту тему? Вопрос, что называется, риторический.
Существует ли у Кремля план вторжения на Украину? У Кремля такого плана нет. Можно было бы привести тысячу и одну причину этого. Но, на наш взгляд, достаточно одной: ничем не спровоцированная агрессия похоронит «Северный поток-2», значение запуска которого для российского руководства сложно переоценить.
Итак. В Кремле «агрессоров» нет, а вот «околокремля» таки завелись (или, по крайней пере, кто-то усиленно пытается представить дело именно таким образом). Мы имеем в виду недавнюю статью периодически стремящегося напомнить о себе Владислава Суркова, в которой тот на основании известных любому школьнику законов физики предлагает российскому руководству разрулить неминуемый кризис российской государственности путём внешней экспансии (цитирую по памяти). Неважно, что автором текста, как предполагает хорошо информированный Никита Кричевский, возможно, является не бывший «великий» политтехнолог, а его литературный негр Андрей Ашкеров.
Призыв к маленькой победоносной войне грамотно растиражирован и может быть услышан, но ни в коем разе не принят к действию. Проблем по периметру российских границ и без того предостаточно, и в Кремле, как можно предположить, следуют принципу «бритвы Оккама» – не умножать неприятные проблемы без надобности.
Ну а зачем в таком случае придвинуто к украинcкой границе довольно большое российское войско? Ведь именно этот факт служит западным аналитикам как подтверждение «агрессивных планов» Москвы.
Американская телерадиокомпании CBS сообщила, что разведка США нашла связь между «военным вторжением» России на территорию Украины и похолоданием. Ссылаются на какие-то неназванные источники и уточняют, что предупредили европейских союзников, что вероятность «атаки» Москвы на Киев, оказывается, растёт по мере похолодания: «Вторжение зависит от погодных условий, но может произойти в течение нескольких недель, если не вмешается Запад». В общем, опять «генерал Мороз»…
Ждут российского вторжения и в Киеве. По версии главы военной разведки (ГУР) Украины генерала Кирилла Буданова, которую он просто-таки выстрелил в интервью американскому порталу Military Times, Москва «готовится напасть» в конце января или начале февраля. «Такое нападение, вероятно, будет включать авиаудары, артиллерийские и бронетанковые атаки на востоке, за которыми последуют воздушно-десантные атаки в Одессе и Мариуполе», – пугает «боец невидимого фронта». Он также заявил, что последствия «нападения русских» будут для Украины более разрушительными, нежели тлеющий уже семь лет вооруженный конфликт в Донбассе. Не упомянув про погодные условия, он просил поддержки и, похоже, может рассчитывать на её получение.
Председатель Объединенного комитета начальников штабов США генерал Марк Милли во время переговоров с главнокомандующим ВСУ генералом Валерием Залужным обсудил ситуацию с безопасностью в Восточной Европе, включая данные об «активности российских военных у границ Украины». Заверяя о продолжении контактов, он подтвердил «поддержку Соединенными Штатами суверенитета и территориальной целостности Украины».
Несмотря на постоянные «демонстрации мускулов» на Чёрном море, едва ли американские военачальники, такие как Милли, готовы ввязаться в действительно серьёзный конфликт. Однако с какой целью вблизи границы с Украиной присутствует российская военная группировка? Есть и смежный вопрос: если вероятность военного конфликта на западных границах нашей необъятной Родины действительно имеется, то не опасно ли располагать войска так близко к вероятному противнику?
Как отмечают в пресс-бюро СВР, нынешнее положение дел вокруг Украины напоминает предвестие августовских событий вокруг Южной Осетии 2008 года. Служба располагает информацией об усилении военного присутствия Украины в приграничных районах рядом с Россией и Белоруссией. Как заявил секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев, в любой момент на Украине может полыхнуть так, что появятся миллионы беженцев.
То, что сегодняшняя Украина, полностью управляемая из-за океана, с полным основанием может быть квалифицирована как вероятный противник – достаточно очевидно. Вспомним, что придвинутые к западным границам Советского Союза части РККА были рассечены стремительными ударами танковых армад вермахта и разгромлены в приграничных сражениях. Не угрожает ли нам римейк 22 июня 1941 года – возможно, зададут вопрос заведомые алармисты… Со всей ответственностью заявляю, что не угрожает. У потенциального противника просто нет возможности разгромить наши армии в приграничном сражении по причине отсутствия соответствующего инструментария. Сухопутные войска Украины не обладают достаточной ударной мощью, чтобы прорвать оборону противостоящей им российской группировки на всех возможных направлениях развития наступления.
К началу противостояния на востоке Украины на вооружении танковых войск ВСУ состояло 620-680 танков, а также БТР, БМП и другая техника. По другим данным, в ВСУ имелось 616 машин Т-64 разных модификаций, 85 танков «Булат» и, предположительно, 10 танков Т-84 «Оплот». На начало 2018 года в составе ВВС Украины имелось около 136 боевых и учебно-боевых самолётов, около 74 транспортных, специальных и учебных самолётов, около 47 вертолётов, 322 системы ПВО. Средний налёт в год составлял 40 часов.
Этих сил явно недостаточно для наступательной активности. Наличие нескольких десятков турецких беспилотников «Байрактар» может помочь ВСУ успешно атаковать ополченцев ЛДНР, но не более того.
Один ракетно-бомбовый удар сначала по средствам ПРО и ПВО ВСУ, а затем по аэродромам базирования БПЛА силами стратегической и дальней авиации, а также ракетами средней дальности наземного и морского базирования из бассейна Черного моря лишит юго-западных соседей даже малейших оснований для проявления дальнейшей агрессии против кого бы то ни было.
Ответ на вопрос о причинах присутствия российского военного контингента вблизи границ с республиками Донбасса прост. Речь идёт о демонстрации силы с целью защиты граждан Российской Федерации, проживающих в ЛДНР. Иными словами – принуждение к миролюбию. Средство вполне действенное. Крупномасштабной войны в этом регионе не будет, однако не исключены крупные теракты, способные повлечь массовую гибель граждан России. По данным CNN, вслед за британцами, в Белом Доме не исключают возможности отправки на Украину своих военных советников и дополнительного вооружения, которое и так уже идёт довольно внушительным потоком. В Пентагоне рассматривают отправку на берега Днепра ракет «Стингер» и вертолётов «Ми-17», изначально предназначавшихся для Афганистана.
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук