Как и следовало ожидать, президент Грузии Саломе Зурабишвили наложила вето на закон о прозрачности иностранного влияния. Также согласно ожиданиям, она не представила никаких замечаний по поводу тех или иных конкретных статей документа, не выдвинула никаких требований о внесении в него каких-либо изменений – президент решила наложить вето на закон в целом, коротко отрезав – этот документ от начала до конца российский и потому я, дескать, не стану его «отмазывать» властям и даже не начну его обсуждать.
По правде сказать, трудно поверить, что госпожа Саломе хотя бы в общих чертах знакома с текстом документа о прозрачности иностранного влияния, потому что, если бы она его прочитала, то, возможно, сумела бы до конца осмыслить, что в нем написано. Президент же, судя по всему, слепо доверилась западным партнерам, которых не устраивает вступление данного закона в силу, и поторопилась наложить на него вето. Видимо, догадывалась – забракуй она какую-нибудь конкретную статью, ей тут же легко доказали бы обратное, после чего накладывать президентского вето утрачивало всякий смысл. Потому она и избрала самый простой способ… Простой, естественно, для себя, а не для страны, президентом и верховным главнокомандующим которой она называется.
Параллельно с вето президента грозить введением санкций в отношении депутатов грузинского парламента и членов их семей стали американские сенаторы и конгрессмены, пообещав запретить всем им въезд в США. То же самое заявляют и европарламентарии, при этом никто не уточняет, что депутатов Европарламента никто не наделял правом кому-то или чему-то учреждать санкции и не предоставлял им соответствующих рычагов, к примеру, для того, чтобы остановить визалиберализацию. Европарламент вправе лишь выдавать рекомендации, а решения принимают страны члены Евросоюза, и по каждому конкретному вопросу тут требуется согласие лидеров всех 27 стран. Потому перспектива введения европейских санкций представляется нереальной. Что же касается Соединенных Штатов, то и в этом случае не совсем понятно, для чего им могут понадобиться санкции? С США у нас и без того действует визовый режим, и чтобы отправится туда, необходимо собрать такое количество документов, что на это может уйти целый год, потом еще год придется дожидаться своей очереди, а дальше, даже если ты принесешь (как у тебя потребовали) в виде дополнения девятое перо левого крыла ворона, живущего за тридевять земель, американское посольство, скорее всего, все равно в визе тебе откажет. Это легко подтверждается тем, что 90% желающих отправиться в Америку и официально обратившихся в посольство США грузин безо всяких объяснений получают отказ. Зато американцы не перестают доказывать: мы являемся вашими стратегическими партнерами, и без нас вы погибните. Хочу заметить, что реально мы и так живем без них, и пока ничто не свидетельствует о том, будто мы погибаем. Скорее, наоборот.
Кстати, депутат Виктор Джапаридзе в связи с санкциями сделал очень примечательное заявление. По его мнению, если он в чем-то провинился, то санкции должны быть объявлены персонально ему. Причем в данном случае дети или внуки? Они ведь представляют собой отдельные семьи, со своими заботами и собственной жизнью. Но нет, Америка угрожает объявлением санкций именно членам семей! А мы еще удивляемся, почему большая часть вышедших на улицу демонстрантов безапелляционно грозит физической расправой не только депутатами, но и с членами их семей?! Если судить по телефонным звонкам и сообщениям, угрозы адресуются как раз-таки членам семей. Западные партнеры на подобные угрозы и шантаж обычно не реагируют, а это лишний раз подбадривает демонстрантов. Именно в результате ненаказуемости, проявившейся в помиловании Лазаре Григориадиса, его ровесники поразбивали камеры наблюдения. Оппозиционные каналы транслировали это в прямом эфире, попутно подстрекая: давайте, громите, ломайте!.. Где же был при этом Запад? А нигде… Можете не сомневаться, что там готовы на все, лишь бы добиться смены власти в нашей стране. Они не хотят допускать, чтобы руководство Грузии вышло у них из подчинения, что, естественно, грозит общим ослаблением их влияния на Грузию.
Между прочим, и оппозиция, и Запад говорят о том, что после принятия нового закона в стране больше не будет демократии и установится диктатура. В качестве примера они приводят Россию, хотя сравнение вряд ли окажется в их пользу. На состоявшихся пару месяцев назад в Российской Федерации президентских выборах у Владимира Путина было несколько десятков конкурентов. Да, говорили, что Путин все равно бы победил, но так «все равно» победил бы и Саакашвили, почему же ни одна влиятельная персона не осмелилась пойти против него? Да потому как ни у кого не было гарантий, что его не убьют еще до выборов или после них. Запад при этом молчал, набрав в рот воды. Да, молчал, невзирая на то, что был прекрасно осведомлен — грузин в их стране удавалось сдержать лишь под страхом смерти. Однако когда всем поняли, что над нацией нависла реальная опасность вырождения, и стало очевидно, что, пройдя в парламент 2012 года, саакашвилевский режим будет обсуждать вопрос узаконивания однополых браков, граждане страны преодолели свой страх. Аналогичное положение складывается и теперь – люди думают не только о себе, но и о судьбе будущих поколений; именно потому 17 мая в Тбилиси состоялось, наверное, самое массовое за всю историю страны шествие. Граждане вышли ан улицу, чтобы уверенно продемонстрировать и друзьям, и врагам, что происходит в нашей стране на самом деле, на чьей стороне реально находится и стар, и млад и как тяжело сейчас приходится оппозиции и Западу с главным – человеческим ресурсом.
Скажем несколько слов и об американской демократии, поскольку обычно эту тему увязывают с Путиным. Чтобы на президентских выборах в США «случайно» не победил Дональд Трамп, в двух штатах ему запретили в них участвовать. Вы догадываетесь, с чем мы имеем дело? Путина во всю критикуют, мол, почему он запретил участие в выборах тем, кто признан агентом иностранного влияния (то есть, почему, дескать, он не дает иноагентам возможности голосовать), а сами лишают бывшего президента США права баллотироваться вторично. Знают, что не сумеют с ним справиться, и пока придет время выборов, еще в нескольких штатах явно примут аналогичное решение. Причина и тут «простая»: Трампу не по душе либералы, не нравится ЛГБТ сообщество, он не хочет, чтобы главной темой для разговоров в Америке были однополые браки и права ЛГБТ. Трамп во весь голос заявляет, что, в случае его избрания, он уже через два месяца добьется завершения российско-украинской войны… Войны, для ведения которой Америка и Европа всучили Украине списанные и подготовленные к утилизации вооружения и за которые украинское население не сможет расплатиться в течение нескольких десятков лет… А вывод из всего этого следует такой: в России, видите ли, нет демократических выборов, а в Америке все происходит исключительно демократическим путем…
Где был Запад тогда, когда по прихоти супруги министра внутренних дел Грузии и под именем демократии был убит Сандро Гиргвлиани, причем, Саакашвили затем помиловал убийц? (Их помилование, очень напоминает, кстати, помилование Григориадиса)? Или где был Запад, когда под жестокими пытками палачи лишили жизни Серго Тетрадзе? Где он был, когда полицейские прямо на улице без суда и следствия расстреливали молодых парней, а затем пытались подложить им оружие? Запад в это время спал беспробудным сном и не подавал ни звука, потому что для Миши уже готовился 2008 год, разрабатывался проект защиты ЛГБТ сообщества, был составлен акт, узаконивавший однополые браки. Однако в 2012 году грузинская нация пустила по ветру все эти усилия, и теперь Запад ненавидит нацию, которую так и не сумел поработить.
Горькая реальность заключается в том, что Верховный главнокомандующий страны и ее президент Саломе Зурабишвили выступила в оппозиции к людям, которые вместе со своими детьми вышли отметить День святости семьи. В шествии приняли участие представители всех поколений – бабушки и дедушки гордо обнимали своих детей и внуков, многие присутствующие облачились в национальную одежду. Впрочем, Западу все это чуждо, вернее, бывает чуждо тогда, когда это ему не нужно. Но вот стоило властям раскритиковать прилетевшего в Грузию Габриэлюса Ландсбергиса, как оппозиция немедленно возмутилась: да как вы только посмели критиковать внука легендарного Витаутаса Ландсбергиса? Витаутас Ландсбергис заработал авторитет и стал уважаемой фигурой, когда Лиетува боролась за независимость. Но его внук является европарламентарием, и если я вдруг стану утверждать, будто он отстаивает какие-то ценности, это будет неправдой. Он пляшет под дудку других, и для него не представляет проблемы хотя бы то же узаконивание однополых браков.
Парламент Грузии готовится к преодолению президентского вето. Единственное, чего осталось дождаться – заключения Венецианской комиссии, в надежде на то, что, возможно, хотя бы эта комиссия аргументированно обоснует и сообщит, по какой именно причине нам не следует принимать данный закон, обеспечивающий прозрачность иностранного влияния, и что в нем присутствует российского. Правда, подозреваю, что убедительного объяснения мы так и не получим, и в заключении будет написано лишь то, что указанный закон отдаляет нас от Запада.
Парадоксально, но факт – чем сильней мы отдаляемся от Запада, тем ближе оказываемся к подлинной независимости, так что, нам предстоит самим решить, что лучше!
Бесо Барбакадзе