8 августа лидеры Соединенных Штатов Америки, Армении и Азербайджана подписали несколько соглашений, ставящих целью, как было сказано, установить долгосрочный мир на Южном Кавказе. «Тридцать пять лет они воевали, а теперь стали друзьями и останутся ими еще надолго. Они обещают навсегда прекратить боевые действия между собой, открыть торговлю, совместно развивать туризм, установить дипломатические отношения и уважать территориальную целостность и суверенитет друг друга», – заявил на церемонии подписания президент Соединенных Штатов Дональд Трамп. Он также самодовольно подчеркнул: «Евросоюз, Россия и «сонный Джо» Байден многократно пытались добиться мира в регионе, но безуспешно».
По ходу встречи стороны обменялись взаимными дифирамбами. Трамп назвал Алиева и Пашиняна «особенными людьми» добавив, что выражает обеим сторонам благодарность за то, что они по собственной инициативе предложили назвать это соглашение – «Маршрут Трампа во имя международного мира и процветания». Затем Алиев обратился к Пашиняну: «Давайте вместе выдвинем президента Трампа на соискание Нобелевской премии!»
Отдельные фразы и выдержки из речей, прозвучавших на встрече, служат замечательным образцом неприкрытой лести и фарисейства.
Трамп:
- «Вы войдете в историю!»
Алиев:
- «Прежде всего, хочу подчеркнуть, что сегодня мы инициировали мирное соглашение, которое довольно долго находилось в процессе переговоров. Оно было инициировано здесь, в столице мира, в главном кабинете мира, перед выдающимся президентом Соединенных Штатов. Это значит, не существует никаких сомнений в том, что ни одна из сторон не отступит».
- Если бы кто-то из нас – премьер-министр Пашинян или я – подумывал об отступлении, мы бы сюда не приехали. Так что можете быть уверены: за тем, что здесь произошло, последует долгосрочный мир на Кавказе».
- «Азербайджан и США становятся стратегическими партнерами, и это исторический день».
- «Президент Трамп уже подписал отмену 907-й секции Акта в поддержку свободы, которая запрещала правительству Соединенных Штатов оказывать помощь правительству Азербайджана».
- «Уверен, что Азербайджан и Армения найдут в себе силы для примирения».
Пашинян:
- «То, чего мы достигли, это очень большое дело».
- «Если бы мы думали об отступлении, то сюда бы не приехали».
- «Полностью согласен с президентом Алиевым – мне нечего добавить к его словам».
Вот такой разговор состоялся в Овальном кабинете, где был заложен так называемый «Маршрут Трампа», составляющий по длине всего лишь 40 километров, но по ширине – простите, по смыслу – ориентированный и рассчитанный на то, чтобы изменить геополитический ландшафт всего Кавказа. И не только.
Дело в том, что Зангезурский коридор (с использованием территории Армении) соединит по суше Азербайджан с Нахичеванским эксклавом, а затем – Азербайджан с Турцией. Соответственно, через Зангезурский коридор Турция сможет установить сухопутную связь с Каспийским морем. В конечном счете, Зангезурский коридор политически и геополитически объединит Азербайджан и Армению, согласившихся превратиться в колонии США.

Американцы, скорее всего, предусматривают подключить к геополитическому проекту Зангезура также и Грузию, поскольку без ее участия над этой идеей постоянно будет нависать угроза срыва, и коридор этот будет не в состоянии полноценно справляться ни с экономической, ни с геополитической функцией. Тем более, главная задача проекта состоит в том, чтобы полностью вывести Закавказье из сферы российского влияния, окончательно оторвать этот регион от России, тем самым ослабив ее. Поэтому было бы в корне неверно предполагать, что, первоначально связав проектом Зангезур Турцию, Азербайджан и Армению, затем привязав все три этих государства к себе и подмяв их, добившись сокращения влияния России в Закавказском регионе и сунув свой нос в Каспийское море, американцы этим ограничатся. Включение Грузии в так называемый «Маршрут Трампа» приобретает для них исключительное значение, а значит, Грузия реально рискует оказаться в критическом положении, как младенец (Михаил) в спектакле «Кавказский меловой круг», когда его безжалостно тянут на себя и мать, и мачеха, ставя ребенка под угрозу быть разорванным на части. В замечательной пьесе Бертольда Брехта младенца спасает материнский инстинкт – она отпускает дитя, чтобы сохранить ему жизнь, но трудно сказать, пожалеет ли кто-нибудь так же, как эта мать, Грузию?..
Проект Зангезура имеет для нашей страны и другую, причем, не особенно многообещающую перспективу. Его реализация значительно снизит стоимость и важность нашей транзитной функции и, следовательно, нашу роль в так называемом Серединном коридоре. А ведь мы считали участие в нем не только предметом своей гордости, но и прочной гарантией на светлое будущее. Теперь эти надежды исчезают и тают прямо у нас на глазах. Грузии необходимо срочно что-то предпринять. А именно – проанализировать последние 35 лет своей истории и объективно оценить, насколько верной оказалась ее внешнеполитическая ориентация за последние десятилетия. Причем, не только с учетом того, как бесцеремонно обходился и обходится с нами Запад, но и принимая во внимание жуткие процессы, разразившиеся в Украине и превратившие это огромное европейское государство в пушечное мясо, в результате чего оно распалось на части, было разрушено и стерто с лица земли, безвозвратно погубив свое будущее.
Грузия должна немедленно вступить в прямой диалог с Россией, позаботиться о восстановлении с ней дипломатических отношений, об открытии железнодорожной магистрали через Абхазию и, в конечном итоге, обеспечить нормальные стратегические позиции между двумя нашими странами. В сложившейся ситуации и для одной, и для другой стороны это было бы единственным верным решением.
Как вы понимаете, в таком случае коварный американский план по вытеснению России с Южного Кавказа изначально оказался бы таким же мертворожденным, как и идея плотного окружения России кольцом НАТО или желание лишить ее Украины. Российская Федерация – сверхдержава с мощным экономическим, культурным, геополитическим и военным потенциалом. А сверхдержава не может отказаться от сфер влияния – в этом кроется ее природа и проявляется характерное внутреннее свойство. Такова данность, которая будет иметь место и право на жизнь, пока в мире вообще существуют сверхдержавы.
Глобальные конфликты и войны на планете порождает как раз-таки наличие геополитических сфер влияния и перспектив на их перераспределение. Желание одного сверхдержавного игрока присвоить часть доли другого или вернуть то, что, по его мнению, когда-то было несправедливо у него отнято, всегда служило и продолжает служить соблазном для очередного передела мира. В данном случае этот болезненный процесс, начавшийся после распада СССР, до сих пор не завершен, более того, возможно, сейчас он переходит в наиболее сложную фазу. Запад стремится оторвать от России бывшие союзные республики, а параллельно вернуть то, что было утрачено в результате Второй мировой войны (например, Калининград – бывший Кенигсберг), так же как посредством Горбачева и Шеварднадзе он еще в период существовании СССР вернул себе ГДР. Поэтому любой проект в духе «Маршрута Трампа», замаскированный под экономику, но имеющий под собой очевидный геополитический контекст, неизбежно натолкнется на множество препятствий.
Впрочем, и без таких пояснений ясно, что в процессе осуществления «Маршрут Трампа» встретит с различных сторон очень серьезное противодействие:
- Пророссийски и проирански настроенная часть армянского народа и оппозиционные партии, выражающие эту позицию, а также та часть армянского общества, которая не приемлет союза с Турцией, представляют собой значительную силу. Если, вдобавок, принять во внимание фактор того, что, согласно последним опросам, рейтинг Пашиняна в Армении катастрофически низок (составляет всего 12%), нетрудно представить масштаб и харакктер возможного сопротивления.
- Позиция Ирана. Советник Верховного лидера Ирана по международным вопросам Али Акбар Велаяти заявил, что Иран не допустит создания транспортного коридора у своей границы, как это предусмотрено соглашением от 8 августа между Азербайджаном и Арменией. По словам Велаяти, осуществление данного проекта невозможно, а если попытка его реализовать все же будет предпринята, то эта территория станет кладбищем для наемников Трампа. Советник Верховного лидера Ирана подчеркнул, что данный коридор нельзя рассматривать как обычный торговый маршрут, потому что он представляет собой политический заговор против Ирана и других соседних государств и ставит целью изменить геополитику региона, перекроить границы, что приведет к распаду Армении. «НАТО хочет, словно змея, разлечься между Ираном и Россией, но Иран этого не допустит», – заявил главный советник аятоллы.
- Фактор России. Пока что в ожидании встречи Путина с Трампом Москва предпочитает хранить молчание в связи с проектом Зангезур. До этой встречи любые слова будут скорее выражением эмоций и субъективной позиции, нежели проявлением серьезного отношения к проблеме. Как обычно в подобных случаях, в прессе царит пестрота мнений, а серьезный анализ практически отсутствует. Но вот аналитик армянского происхождения Арман Абовян пишет: «Прежде всего, нужно учитывать один ключевой фактор – стратегические цели США, Европы, Турции и Азербайджана в отношении Южного Кавказа, Северного Кавказа, Средней Азии и тюркоязычных регионов России. Чтобы глубже понять, о чем идет речь, важно знать о глобальном проекте, который называют «Панбританский проект» или «Ост-Индийский проект-2». Он имеет три направления. Первое — вытеснение России с Южного Кавказа и блокирование Ирана по северной границе. Второе – создание маршрута от Европы до Китая, который проходил бы вне контроля России, Ирана и Китая. И третье, самое главное – формирование геополитической «удавки» вокруг России.
После такого анализа Абовян предлагает еще более интересные рассуждение по данной теме:
«Сейчас Россия сконцентрирована на западном фронте – на Украине. Но, пока внимание сосредоточено здесь, на Южном Кавказе в тени красивых слов о братстве и дружбе формируется опасный альянс.
Речь не об Армении – альянс строится прежде всего в Азербайджане, изначально в Грузии. После смены власти в Тбилиси отношения с Россией несколько смягчились. Теперь главной ударной силой натовского продвижения к границам России стал Азербайджан. После захвата Арцаха (Нагорного Карабаха) в 2020 году там создали ситуацию, при которой российское военное и дипломатическое присутствие начали активно вытеснять – руками Турции и Азербайджана.
Сейчас почти с уверенностью можно говорить: у границ России, рядом с Дербентом, который Азербайджан уже назвал «древним азербайджанским городом», будет размещена крупная турецкая военная база. А Турция — член НАТО».
Все, вокруг чего сегодня разгорается конфликт на Западе, реализуется куда тише на юге. Что нужно, чтобы оказывать давление на Россию с юга? Есть несколько ключевых элементов:
Первое – формирование и постоянное подогревание османского или тюркского самосознания. Мы знаем, как активно турецкие и азербайджанские спецслужбы действуют в России через азербайджанские диаспоры. ФСБ уже начинает публиковать первые данные об этом.
Второе – логистика. Это обеспечение бесперебойного движения натовских грузов к основным военным и экономическим объектам на Южном Кавказе. Все это направлено на то, чтобы продавливать Россию снизу – в сторону Северного Кавказа и Ирана.
Армения была в этой схеме последним барьером, но теперь положение меняется.
«Вот почему так важен Зангезурский коридор. Это не просто дорога – это идея. Это 42 километра территории Сюника, которые соединяют Турцию и Азербайджан. Без них ни Панбританский, ни Пантуранский проект не реализуются» — считает аналитик Абовян. А нам остается сделать вывод: запуск Зангезурского коридора («Маршрута Трампа») означает включение Армении в антироссийский альянс, формирующийся на южной границе России. Это, безусловно, станет тяжелым ударом для России, но именно потому что удар этот обретает сакральное для России значение, угрожая ее существованию и ребром ставя вопрос быть ей или не быть, надо полагать, что он, скорее всего, не состоится.
Дело в том, что Россия, вообще-то, обладает невероятным терпением, вполне адекватным ее огромным масштабам, однако перед лицом экзистенциальной угрозы ресурс этого терпения быстро исчерпывается. Россиянам становится все равно, с какой стороны исходит эта угроза – с Запада или с Востока. Их танки сметут все, что таит в себе опасность. Поэтому я и написал в заголовке к этой статье, что урожай из семян, посеянных Трампом в Зангезуре, пожнут танки Путина. Если танков для этого дела окажется недостаточно, подключатся и авиация, и флот, и ракеты – а, если понадобится, случится и то, после чего на Земле начнется новый отсчет времени…
Натовский дракон не сможет улечься в 40-километровом Зангезурском коридоре. Он и не должен там лежать!
Тем временем Трамп примет Путина на Аляске (на исконно русской земле). Уверен, во время этой встречи американскому президенту будет преподнесено нечто такое, что начисто отобьет у него желание реализовать «геополитическую идею» Зангезура.
Валерий Кварацхелия