«Согласно опубликованным показателям Сакстата, экономический рост в стране за период с января по октябрь составил 7,6 %. Соответственно, велика вероятность того, что к концу года мы превзойдем прогноз Международного валютного фонда, который предсказывал рост на уровне 7,2 %», – заявил премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе.
По его словам, к концу текущего года экономика Грузии впервые в истории преодолеет рубеж в 100 млрд лари, при этом, номинальный показатель валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения превысит 10000 долларов.
Премьер-министр также гордо известил нас о том, что новейшая история Грузии не помнит подобного экономического подъема, и добавил, что это стало возможно в результате и благодаря заслуге осуществляемой действующей властью правильной и мирной политики.
Значительная часть грузинского населения, прямо скажем, с недоверием относится к тому, что говорит премьер, потому что большинство населения Грузии никакого экономического роста на себе непосредственно не ощущает. Напротив, рост коммунальных платежей и подорожание продуктов питания едва не переломили хребет многим семьям.
О ситуации, сложившейся в грузинской экономике, рассуждает доктор экономических наук, профессор Темур Майсурадзе:
— Грузия не присоединилась к международным санкциям против Российской Федерации, и все, о чем говорил наш премьер-министр, является заслугой именно этого. Неприсоединение к санкциям действительно обусловило рост экономики страны, но это наглядно и уверенно отразилось лишь на крохотной категории граждан, которую представляют вчерашние и позавчерашние миллионеры, ныне ставшие уже миллиардерами. У нас сформировалась эксклюзивная экономика, способствующая обогащению единичных персон, а у тех, у кого в ее условиях холодильник был пуст, он так пустым и остается, более того, выживать этим членам общества становится все сложнее. О какой экономике может идти речь, если на приоритетном месте в стране находятся такие не создающие материальных ценностей отрасли, как туризм и реэкспорт автомобилей?!
Повышение цен отражается на увеличении валового внутреннего продукта. ВВП в стране действительно растет, но при анализе этот возросший показатель делят поровну на все население, что крайне несправедливо. Сами посудите: у кого-то благодаря подорожанию растет прибыль, а у большинства это приводит лишь к увеличению расходов. У одного вчера был миллион, а сегодня стало 25 миллионов – насколько правильно делить эту сумму на других граждан? Способен ли такой «объективный» среднестатистический показатель дать верное представление о реально сложившейся картине?
В эпоху коммунистов миллионеров и миллиардеров не существовало вообще, потому что тогдашняя система требовала, чтобы все доходы общества распределялись относительно поровну. Не наблюдалось большой разницы в размерах зарплаты, члены общества были достойно трудоустроены. Сегодня все наше сельское население, например, считается на сто процентов трудоустроенным, но лишь одному Богу ведомо, у кого из сельчан есть деньги на кусок хлеба, а у кого их нет! Сколько должен вырастить крестьянин на своем приусадебном участке, чтобы и семью накормить, и часть произведенной продукции продать?
Показатель числа безработных в стране уменьшился именно в результате того, что всех, проживающих на селе, причислили к трудоустроенным. Трудоустроенными посчитали также семьи и людей, живущие на пособия от государства – их оформили в службах уборки с зарплатой в 300 лари, одновременно сохранив им государственную компенсацию.
В принципе, даже если теоретически вообразить, что в стране заняты все сто процентов населения, экономика все равно никогда не станет настоящей и эффективной, если люди работают, скажем, исключительно в сфере обслуживания, где нет ни производства, ни добавленной стоимости.
В Грузии деньги сейчас вкладывают только в строительство. У нас нет промышленности, мы фактически ничего не производим, соответственно, на подобном фоне разговор об экономике излишен. В стране складывается специфическая картина: отдельные люди имеют по 100 и более квартир, и хотя в Грузии практически нет тех, кто, реально нуждаясь в жилье, может его купить, цена на квартиры не падает, потому что некоторые, сумев извлечь огромные деньги, стремятся вложить их именно в недвижимость. Это не содержит риска, имущество в любом случае останется, а владелец приобретенной квартиры погашает ее стоимость за счет арендатора – от него лишь требуется умелое оперирование собственностью. Состава преступления тут нет, но это деформированная экономика.
Рациональная и эффективная экономика строится по принципу «деньги–товар–деньги». Деньги, вышедшие из банка, должны преимущественно вкладываться в производство, а мы ничего не производим.
— Компаниям в энергетическом секторе списали штрафы на один миллиард лари. Такое отьношение привело к недовольству в обществе, которое возмущено: почему смогли списать миллиардный долг компаниям, а пенсионерам никто долгов не прощает?..
— Наши граждане действительно ущемлены. Будь у кого-то даже мизерный долг перед „Сакэнерго“, ему бы его ни за что не простили, но государство по отношению к таким компаниям проявляет откровенную необъективность, действует неправильно, и это можно легко обосновать. Причиной списания столь внушительной суммы штрафов стало то, что энергетические компании выиграли споры у государства… Наша власть необъективна, потому что она заставляет нас воспринимать как победу превращение миллионеров в миллиардеров. Тендеры выигрывают одни и те же компании и одни и те же люди. Разорвать этот порочный круг невозможно, потому что для нормальной работы требуется многолетний опыт, а он есть у компаний саакашвилевских времен.
— Тяжким бременем лежат на населении и коммунальные платежи. А теперь вот опять начались разговоры о том, что тарифы на электроэнергию могут быть повышены…
— Тарифы должны быть пересмотрены, надо внимательно и придирчиво оценить поставщиков, найти лучших из них, грамотно подобрать партнеров, сравнить цены. Безумие в столь трудное время принимать решения, руководствуясь исключительно политическими соображениями. Все знают, что лучший поставщик энергоресурсов Россия, но мы же сумасшедшие?!
Оставим тарифы и поговорим о таком прибыльном для нас бизнесе, как виноделие. Грузинские виноделы снуют по Европе, чтобы найти рынок для своего вина и… сократить его экспорт в Россию. На такое способен только сумасшедший! Для бизнеса любой доступный рынок – счастье. Ну а этот находится в России. Виноделие – прибыльное дело, но у нас он находится на дотации у государства. Почему?! Почему прибыльный бизнес должен пользоваться государственными дотациями? Почему государство тратит поступившие от нас деньги на бизнес, который приносит прибыль сам по себе? Аналогичное можно сказать и о туризме. Его тоже официально называют прибыльным, но при этом вкладывают в него огромные деньги. Если в какой-либо сфере у тебя налицо уверенный рост и солидная прибыль, оставь этот бизнес в покое и лучше окажи помощь населению.
Рынок Грузии не такой уж маленький. За него борется вся Европа, борется и Россия… Этим надо умело пользоваться.
Но нашей сегодняшней правительственной экономической команде умные экономисты не нужны, потому что так проще использовать систему в собственных интересах. Министерство экономики непосредственно в экономике ничего не делает, все здесь пущено на самотек и происходит само по себе. На нее положительно повлияло неприсоединение к международным санкциям против России, но в остальном никто и пальцем о палец не ударил для ее продвижения.
Беседовала Эка Наскидашвили

















