Мы, грузины, имеем претензию называть и считать Грузию родиной вина, причем, претензия эта не так уж безосновательна. В результате многих археологических исследований и открытий было доказано, что вино в Грузии производили с древнейших времен, и в свое время оно пользовалось широкой известностью и славой. Я не случайно уточнил: «в свое время», потому что в настоящее, несмотря на завоеванные на международных выставках многичсленные первые места и грамоты, в больших объемах грузинское вино в Европе не продается. Причина кроется в том, что на европейских прилавках очень много французских, испанских, португальских вин, причем, довольно дорогостоящих, а рынок дешевых – полностью заполнен венгерскими и румынскими винами. Следует признать и то, что французские вина превосходят грузинские, так как во Франции хорошо развиты технологии винопроизводства, на каждый корень лозы они там оставляют только одну кисть, дабы она вобрала в себя всю полезные вещества и достоинства сорта, придирчиво контролируют использование пестицидов, стараясь обрабатывать виноградники органическими удобрениями, а не растворами, наносящими одинаковый ущерб и сорнякам, и лозе, и полученным в качестве урожая ягодам, и одновременно истощающим почву.
Напомню, что вино в основном производится из винограда (в основном, так как его можно получать, к примеру, и из ежевики или клубники). Иными словами, чтобы производить вино, необходимо выращивать виноград, и нам и в этом почти не было равных. Кахетинский крестьянин привык ухаживать за виноградником, как за ребенком, и лоза очень часто ассоциировалась у нас с понятием Родины.
«Может лоза и есть наша Родина? Если она низко стелется, собирать ягоды приходится, опустившись на колени, а растет поверху, надо возносить руки к небу. И то, и другое удивительно напоминает отправление молитвы, а молиться необходимо, прежде всего, за Родину», — так непревзойденный Нодар Думбадзе описал отношение грузина к лозе и винограднику. И потому, кажется просто невероятным, что мы из году в год сокращаем сбор винограда, причем, с каждым годом все в больших объемах завозим его из соседних стран. Иранцы, древние правители которых исторически больше всего нетерпимости проявляли по отношению к населению Грузии, вслед за ним выкорчевывали символ национального духа – виноградники, теперь сами продают виноград нашей стране. Аналогичным делом занимаются теперь турки, армяне… Возможно и это как-то повлияло на ситуацию, потому что в 2023 году мы вырастили винограда на 22,2% меньше, чем в 2022-м, а если рассортировать показатели по цвету ягод, то производство белого винограда уменьшилось на 29,7% (!), красного – на 6,2%. Вино – это не лук и не зелень, вино – это символ Грузии, и потому сокращение его производства создает серьезные основания для тревоги. Параллельно с уменьшением местного производства, снизился и показатель вывоза винограда из страны, возрос показатель его ввоза, что, как и все остальное, является свидетельством очень плохой тенденции. Скажу вам больше, сегодня столовый виноград бесперебойно продается на рынке, хоть и ценится крайне дорого – по 15 лари за один килограмм. Да, продается, и это в условиях, когда столовый виноград местного производства стоит не больше 2-х лари за килограмм. Именно по такой цене у нас его и покупает, например, та же Армения, а к лету цена возрастает до 15 лари. Почему же мы не действуем аналогичным образом? А потому что у нас не развито холодильное хозяйство, и, по расчетам экспертов, для того, чтобы Грузия была в состоянии хранить необходимое количество фруктов до весны и затем выносить их на продажу, потребуется примерно 15 миллиардов лари. Тем не менее, если однажды не начать, мы все время будем пребывать в столь же незавидном положении, как сейчас.
Армяне создавали свое холодильное хозяйство не один год, они вкладывали деньги понемногу, шаг за шагом, ежегодно наращивая объемы, а в конечном счете пришли к тому, что теперь могут обеспечить хранение не только собственной продукцию, но и завозить ее из Грузии. Проще говоря, они превзошли нас и в уме, и в ловкости. Я уже ничего не говорю о другом соседе – Турции. Той, вообще, удалось выбиться в ведущие игроки не только на региональном аграрном рынке, но и на мировом. В качестве примера достаточно привести турецкую клубнику, которая практически полностью заполонила грузинский рынок, особенно за последнюю неделю. Между тем, ни для кого не секрет, что для выращивания клубники грузинская почва считается одной из лучших в Европе (в регионе – и вовсе лучшей). Только вот желающих этой отраслью заниматься, к сожалению, нет. Почему?
Министерство сельского хозяйства страны ежегодно осуществляет массу различных проектов, на которые уже было истрачено несколько миллиардов лари. Да, не спорю, предвыборное общение «Мечты» о том, что в сельское хозяйство будет вложено несколько миллиардов, в этом смысле можно считать выполненным. Другой вопрос, насколько правильно определялись приоритеты и какой конкретный результат принесли все истраченные в этой сфере миллиарды. Говоря без обиняков, результат от миллиардов, вложенных в сельскохозяйственную сферу, равен нулю, а если уж быть принципиальными до конца – то к нулю, но с обратной стороны, потому что мы вышли в минус. Во всяком случае, до того, как вложить эти миллиарды, лук, зелень и различные культуры производились в стране в объемах, не ставящих нас перед необходимостью ввозить их из-за рубежа, а в последние годы мы все активней и чаще прибегаем к такой практике. Теперь вот вдобавок ко всему в этом деле стал фигурировать и виноград.
Почему-то Министерство сельского хозяйства Грузии в качестве приоритетного направления предпочло высаживание ягодных культур. Дескать, в Европе на них огромный спрос. Спрос действительно большой, однако как только на европейский рынок стали поступать излишки грузинской продукции, в «поддержку» нам там немедленно ввели регуляции, удовлетворение которых в условиях грузинской действительности невообразимо. Таким незатейливым способом нас легко и просто отвадили от этого рынка. После случившегося, продукция либо целиком продается в Россию, либо плодоносящие плантации элементарно… вырубаются. А случается, что владелец просто перестает обращать на них внимание, тем более, что 3-хлетний период, учрежденный Агентством по развитию сельского хозяйства, миновал. Да, Минсельхоз только в течение 3-х лет уделает внимание тому, на что были потрачены огромные деньги, а затем… Людям остаются капельные оросительные системы, ягодные сады, и дальше большинство из них либо продают трехлетние культуры на саженцы, либо реализуют оставшиеся дорогостоящие капельные системы и в итоге получают прибыль. Вслед за этим включаются в новые проекты, и порой все начинается заново на тех же самых участках.
Оставим холодильное хозяйство. Один холодильник вместимостью тысячу тонн обходится примерно в 3-4 миллиона лари, а такие суммы имеются у очень немногих. Поговорим о другом. Знаете, что способно дать тепличное хозяйство по выращиванию клубники площадью в полгектара, если устроить его в соответствии с действующими стандартами? – Можно полностью удовлетворить потребность в этой ягоде населения Восточной или Западной Грузии. Представьте себе, применив современные технологии, позволяющие наладить ярусное выращивание клубники, можно получать огромный урожай. Почему мы этого не делаем? – Потому что у подавляющего большинства потенциальных производителей нет на это средств – есть только желание и готовность, а у тех, кто такими средствами располагает, либо идея эта не вызывает интереса, либо представляется слишком рискованной, и они попросту не верят в то, что с такой малой площади можно заработать такие солидные деньги.
Прошлогодний сезон показал и то, что с грузинского рынка постепенно, но неуклонно выдавливаются местные арбузы и дыни. В прошлом году иранской продукции не удалость полностью поглотить нашу только по причине того, что из-за невыносимой жары само иранское правительство приняло решение запретить вывоз из страны арбузов. Надо полагать, для нас далеко не самое лучшее зависеть от того, какая погода будет в Иране. Но знаете в чем состоит парадокс? – Иранские арбузы в процессе оптовой закупки, стоили 20-25 тетри за килограмм – это с учетом транспортировки, растаможки и других накладных расходов, а оптовая цена грузинских арбузов начиналась с 40-50 тетри. Забудем про арбузы, по ним мы в нынешнем году явно побьем все рекорды, и скажем несколько слов об яблоках, то есть фруктах, представляющих собой визитную карточку Шида Картли. Пойдите на рынок и попробуйте купить грузинские яблоки. Не сможете, потому что их просто нет физически, они закончились, а на прилавках осталась только турецкая продукция, многообразная, но далеко не всегда отличающаяся хорошими вкусовыми качествами. Впрочем, есть и такая, которая ничуть не хуже грузинской, но дело в том, что стоит она вчетверо и даже впятеро дороже нашей?! Но что поделаешь? Когда ребенок просит фруктов, родители вынуждены в чем-то себя ограничить и купить их.
Начиная с 2012 года и по сей день Министерство сельского хозяйства Грузии истратило более 5 миллиардов лари, и если б всего лишь не было продвижения вперед, это еще куда ни шло, но мы ежегодно движемся вспять и теряем позиции. Взгляните на статистику, и убедитесь, что количество ввозимой продукции ежегодно растет, мы каждый раз бьем рекорды по этому показателю. Настоящим приговором для Министерства сельского хозяйства должен был бы стать рекордный показатель ввоза зелени, но впереди нас, оказывается, подстерегают вещи похуже, и теперь головной болью стал и главный символ страны и грузинского государства. Мы начали в больших количествах завозить виноград, при этом ежегодно сокращая его производство. А знаете, что значат 22,2%, на которые оно снизилось? Мы собрали винограда на одну пятую меньше, чем раньше, и есть все основания подозревать, что и в нынешнем году перспективы в этом секторе будут ничем не лучше.
Леван Габашвили