Пересмотр отношения к советским солдатам, сломавшим хребет фашизму, начинался отнюдь не со времен «Евромайдана» на Украине и не с начала специальной военной операции.
Мрачная осень
Вычеркивать русские имена из истории власти Германии начали практически с момента объединения.
Осенью 1992 года гражданам России, погруженным в пучину глубокого экономического кризиса, было не до того, что происходит в Берлине. А дела там творились весьма интересные.
Палата представителей объединенного Берлина, которая начала свою работу в 1991 году, решила заняться сверкой списков обладателей звания «Почетный гражданин Берлина». Дело в том, что на протяжении послевоенных десятилетий параллельно новых почетных граждан утверждали как власти Западного Берлина, так и столицы ГДР.
Стали неугодными
В результате голосования Палаты, возглавляемой представительницей ХДС Ханной-Ренатой Лориен, звания «Почетный гражданин Берлина» были лишены Михаил Егоров и Мелитон Кантария, установившие знамя Победы над Рейхстагом, советские военачальники Иван Конев, Михаил Катуков, Василий Чуйков, первый советский комендант Берлина Николай Берзарин, Николай Масалов, спасший немецкую девочку при взятии Берлина, а также еще ряд советских граждан, чьи заслуги перед столицей Германии ранее были отмечены.
Само присвоение званий «Почетный гражданин Берлина» всем вышеперечисленным состоялось в мае 1965 года, к 20-летию Победы над фашизмом, когда никто не ставил под сомнение, что Красная Армия освободила народы Европы от нацизма.
Исключение 1992 года — факт вопиющий. Достаточно сказать, что Берзарин, Кантария, Масалов, Егоров и другие оказались в одном ряду с … Гитлером, Герингом и Геббельсом, которых исключили из почетных граждан Берлина в 1948 году. Также под исключение попали деятели ГДР вроде Вальтера Ульбрихта и Эрика Хоннеккера.
Американский генерал — это другое
Из советских же граждан звание в 1992 году сохранил только космонавт Валерий Быковский, с которым вместе летал первый космонавт Германии Зигмунд Йен.
Тут, конечно, можно сказать, что немцам не слишком было приятно иметь в «Почетных гражданах Берлина», пусть и победителей фашизма, но все-таки военных другой страны.
Но опровергается это довольно просто. В 1962 году Западный Берлин ввел в ранг «Почетного гражданина» главу американской оккупационной администрации генерала Люсиуса Клея. Никому и в голову не пришло лишать его звания в 1992 году.
Коменданту Берзарину звание вернули. За «борьбу с советскими насильниками»?
В феврале 2003 года грянула сенсация — берлинские депутаты вернули отнятый статус первому советскому коменданту Берлина Николаю Берзарину. То, что он спасал жителей города от голодной смерти и занимался восстановлением мирной жизни, немецкие историки не рискнули отрицать.
Но вот заходим на страницу Берзарина на сайте Палаты представителей Берлина и читаем следующее: «В письменных приказах он пытается предотвратить нападения, мародерство и изнасилования со стороны советских солдат… В 1992 году, когда два списка почетных граждан Восточного и Западного Берлина были объединены, Берзарина не взяли, так как изначально предполагалось, что он не пытался предотвратить преступления, совершенные советскими солдатами против жителей Берлина. Однако исследования Германо-российского музея Берлин-Карлсхорст помогли опровергнуть это».
Это называется — «попались на горячем». Выходит, в 1992 году немецкая депутатская публика во главе с Ханной-Ренатой Лориен исключала советских военнослужащих из списков почетных граждан, поскольку они, по разумению парламентариев, принадлежали к «мародерам и насильникам»?
Если Берзарина все-таки восстановили, то остальных, включая спасителя немецкой девочки Николая Масалова, — нет.

Вместо всех — Горбачев
И вот что еще любопытно. Ханна-Рената Лориен, руководившая операцией по «зачистке» Берлина от советских героев, любила выступать с речами против возрождения национал-социализма. «Мы не хотим быть арийцами, мы хотим быть людьми», — заявляла она. Госпожа Лориен ратовала за увековечение памяти гомосексуалистов, ставших жертвами Третьего Рейха. Теперь ее имя носит одна из площадей Берлина. Отдавала ли себе отчет дама-политик, что своими действиями открывает дорогу переписыванию истории и реваншизму, — вопрос открытый.
Осенью 1992 года за исключенных советских героев наше Отечество получило от немцев щедрую компенсацию — звание «Почетный гражданин Берлина» было присвоено первому и последнему президенту СССР Михаилу Горбачеву. Очень наглядная демонстрация того, как именно русские нравятся объединенной Германии.