Мне как основателю «Бессмертного полка Грузии» часто звонят и присылают письма потомки участников Великой Отечественной войны. Некоторые просят помощи в поиске информации о своем предке, другие хотят, чтобы общество познакомилось с воевавшим против фашизма их героическим предком.
Такие материалы мы уже опубликовали посредством нашей интернет-страницы и газеты «Грузия и мир», чем почтили память не только членов чьей-то семьи, но и людей, которыми мы гордимся.
На сей раз предлагаем материал, предоставленный замечательной личностью, 91-летним господином Давидом Робакидзе, об отце-фронтовике Тарасе Давидовиче Робакидзе
Документ
Народный комиссар по обороне СССР
Передвижной полевой госпиталь 2325
Повестка
Ваш сын Робакидзе Тарас Давидович (красноармеец, 1907 года рождения, Груз.ССР, г. Зестафони, Чхарский р-он, село Гогни), верный воинской присяге в борьбе за социалистическое Отечество, проявил геройство, мужество. Скончался 31 января 1942 года. Похоронен в селе Загризово Купянского р-на Харьковской области.
Эта повестка является документов для требования пенсии (Приказ Народного комиссариата по обороне СССР №—).
/Подписи ответственных лиц, печать/
Из письма господина Давида:
«В начале Великой Отечественной войны моего отца Тараса Давидовича Робакидзе, который тогда жил в селе Гогни Чхарского (ныне Терджольского) района, вскоре призвали на фронт. В то время украинский город Харьков переходил из рук в руки, и там стояли то фашисты, то Советы.
Отец был тяжело ранен и скончался в селе Загризово Купянского р-на Харьковской области, в военном госпитале (тогда там была школа). Семья из того села получила последнее, сложенное треугольником письмо. Прошло время, и я, старший сын, начал искать могилу отца. Пять или шесь лет у меня была переписка, и в конце я из города Подольска Московской области получил сообщение – писали, где были похоронены десять бойцов, в том числе – двое грузин – во дворе средней школы, в братской могиле. Там же стояла огромная статуя советского воина…
9 мая 1977 года приехали в то село я, мой брат Валериан и моя старшая дочь Эльза, которой в то время было 22 года. Нам устроили замечательные встречи. У нас с собой были грузинские вина и еще многое другое».
Господин Давид, наряду с письмом и документом, прислал нам и несколько фотографий. Помимо Тараса Робакидзе, в Загризово похоронен воин, рядовой А.Ш. Ментешашвили. Господин Давид, к сожалению, не смог отыскать его семью, несмотря на многие попытки с 1977 года.
Гулбаат Рцхиладзе