После свержения Башара Асада Сирия вступает в таинственную переходную фазу, чреватую вызовами и рисками. По мнению многих ближневосточных экспертов, «в настоящее время страна вступила в переходный период, в течение которого оппозиционные группировки должны предложить новую Конституцию, которая может быть скопирована с ливанского Таифского соглашения 1989 года с иракской формулой разделения Сирии. Проблема в том, что в стране действуют группировки с разными политическими интересами, и она «может превратиться в Ливию» и перестать быть единым государством». Или будет введен своего рода хрупкий этнический федерализм, который все равно развалит страну. Действительно, что дальше? Об этом рассуждает обозреватель ИА REX Станислав Тарасов.
«В этой связи разу вспоминается французский мандат 1920 года в Сирии, который предусматривал создание четырех «зон»: Алеппо, Дамаск, Джабаль Друзов и Джабаль алавитов. Только теперь к этому сценарию может быть добавлено курдское государство, создание которого поддерживают Соединенные Штаты, Франция и Израиль, а Турция решительно выступает против этого», — отмечает Тарасов.
Как пишет ливанское издание Lebanon24, западные эксперты «стали разрабатывать проекты фрагментации Сирии еще в 2011 году, когда Сирию захлестнула так называемая «арабская весна». В 2015 году эксперт по безопасности из Института Брукингса Майкл О’Хэнлон предложил создание в Сирии федеральной системы, начинающейся с двух регионов: курдского на Севере и друзского на юге, а затем создание безопасной зоны для алавитов. При этом предполагается перемещение населения (transfer), «но такое необходимо сделать мирным путем, а не так это проходило в Кашмире между Индией и Пакистаном». Но реализация такого проекта может сопровождаться « пограничными конфликтами между этими зонами», продолжил политолог.
Сейчас многие вспоминают и то, как в 1989 году было подписано Таифское соглашение, положившее конец длившейся десятилетия гражданской войне в Ливане, где противостояли христиане, мусульмане, а в страну вторгались войска Израиля, Сирии, США, Франции, Италии. Однако пятнадцатилетняя гражданская война (с 1975 года) в Ливане на этом все же не закончилась. Войну закончило масштабное вторжение сирийской армии 13 октября 1990. Под эгидой Сирии ливанцам удалось изгнать поддерживаемых Израилем фалангистов — главный фактор дестабилизировавший Ливан. Но даже добившись с помощью США и Франции вывода сирийских войск из Ливана в 2005 году, Израиль не сумел победить ливанское общество, поддержавшее «Хезболлу». Теперь уже и так называемую «новую Сирию» втягивают в спираль «геополитическое проклятие распада». Что из этого получится – хорошо известно», — резюмирует Тарасов.
Автор: Станислав Тарасов