Министерство сельского хозяйства Грузии обнародовала позитивную и обнадеживающую информацию. Так как она не особо объемистая, предлагаем ознакомиться с полным текстом, представленном на официальном веб-сайте аграрного ведомства:
«За последнее десятилетие в Грузии значительно выросло производство яблок. Соответственно увеличился и их экспорт: в 2025 году зафиксирован рекордный показатель – из страны было вывезено на продажу 20,6 тысячи тонн яблок на сумму 14 млн долларов США, чему сопутствовал и рост средней экспортной цены. Результат обусловлен ростом производства, улучшением инфраструктуры хранения и переработки, что обеспечило высокое качество и непрерывность поставок. В качестве особенно перспективных направлений для реализации грузинских яблок рассматриваются рынки Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты), Северной Африки (Египет), Индии и стран Центральной Азии, что создает реальную возможность диверсификации экспорта. Скоординированные действия государства и частного сектора – развитие современных технологий, соблюдение стандартов качества и освоение новых рынков – создают прочную основу для успешного позиционирования грузинского яблока на международных рынках».
Далее министерство подробно объясняет, почему необходимо делать акцент именно на перечисленных странах:
«Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты – это рынки с высокой импортозависимостью; местное производство здесь ограничено, спрос на качественные, визуально привлекательные яблоки стабильно высокий. Грузия имеет на этом рынке географическое преимущество по сравнению с конкурентами…»
«Египет благодаря численности населения и сезонному дефициту представляет собой одну из крупных стран-импортеров, где спрос в основном сосредоточен в среднем ценовом сегменте…»
«Индия – один из быстрорастущих импортирующих рынков, особенно в осенние и зимние месяцы, однако здесь действуют строгие требования в отношении качества продукции и фитосанитарии…»
«Узбекистан и другие страны Центральной Азии – это рынки, где хорошо знакомы с Грузией, и где спрос растет на фоне неуклонного увеличения численности населения…»
«Географическое преимущество», «численность населения», «узнаваемость страны» – употреблять перечисленные фразы в официальном релизе и при этом ни словом не обмолвиться о Российской Федерации – это, мягко говоря, неловко. Начнем с того, что численность населения в России как минимум на 30 миллионов больше, чем в Египте. Что касается «узнаваемости», то, согласитесь, как-то не особенно убедительно выглядит, будто в Узбекистане и других странах Центральной Азии Грузию знают лучше, чем россияне. И третье – географическое преимущество… Если исходить из представленного Минсельхозом документа, можно заключить, что с российской стороной у нас это преимущество отсутствует. Спрашивается, как можно не иметь географического преимущества с непосредственным соседом, с тем, у кого с тобой общая сухопутная граница?!
Несмотря на то, что Россия является для Грузии крупнейшим экспортным рынком, мы никогда о ней даже не упоминаем и ссылаемся на другие страны, высказывая намерение сбывать туда свою продукцию. При этом масштабы экспорта в Россию по сравнению с ними настолько разительны, что министерство даже воздержалось конкретно указать, куда и сколько именно яблок было продано и какая именно доля из полученных 14 миллионов долларов приходится на российский рынок, а сколько на рынки азиатских и других стран. Не сообщили нам и о том, где и по какой цене были проданы грузинские яблоки, сообщив лишь усредненный показатель – 0,68 цента, что по сегодняшнему курсу составляет 1,82 лари.
Кстати, может, кто-нибудь объяснит, почему тогда на местном рынке цена на яблоки начинается с 4 лари?! Получается, мы реализуем эти фрукты иностранцам менее чем за половину той цены, по которой они продаются в Грузии? Не лучше ли было бы сначала позаботиться о собственном населении и продавать их здесь хотя бы по 2 лари, а уже потом думать об экспорте? И еще, почему при возрастающем экспорте грузинских яблок параллельно растет и импорт этих фруктов из других стран, почему мы завозим в таких больших объемах импортные яблоки? Это вопросы, на которые властями обычно дается стандартный ответ – рынок у нас свободный, и мы в него не вмешиваемся. Между тем, все хорошо видят, до чего нас довел такой подход. В настоящее время в Грузии, как известно, создана специальная комиссия, которая пытается отрегулировать розничные цены на нашем «свободном рынке», сделав их более человечными и адекватными.
Для справки: комиссия планирует опубликовать заключение в апреле, и нам уже пообещали, что в апреле цены на продукты непременно снизятся, хоть и не настолько, чтобы мы от удивления раскрыли рот. Другой вопрос – на сколь длительный срок сохранятся эти сниженные цены и как долго игроки «свободного рынка» сумеют бороться с искушением снова начать беззастенчиво обирать население, как они это делали до сих пор и продолжают делать сейчас…
Было бы неплохо, если б комиссия (с учетом входящих в ее состав членов) обсудила также и вопрос о необходимости усилить акцент на российском рынке, что стало бы непосредственным рычагом и хорошей возможностью для реального снижения цен. Говорить о преимуществах географического положения в данном случае излишне, а с качеством российских товаров ни иранская, ни турецкая, ни другая азиатская продукция и близко не сравнится. Среди российских продуктов вы не найдете такого, где было бы, к примеру, написано, что он «может содержать мясо»; вы не найдете среди них продовольственных товаров, насыщенных пальмовым маслом, как и молочных изделий, в которых содержание натурального молока… равно нулю. Несмотря на все эти достоинства, никто в официальных заявлениях о российском рынке не упоминает, и, таким образом, отвечающие за отрасль специалисты и руководители не пытается делать акцент на наиболее перспективном направлении, открывающем нам возможность маневрировать ценами и проявлять гибкость в отношении качества.
Почему? Да потому что стоит вслух заявить обо всем этом, как оппозиция, неправительственные организации и «западные партнеры» тут же поднимут истошный вой – мол, власть повернула страну в сторону России. И никого из «крикунов» не волнует, что освоение этого рынка и углубление торговых отношений может благоприятно отразиться на благосостоянии грузинских граждан. Ведь для них главное не это; главное для них – преданно и верно проводить интересы Запада, которые мы, когда они явно противоречат нашим, вроде бы, не принимаем во внимание, но стоит дойти до дела, как власть робеет, «тормозит» и оставляет вопрос открытым. Невольно на ум приходит грузинская поговорка: лучше уж битое, чем треснутое. Может, стоит раз и навсегда определиться, чего мы хотим? Как и, собственно, почему хотим этого?
Речь, как вы понимаете, не только о яблоках. Мы вообще бо́льшую часть избыточной продукции продаем именно в Россию, и тем, кто забывает об этом, напомню: несколько лет назад с поощрения европейских стран и структур, почти повсюду в Грузии были заложены плантации голубики. Так вот, теперь более 90% ее урожая уходит… на российский рынок. Все предельно просто: европейцы никак не ожидали, что мы получим такой внушительный результат и наша голубика составит мощнейшую конкуренцию их продукции, поэтому они намеренно предложили грузинским производителям заниженную закупочную цену, по которой продавать данный продукт не имело никакого смысла. Зато российская цена оказалась вполне приемлемой, и «географическое преимущество» в этом случае сработало во всей своей полноте.
Трудно предсказать, что будет с нами завтра, но объективная ситуация складывается таким образом, что мы должны будем либо подчиниться Европе, либо нам не избежать санкций, причем, значительная их часть будет введена не в отношении отдельных персон, а против страны в целом. Не исключено, что и без того скудный европейский рынок для грузинской продукции окажется в этом случае закрыт вообще. Что тогда прикажете делать?
Понятно, что у нас установлены свободные торговые отношения, например, с Китаем, где существует один из крупнейших рынков мира, однако это не означает, что китайцы встретят нас с распростертыми объятиями. К тому же Китаю, как мы видим, гораздо интересней что-то где-то продать, а не завозить и покупать. Поэтому единственным оптимальным решением для Грузии в любом случае является российский рынок, а мы ведем себя так, будто его не существует и десятки тысяч грузинских фермеров от него не зависят.
Поэтому мы и говорим, что было бы неплохо, если бы действующая специальная комиссия занялась не только регулированием цен, но и некоторыми стратегическими вопросами, в частности, объективно определяла, из какой страны целесообразнее всего ввозить те или иные товары. В противном случае можно будет заключить, что этот орган был создан всего лишь для отвода глаз. У нас уже имеется опыт с медикаментами, когда после директивного снижения цен на лекарства опять начался шаг за шагом их рост (сейчас правительство вынуждено вернуться к этому вопросу). Мы не считаем правильной практику, при которой премьер-министру и членам его кабинета пришлось бы постоянно создавать специальные комиссии и каждый раз заново начинать обсуждение цен. Пора, наконец, понять, что цены определяются не только добросовестностью или недобросовестность владельцев дистрибьюторских компаний и сетевых маркетов, но и поставщиками продукции, а также тем, сколько тот или иной продукт стоит на рынке, откуда его завозят в Грузию.
Леван Габашвили

















