Пятый всадник Апокалипсиса

    Стремление человека к свободе воспринимается как совершенно естественное – это его здоровое желание, и, казалось бы, никто не вправе иметь что-либо против. Однако…

    Однако, как и все в этом мире, свобода тоже должна подчиняться определенным правилам…

    Я будто уже слышу в ответ громкие возмущенные голоса:

    * То есть, как это – подчиняться правилам?!

    *Какая же это свобода, если она ограничена правилами?!

    *Свобода должна быть полной и неограниченной!

    В этих недоуменных восклицаниях, как и в нескрываемом возмущении, вроде бы, присутствует зерно истины, но так кажется лишь на первый и, притом, довольно поверхностный взгляд. Дело в том, что ничто не может существовать в этом мире без правил! Ничто, кроме хаоса. Без правил нет ни подлинной любви, ни настоящего добра, ни самой истины. Даже Бог не может восприниматься нами вне правил, ибо сам Он и есть выражение высшего порядка и гармонии, а потому от нас, смертных, Господь тоже требует жизни со строгим и благочестивым соблюдением установленных им заповедей: люби Бога твоего; почитай отца твоего и мать твою; не убий; не укради; не прелюбодействуй и т.д.

    Что же это за такие правила, без которых не обходится даже Всевышний? Это наша суть, потому что правилами обусловлено само наше с вами существование. Приход человека в этот мир, и его уход из него тоже происходит по определенным правилам. В этом смысле можно даже сказать, что того, что не подчиняется правилам, практически не существует, ибо это выпадает из сущего, ни к чему не причастно, ни с чем не связано и не вписывается ни в какую систему.

    Конечно, возникает вопрос: а как же одинокие люди – разве их не существует? Или на свете не появлялись мятежники и революционеры, которые всегда действуют вопреки правилам? Не спорю, они существуют, но и у одиночества, и у бунта, и у революции тоже есть свои правила. Эти правила есть даже у войн, как, собственно, и у мира. Более того, само по себе нарушение любых правил тоже совершается по определенным правилам. Прекрасно написал Чабуа Амирэджиби: «Прежде всего, важно правило, а потом уже дело!»

    Так вот, если попытаться в двух словах охарактеризовать особенности эпохи, в которую мы живем, то, вероятно, лучше всего подойдет определение: эпоха без правил, что в данном случае адекватно понятию бесправная эпоха. Это не метафора — это тяжелый диагноз. Жить без правил, значит, жить бессмысленно. Вседозволенность часто используется в качестве синонима безнравственности, но сейчас я вкладываю в это понятие иной, более общий смысл – это и отрицание правил, и выход за рамки правил, и жизнь, не подчиняющаяся правилам. Если говорить устами философа – это утрата смысла собственного существования, что хуже безнравственности, ибо включает и превосходит ее. Это примерно то, что я попытался сформулировать выше: живем без правил – значит, не живем, потому что такое существование сводит наше «я» к несуществованию.

    Тут уж кто-нибудь точно не удержится и воскликнет:

    — Постойте! Как это мы не существуем, если мы есть физически?!.

    Да, как физическое тело мы, вроде бы, и есть, но внутри оно, это тело, пустое, будто кто-то украл его содержимое. У грузин подобное традиционно оценивалось как: хоть ты будь, хоть не будь тебя – все одно! То есть, да, ты формально в этом мире присутствуешь, но такое существование не позволят назвать его бытием.

    Я знаю, кожей чувствую. что читатель ждет, когда же я, наконец, перейду к конкретным размышлениям. Но какая может быть конкретика, если куда ни поверни голову, в какую сторону ни посмотри, какую сферу нашей жизни ни окинь взглядом, везде сталкиваешься с игнорированием правил. Это касается всего: политики, международных отношений, экономики, демографии, миграции, эмиграции, выборов, свободы слова и самовыражения… Если не возражаете, начнем с последнего: со свободы слова и возможности беспрепятственно выражать свое мнение.

    Но прежде уточним, что представляют собой средства массовой информации – пресса, телевидение, а теперь еще и социальные сети? С одной стороны, СМИ – это средство распространения и получения информации, с другой – инструмент, с помощью которого любой человек может сегодня публично (перед широкой аудиторией) поделиться своим мнением. Делиться мыслями с другими и выражать свою позицию – это свойство и потребность мыслящего существа, его естественное состояние. До появления Интернета и социальных свое мнение можно было выразить посредством традиционных СМИ – газеты, радио, телевидения, но они и близко не стоят по массовости и оперативности с современными соцсетями.

    Возможно, мало кто знает, что в СССР для любого СМИ существовало строгое и обязательное к исполнению правило, так называемые «сорок на шестьдесят». Оно означало, что сорок процентов опубликованных материалов должно было приходиться на сотрудников – профессиональных журналистов, а шестьдесят – принадлежать авторам со стороны, представителям различных социальных слоев и групп населения. Таким способом обеспечивались в те времена так называемая гласность и свобода выражения мнения.

    Конечно, этот метод не позволял обеспечить даже небольшую долю того, чего удается добиться с помощью соцсетей. Социальные сети доступны всем (в абсолютном смысле этого слова), и, главное – они доступны в любой момент, в любую минуту. Не говоря уже о том, что их охват не ограничен одной страной или группой стран – эти сети позволили оплести собой всю планету, причем, информация действительно расходится в мгновение ока. Что еще важнее, здесь практически отсутствует цензура – можно свободно размещать абсолютно все, что угодно.

    На первый взгляд, все это прекрасно: никто никого не ограничивает, любой человек имеет возможность в любое время высказаться на любую тему. Но я не случайно оговорил, что только на первый взгляд, потому как то, что на самом деле происходит в социальных сетях, это ужас, абсурд, абсолютное безумие. Более того, если не будет найден способ как-то такую «свободу» регулировать, она доведет человечество до полной катастрофы.

    Понятно, я не имею в виду мыслящую часть общества, которая воспринимает соцсети и пользуется ими именно как ответственным средством массовой информации и коммуникации. Однако такая прослойка пользователей, к сожалению, крайне мизерна. Для подавляющего большинства соцсети оказались чем-то сродни сильному наркотику. Эти люди используют соцсеть не как способ выражения своего мнения, а как средство для излияния ненависти, клеветы, для личных расправ и насилия над другими. Социальные сети превратились в массовую платформу для угроз, шантажа и запугивания. В них с огромным превосходством преобладает наиболее глупая, непросвещенная и опустившаяся часть общества.

    В научном обиходе появилось даже понятие «синдром зависимости от социальных сетей» (как от наркотиков, алкоголя, азартных игр). Существует целая армия людей, бесконтрольно и болезненно прикованных к соцсетям, не выходящих из них и сутками напролет нависающих над клавиатурой компьютера или сидящих в каком-нибудь мобильном устройстве. Одна их часть, поддавшись на провокацию, искренне верит, будто она исполняет свой патриотический долг, другая – пытается решить таким образом собственные проблемы, третья – самоуверенно считает, будто способна компетентно высказываться по любому вопросу, четвертой – плевать на все, кроме желания заморить сокровенного червячка, обнаруженного почему-то именно в соцсетях. Вот и получилось, что бо́льшая часть граждан оказалась прикована к соцсетям, куда их затянули собранные в один пестрый букет бесконтрольность, вседозволенность, безответственность. Все это и есть в конечном счете отсутствие порядка и порядочности, если хотите, явная непорядочность и вседозволенность. Зависимые от соцсетей персоны не просто расправляются со своими врагами, они наслаждаются тем, что, как им кажется, разрушают и уничтожают целые государства, которые ненавидят.

    Безусловно, все это – иллюзия, но душу они-то себе тешат и губят ее, отдавая себя на откуп и позволяя заморить того порочного червячка, о котором говорилось выше. Так в нашей грязной и отмеченной социальной несправедливостью эпохе зародился целый класс людей, оставшихся без работы и вне полезных занятий. Потому я и утверждаю, что социальные сети, которые, на первый взгляд, кажутся колыбелью подлинной свободы, на деле оказались настоящими вратами ада, где вместо свежего и здорового ветра свободы бушует разрушительный ураган безнравственности, хамства и тупости. Не сомневаюсь, что создатели соцсетей рассчитывали на совсем другое, однако безвластие, воцарившееся в мире, превратило это «другое» в собственную противоположность, породив уродливого монстра, который теперь угрожает смести нас с лица земли.

    Сегодня соцсети стали генератором вседозволенности и непорядочности, и все это удивительным образом совпало с процессами разрушения мирового порядка, попрания международного права, деградации человека как разумного и нравственного существа и полного нивелирования общечеловеческих ценностей, слившихся в тотальном нигилизме.

    Для человечества нет ничего опасней обожествления понятий, оторванных от своей диалектической противоположности. Человек не сможет сполна насладиться собственным счастьем, если он не способен прочувствовать и осознать чужое горе и несчастье. Он не сможет быть по-настоящему свободным, если попытается сочетать свою свободу с вседозволенностью и безответственностью. Отсутствие порядка и правил – губительно для него. Всеобщая неупорядоченность разрушает государства, а глобальная вседозволенность спровоцирует приезд тех самых четырех всадников Апокалипсиса, которые описаны в «Откровении» и которых толкователи Библии подают как символы войны, эпидемий, голода и смерти.

    Если что и погубит человечество, то, прежде всего, господство вседозволенности и безнравственности – этого пятого всадника Апокалипсиса.

    Валерий Кварацхелия

                                                                                                         

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Пожалуйста, введите ваш комментарий!
    пожалуйста, введите ваше имя здесь