Права потребителей в Грузии не только не защищены – они нарушаются на каждом шагу, и никто никакой ответственности за это не несет

    Для чего национальное Агентство по конкуренции и защите прав потребителей устанавливает стандарты, если оно не обладает правом осуществлять мониторинг и прекрасно понимает, что эти стандарты не будут соблюдены?

    Наша газета не раз писала о том, что Агентство по конкуренции и защите прав потребителей Грузии не работает на том качественном уровне, которого хотелось бы нам, этим самым потребителям, интересы которых оно призвано защищать. Согласитесь, права граждан в данной сфере нарушаются ежедневно, ежечасно – и каждый из нас постоянно с этим сталкивается, однако решение существующих проблем, судя по всему, не предвидится.

    Мы попытались более детально вникнуть в права, обязанности и функции упомянутого агентства и… Предполагаем, результаты, с которыми пришлось иметь дело, удивят вас не меньше, чем нас.

    «Согласно установленному стандарту, у продукта в магазине должно быть указано три цены. Имеется в виду его исходная стоимость, цена после скидки и минимальная цена за последние 30 дней», — объяснил председатель Агентства по конкуренции и защите прав потребителей Грузии Ираклий Леквинадзе.

    А теперь я задам вам очень простой вопрос: лично вы видели где-нибудь, на каком-нибудь торговом объекте три цены на продукт? Не сомневаюсь, что не видели, потому что такого у нас не встретишь нигде. Получается, Агентство по конкуренции и защите прав потребителей устанавливает определенный стандарт, а вот контролировать его соблюдение…

    «Мы не наделены функцией мониторинга, однако если потребитель столкнется с такого рода проблемой, он может обратиться к нам с письмом», — эти слова тоже принадлежат господину Леквинадзе.

    Что же получается? Агентство не располагает возможностями, чтобы отреагировать на проблему, но все же предлагает к нему обращаться. Все это очень напоминает сюжет фильма «Голубые горы». Помните: — «Нам это не нужно, но все равно приносят»?.. Какой смысл обращаться с жалобой в агентство, если оно не имеет права осуществлять мониторинг? Или для чего агентство устанавливает стандарты в условиях, когда оно абсолютно точно знает, что стандарты эти не будут соблюдены и никого подобное положение не заботит? Вы усматриваете в этом какую-либо логику? Если нет, к чему тогда все предпринимаемые усилия?

    Так может быть, раз уж мы тратим столько сил и средств на содержание целого агентства и его сотрудников, то стоит выделить дополнительно еще нескольких штатных единиц, которым будет поручено осуществлять мониторинг? Эти люди должны получить право штрафовать нарушителей, и тогда, поверьте, после двух-трех таких досадных штрафов владельцы и менеджмент магазинов всерьез задумаются и начнут выполнять установленные требования.

    Отдельная проблема и тема, вызывающая насмешки умудренных жизненным опытом граждан – это ценовые скидки. Как правило, подобные акции отлично работают повсюду, но только не в Грузии, где они зачастую принимают характер откровенного фарса.

    «Иметь исчерпывающую информацию о цене – это право потребителя. Например, если известно, что продукт стоил 100 лари и на него была объявлена 70%-ная скидка, то цена (это элементарная арифметика) должна составить 30 лари. Но на деле все происходит совсем не так, и на ценнике фигурирует сумма 50–80 лари. Это означает, что изначальная стоимость была завышена, и скидка рассчитывалась от искусственно завышенной цены, что является грубейшим нарушением. С подобными случаями приходится сталкиваться очень часто, но мы тут, к сожалению, бессильны и ничего не можем поделать», — откровенно делится с нами Леквинадзе.

    Получается, права потребителей в Грузии не только не защищены – они, нарушаются на каждом шагу, и никто никакой ответственности за это не несет. Как, на ваш взгляд, поведет себя владелец бизнеса, зная, что никто не накажет его за нарушение стандартов и правил? Конечно же, постарается выкрутиться как можно проще и с выгодой для себя, а главным пострадавшим окажется в конечном счете потребитель, то есть, мы с вами. Люди старшего поколения, наверное, помнят, что во времена Советского Союза в каждом магазине хранилась, как она называлась, «Книга жалоб и предложений», куда любой покупатель мог внести свою претензию, пожелания, и соответствующие органы в обязательном порядке рассматривали затем все эти записи. В те времена ни граждане, ни торговые работники не сомневались, что у потребителя есть права, и их необходимо уважать.

    Как ни парадоксально, но служба, которая контролировала все эти вопросы, существовала и при президентстве Эдуарда Шеварднадзе. Да, коррупционные сделки были в тот период обычным делом, бизнес грубо нарушал в свою пользу законы и правила и готов был за это платить, однако бизнесмены знали и то, что, если все будет в порядке, лишних денег с них не возьмут. Сейчас нарушения в потребительской сфере никого не волнуют, ведь ответственность за них нести не придется. Вывод напрашивается сам собой: необходимо создать подразделение (а не самостоятельную службу), которое будет иметь право мониторинга решений, принятых Агентством по конкуренции и охране прав потребителей, и систематически осуществлять контроль за их исполнением.

    Вы  когда-нибудь слыхали об указании трех цен на продукты? Какие еще там три цены?! Часто на ценнике на торговом прилавке бывает указана одна цена, а на кассе аппарат фиксирует совсем  другую. И тогда либо покупатель, почувствовав себя «неловко» (что присуще грузинскому менталитету), решает не возвращать товар и платит дороже, чем было указанно на ценнике, либо молча возвращает его обратно на полку, даже не задумываясь о том, что его потребительские права грубо нарушены. И такое происходит абсолютно во всех без исключения магазинах, независимо от статуса – будь они брендовые или сетевые. Еще один забавный момент: стоит потребителю предъявить претензию, как персонал магазина тут же начинает снимать ситуацию видео, а затем, смонтировав сюжет, выкладывает его в соцсети в таком виде, что виноватым выглядит покупатель, который едва ли не сам исказил цену, а магазин тут совершенно ни при чем.

    Раньше мы часто критиковали Агентство по конкуренции и защите прав потребителей за бездействие, но теперь выяснили, что оно попросту не обладает необходимыми для принятия решительных мер полномочиями. Трудно сказать, насколько широко его работники в состоянии потребовать расширения своих прав, однако они несомненно должны иметь возможность контролировать хотя бы те стандарты, которые сами же устанавливают. В противном случае мы имеем дело с чистым идиотизмом, когда ведомство устанавливает нормы и правила, но оказывается при этом не вправе следить за их соблюдением. Можете не сомневаться, что сами сотрудники агентства хорошо знакомы с тем, что творится в наших магазинах: в конце концов, они такие же люди, как и мы с вами, им постоянно приходится что-то себе покупать и они не могут не замечать, что их рекомендации не выполняются. Однако что прикажете делать, если у тебя нет полномочий требовать от кого-то ответа?!

    Между прочим, ни одна из политических партий в своей предвыборной программе не уделяла внимания серьезным проблемам в сфере защиты прав потребителей, никто из политиков ничего общественности в этом плане даже не обещал. Будто так и должно быть: бизнес всегда прав, а дело пущено на самотек. Никто ничего с представителей торговой отрасли не спрашивает, и, похоже, не намерен спросить и в будущем, так как нет никаких признаков того, чтобы что-то планировалось в направлении ужесточения или хотя бы соблюдения существующего законодательства. Как видно, вопрос этот не заслуживает внимания и со стороны европейских партнеров – во всяком случае, ни в одной из европейских рекомендаций о правах потребителей не сказано ровным счетом ничего. Кстати, в самой Европе данная сфера регулируется строжайшим образом, и именно брендовым и сетевым магазинам за нарушение прав потребителей приходилось выплачивать миллионы.

    В Грузии наиболее интенсивно торгуют продуктовые магазины. Оно и понятно: можно не покупать себе каждый месяц и даже каждый год, скажем, одежду, но еда человеку необходима ежедневно. Исходя из этого, данный наиболее активно работающий сегмент должен, казалось бы, контролироваться особенно тщательно, однако именно здесь контроль ощущается меньше всего. Сравните ситуацию, к примеру, с гостиничным бизнесом. В отели «врываются» с неожиданными проверками, проверяют чистоту белья, состояние мокрых точек. А почему нельзя точно так же «врываться» на объекты продуктовой торговли и проследить, чтобы зелень на прилавке не была разбросана поверх фруктов, а рядом с картофелем не лежали очищенные семечки подсолнуха в открытой таре? Это не преувеличение – зайдите в любой сетевой магазин, торгующий фруктами и овощами, и вы легко убедитесь во всем этом сами.

    Так вот, пока вопросы такого рода не будут урегулированы должным образом, нам всем придется жить в условиях кабального обслуживания и самопроизвольно завышенных цен, потому что попросту некому требовать порядка в этой сфере, заявив, что такого в ней быть не должно. К сожалению, не предвидится каких-либо изменений и в ближайшем будущем – судя по отношению к этой наболевшей и острой проблеме, никто о ней даже не задумывается. Остается надеяться только на то, что кто-нибудь, наконец, услышит и примет близко к сердцу озабоченность руководителя Агентства по конкуренции и защите прав потребителей, который беспомощно разводит руками, объясняя: у его ведомства нет права на проведение мониторинга, хотя именно оно разрабатывает и утверждает регуляции и стандарты в потребительской сфере.

    Бесо Барбакадзе

                                                                                                         

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Пожалуйста, введите ваш комментарий!
    пожалуйста, введите ваше имя здесь