Робин Данниган ушла тихо и спокойно, до конца заверяя всех, что это была ее собственная инициатива, но мало кто поверил.
Посол США Робин Данниган завершила свою миссию в Грузии на фоне приостановки стратегического партнерства между странами и пока тщетных попыток властей «Грузинской Мечты» добиться перезагрузки отношений с Вашингтоном.
Информация о досрочной приостановке полномочий и добровольного решения Данниган покинуть дипломатическую службу стала известна 5 июня. По словам дипломата, уход с должности – ее личное решение, и требования о ее отзыве не поступало.
«Я знаю, что особая связь между американским и грузинским народами нерушима, и я знаю, что место Грузии в семье западных демократий. Работая вместе, я знаю, что мы можем создать лучшее будущее для наших детей. Я оставляю часть своего сердца в Грузии и навсегда останусь настоящим другом грузинского народа», – заявила посол в своем прощальном обращении.
Уже бывший посол не забыла перед уходом раскритиковать и правящую партию Грузии, напомнив всем о своем негативном отношении к политике правительства «Грузинской Мечты».
Данниган и Грузия
Президент США Джо Байден выдвинул кандидатуру Робин Данниган на должность посла в Грузии 14 января 2023 года. Сенат США официально утвердил ее на эту позицию в конце июля 2023 года, а уже в октябре 2023 года она прибыла в Тбилиси.
Работать в Грузии Данниган пришлось после посла Келли Дегнан (2020-2023), которая стала предметом особой критики не только со стороны правящей силы «Грузинская мечта», но и местной оппозиции. В начале своей деятельности, в пору президенства Дональда Трампа, грузинская оппозиция обвиняла Дегнан в пособничестве «режиму» Иванишвили. Со сменой власти в Белом Доме изменилась и риторика посла, которая уже открыто критиковала власти Грузии.
Следовательно, правящая партия обвинила ее в том, что после начала конфликта на Украине она встречалась с основателем «Грузинской Мечты» Бидзиной Иванишвили и требовала от него открытия, т. е. второго фронта против России. Эту информацию позже подтвердил сам Иванишвили. Также предшественницу Данниган обвиняли в давлении на местных судей и «вредительстве» грузино-американским отношениям.
Получив от предшественницы тяжелое наследие, Данниган не смогла наладить отношения с членами правительства, ни раз становясь объектом разного рода критики и скандалов.
Особенно обострились отношения в 2024 году на фоне принятия закона «об иноагентах». Посольство США тогда выразило «глубокую обеспокоенность» по поводу решений, принятых властями Грузии в последние недели, которые «отдалили страну от евроатлантического будущего».
Также Данниган открыто заявляла о распространении представителями правящей партии антиамериканской дезинформации, касательно «глобальной партии войны», заявив, что такие ложные сказы являются «душераздирающими и печальными».
Уже к концу 2024 года отношения Грузии и США опустились до низшей точки. В ноябре США приостановили стратегическое партнерство с Грузией, которое действовало с 2009 года, а в декабре ввели финансовые санкции против Иванишвили.
После прихода к власти в США администрации Дональда Трампа риторика посольства в Тбилиси стала менее агрессивной, но посол продолжала открытую вербальную критику властей.
Перед уходом Данниган заявила, что руководство «Грузинской Мечты» направило неофициальное тайное письмо администрации Трампа, которое носило «угрожающий, оскорбительный и несерьезный характер» и было «крайне плохо воспринято в Вашингтоне».
Подытоживая, Данниган рассказала, что хотела лично встретиться с Бидзиной Иванишвили, поскольку у неё был ответ от госсекретаря Марко Рубио на инициативу правящей партии Грузии перезагрузить отношения, однако Иванишвили отказался от встречи и переадресовал ее к премьему Ираклию Кобахидзе.
Грузия и США
Отношения Грузии и США на сегодняшний день носят формальный характер. Между странами при администрации прошлого президента США Джо Байдена было приостановлено стратегическое партнерство, действующее с 2009 года, и против ряда грузинских чиновников были введены визовые санкции.
Поводом для ухудшения отношений послужили принятые в Грузии ряд законов, которые, по мнению бывшей администрации, «противоречат принципам демократии». После прихода к власти Дональда Трампа власти Грузии ни раз заявляли о желании перезагрузки отношений и заключении нового соглашения о стратегическом партнерстве на равных условиях, среди которых безвизовый режим для граждан страны и прямые авиарейсы. На данный момент положительного ответа от США власти страны пока не получили.
Между тем в сенате США обсуждают законопроект MEGOBARI Act, который предусматривает, помимо всего прочего, санкции против представителей грузинской политической элиты. Однако в отличие от ряда европейских стран, администрация Трампа не ставит под сомнение легитимность власти «Грузинской Мечты», но все еще воздерживается от встреч на высоком уровне, ограничиваясь контактами через посольство.
Источник: Sputnik Грузия