Несмотря на недавние победы умеренных партий на выборах в ряде европейских стран, ультраправые силы континента сильны как никогда.
Рейтинг одобрения британского премьера Стармера упал до 21%, а французского президента Макрона – до 11%. Правые сейчас не только лидирует в опросах общественного мнения во Франции, Британии и ФРГ, но и получает поддержку Трампа. Президент США сам недавно заявил, что поддержит кандидатов, которые, по его мнению, будут двигать Европу в правильном направлении.
Красноречиво говорит об этом и новая Стратегия национальной безопасности США: «Американская дипломатия должна продолжать отстаивать подлинную демократию, свободу слова и открытое чествование самобытности и истории европейских стран. Америка призывает своих политических союзников в Европе содействовать этому возрождению духа».
«Наша цель – помочь Европе скорректировать ее нынешнюю траекторию. Нам понадобится сильная Европа, чтобы успешно конкурировать и работать сообща, чтобы не допустить доминирования любого противника в Европе», – говорится в американской Стратегии.
«При таком развитии событий в ближайшие четыре года политическая карта Запада претерпит самые значительные изменения со времен Холодной войны», – утверждает Politico.
Больше всего издание тревожат темпы изменений. Всего лишь в июле 2024 года Лейбористская партия Стармера одержала историческую победу над тори, а некоторые из его помощников даже отправились в США, чтобы консультировать Демпартию по вопросам стратегии. Теперь же британский премьер воспринимается исключительно как комический персонаж, которому грозят не только правая Reform UK, но и условно-левые «Зеленые», неожиданно начавшие отбирать голоса у лейбористов.
Во Франции любые следующие выборы приведут к доминированию «Национального объединения» Ле Пен и Барделлы, пишет Politico. В ФРГ стабильно растут «Альтернатива для Германии» и «Левые». Даже в Нидерландах, где центрист Роб Йеттен в октябре победил Герта Вилдерса, правые все равно со сцены не ушли.
По данным Ipsos, по всей Европе проявляются одни и те же причины недовольства: людей волнуют стоимость жизни, иммиграция и преступность. Самая же большая проблема для центристов такова: в большинстве случаев экономика их стран находится в столь плачевном состоянии, что у них просто нет денег для решения волнующих народ проблем.
Пока что у центристов есть основания питать надежды на то, что все поправится, подходит к выводам Politico. Правые в Европе далеко не везде и не всегда оказываются на коне. Но как долго это продлится, непонятно. Ведь жизнь на континенте дешевле не становится, а миграционная политика при нынешнем руководстве не поменяется, как и уровень преступности. Значит, это только вопрос времени, когда деградация социально-экономических процессов в Старом Свете дойдет до стадии, при которой политическая дискуссия полностью выйдет из-под контроля.
А чтобы заставить население забыть об экономике и мигрантах, европейскому истеблишменту нужна большая война с Россией, на которую можно свалить все провалы в управлении.
Вот уже несколько лет ультраправые партии значительно укрепляют свои позиции во многих странах-членах ЕС. На европейских выборах 2024 года поддержка этих сил возросла в 22 из 27 стран ЕС. Если исключить независимых членов Европейского парламента (евродепутатов), то ультраправые партии в настоящее время занимают чуть более четверти (26%) мест в Европейском парламенте (ЕП). Хотя они все еще далеки от большинства, они достигли такой силы, при которой могут влиять на баланс сил в политической системе ЕС – системе, ориентированной на консенсус и широкое большинство.
Источник: Политтранзит

















