Сколько бы иностранцев ни приезжало в Грузию во время светлого праздника Пасхи, все они с восхищением отзываются о православных церковных ритуалах, говорят, что это нечто удивительное, и с открытым ртом наблюдают за их исполнением. Но еще больше те же иностранные гости бывают ошеломлены, увидев вслед за этим, что происходит у нас на кладбищах. Навещать в такие дни могилы усопших и поздравлять их с Пасхой – это целая философия: накрытые прямо рядом с местом, где похоронены близкие, традиционные застолья, переход от одной могилы к другой… Кстати, священники до сих пор настоятельно советуют прихожанам приносить на кладбище только паску или кулич, несколько покрашенных яиц и свечу. Но все эти советы тщетны. А если покойник ушел из жизни недавно, стол нередко украшают даже жареным поросенком, и застолье принимает шумный характер…
С учетом тяжелого материального положения населения, далеко не у всех в Грузии наберутся деньги на такой деликатес, но близкие усопшего, тем не менее, стараются, не считаясь с расходами, накрыть приличный стол и, вместо поросенка, покупают кур, варят их, жарят…
Как раз курица и станет одним из главных персонажей представленной статьи. Начнем с того, что в Грузии имеются огромные ресурсы для расширения производства куриного мяса, и, если хорошо все продумать и постараться, можно производить его в таких количествах, что хватит не только на удовлетворение собственных нужд, но и для вывоза этого продукта на экспорт. Недавно в результате разразившегося скандала нам довелось также узнать, что процесс производства куриного мяса может быть безотходным, когда ничто не пропадает бесследно, а куриным пометом даже кормят коров, чтобы те лучше доились. Мы пьем молоко, полученное от коров, которых таким пометом кормили… Но это уже другая тема.
Одним словом, это сфера, сулящая немалые экономические выгоды. А потому любопытно: как вы думаете, сколько куриного мяса мы производим внутри страны и сколько импортируем? То есть, в какой мере мы используем имеющиеся для этого в Грузии ресурсы и возможности? Многие полагают, что, как минимум, половина курятины на грузинском рынке является результатом собственного производства, но, увы, на самом деле местная курятина составляет даже не треть, и мы в значительной степени зависим от импортного мяса. К слову, завезенных живыми из Турции кур, после того как они перестают нести яйца, продают фабриками по 50 тетри или 1 лари за каждую, однако мясо их в пищу непригодно. Между прочим, эти куры продолжают нести яйца, только их продуктивность опускается до 70%. Для крестьянского подворья это приемлемо, но убыточно для крупных предприятий.
Возможно, кто-то удивится, что крупнейшим поставщиком куриного мяса остается для нас Украина – оттуда мы завезли почти 600 тонн замороженной курятины. На втором месте находится Турция (312 тонн), затем идут Бразилия, Россия, Беларусь… Так вот, на прошлой неделе на таможенном пропускном пункте, а точнее, в Потийском портовом терминале соответствующей контрольной службой была обнаружена сальмонелла в замороженном курином мясе, которое, как вы понимаете, было признано непригодным к употреблению. Заметим, часть продукции шла из Германии, часть – из Египта, то есть из стран, которые не входят даже в пятерку крупнейших поставщиков курятины. Грузинские таможенники, естественно, спокойно вернули товар обратно в страны, откуда его собирались ввезти. Однако…
Мы с уверенностью можем сказать, что как только данная информация достигла ушей местной оппозиции (вслух никто об этом внятно не говорил, сообщили, как бы, между прочим), там тут же стали выяснять, не были ли эти куры отгружены из России. Более того, существовал заранее продуманный план, и если бы курятина оказалась российского производства, сразу же последовало бы заявление о том, что это целенаправленная диверсия и русские хотели нас отравить. Однако дальше выяснилось, что испорченное мясо следовало к нам из страны близкого друга грузинской оппозиции Михаэля Рота – из Германии, и тогда они не проронили ни слова.
То же самое случилось с бататом (сладким картофелем), не сумевшем пройти въездной контроль в Потийском порту, поскольку почти вся партия оказалась гнилой. Его тоже отправили обратно…
В связи с этим, хочу сказать, что на Украине вот уже третий год идет война, и там нет никакой стабильности; более того, боеспособных мужчин вылавливают на улице, чтобы отправить на фронт. В принципе, даже не только боеспособных, главное, чтобы юноша достиг совершеннолетнего возраста, когда его можно, не задумываясь, бросить в «мясорубку». Впрочем, я слегка отклонился от темы, потому что речь сейчас не о том, что Запад руками Зеленского почти полностью уничтожил генофонд страны и что как государства ее фактически не существует. Важно другое: даже в таких условиях Украина остается для нашей страны крупнейшим поставщиком куриного мяса. То есть, несмотря на бомбежки и постоянно нависающее чувство страха, когда отсутствуют свет, газ и другие элементарные условия, кто-то на Украине все равно продолжает производить куриное мясо. Так что же тогда не так с нами?
Если взглянуть на Грузию с высоты птичьего полета, оттуда хорошо просматривается, что огромные площади остаются у нас необработанными. Никто ничего на них не сеет и не сажает, даже картофель; более того, крестьяне даже свой скот туда не выгуливают. Неужели мы действительно настолько обленились? Неужели на все безнадежно махнули рукой?
Нет, господа, это не так! Главная причина такой бесхозяйственности кроется в подходах государства, и я постараюсь объяснить, что имеется в виду. Если, например, проехать по объездной автомобильной дороге, тянущейся вокруг Тбилиси, мимо села Норио, то по обеим сторонам нетрудно заметить более 10 тысяч гектаров земельных угодий, на которых, кроме диких кустарников и колючек, ничего не растет. Так вот, один наш гражданин обратился в соответствующие государственные органы с просьбой: разрешите мне пасти на этой земле скот. Выделите, мол, 5 тысяч гектаров, а я буду вносить арендную плату. Представители этих органов согласились, но оговорили ежегодную оплату в размере 200 лари за каждый гектар. То есть обратившемуся к ним заявителю предложили выплачивать каждый год по… миллиону лари! И за что? За пустующее место, куда скот физически не может добраться даже из ближайшего села, потому что и оно расположено слишком далеко. Теперь представьте, сколько крупного рогатого скота должен был бы пригнать туда этот фермер, сколько ему пришлось бы нанять рабочих рук, чтобы ежегодно отчислять государству миллион лари?!. Естественно, договориться на предложенных условиях не удалось, земля так и осталась бесхозной, а проявивший инициативу человек – ни с чем.
Допустим, на том же месте, то есть почти в 30 километрах от ближайшего населенного пункта, кто-нибудь согласился построить крупную птицефабрику. Это позволило бы нам заняться импортозамещением и отказаться от ввоза куриного мяса. Но аренда… Как вы уже поняли, брать землю в аренду на таких условиях невыгодно, а купить ее невозможно – государство отказывается продавать, ссылаясь на… государственные интересы. Довод очень серьезный, только, пожалуйста, объясните нам невеждам, что за «государственные интересы» удалось реализовать на этой земле за последние полвека и почему это до сих пор не принесло никакого видимого результата?
У людей, убедившихся в том, что они не получат никакой поддержки от государства, начисто пропадает желание проявлять хозяйственную инициативу. Они знают, если им и удастся что-то заработать, почти все придется отдать в государственную казну, а поэтому намного проще сидеть, не чирикая, и излишне ничем себя не утруждать. Курицу, завезенную из Украины можно купить в Грузии дешевле – и на этом все! А батат…
Честно говоря, мы в детстве авокадо не ели, никто не запихивал в нас брокколи, но росли здоровыми, крепкими. Сладким картофелем тоже питаться не приходилось, при этом вся еда была гораздо вкуснее и лучше. Во время нынешней Пасхи многие люди сетовали на то, что шашлык из свинины уже не пахнет так и не имеет такого вкуса, как прежде. Раньше, если мясо жарили в соседнем селе, вкусные ароматы доносились и до нашего. А сейчасэто стало невозможно, потому что свиное мясо у нас тоже привозное. Никто не знает, где, как и на чем таких свиней выращивают, ну а вкус и запах – это уж, господа, извините! Главное, чтобы мясо соответствовало стандартам. Если же вкус не тот, производителю это, как говорится, до лампочки – все равно купят.
Современные дети даже не представляют, какой аромат разносился по дому, когда кто-то резал на кухне арбуз. А если в холодильнике лежала недавно собранная клубника, стоило открыть дверцу, и оттуда чувствовался сладкий клубничный запах. Волшебным был и тот, что исходил от салата из свежих огурцов и помидоров. А теперь… Можете не искать этих ароматов и вкусов. И, пожалуйста, не надо критиковать иностранных поставщиков, мол, они не умеют выращивать. Мы еще не так давно умели делать это сами и делали. Так давайте опять сами все выращивать и есть. По-другому ничего у нас не получится. Больше того, можете не сомневаться, что рано или поздно соответствующие службы могут проморгать среди завозимых продуктов те, что непригодны в пищу, и мы станем указывать на них пальцем. А ведь формула эффективности предельно проста: чем больше вырастим мы сами, тем меньше нам придется ввозить, что, помимо здоровья, позитивно отразится и на нашем финансовом благополучии.
А пока оппозиция, как и прежде, затаилась и выжидает, надеясь – вдруг испорченный товар окажется, наконец, российского происхождения. Тогда можно будет поднять шум и громко заявить: «Русские хотят нас отравить». Ну а другие пусть травят безо всякого шума…
Бесо Барбакадзе