Главной причиной нынешних протестов, переросших в погромы, сегодня почему-то называют запрет соцсетей. Непальские власти два года назад приняли закон, по которому все социальные сети должны пройти официальную регистрацию и иметь своего представителя в стране. Несколько площадок это требование выполнили. Например, TikTok и Viber продолжают функционировать. Telegram находится в стадии переговоров. А вот остальные интернет-гиганты просто отмахнулись от законных требований суверенного государства.
Спустя два года 26 площадок, которые проигнорировали необходимость легализоваться, были заблокированы. И на улицы вышло поколение Z, которому стало невмоготу без сториз, рилсов и шортсов. Подписота — пуще неволи. Но я вот не могу себе представить, например, Швейцарию, в которой молодежь, лишенная любимого Фейсбука или Вацапа, массово выйдет на улицы жечь полицейские участки. По одной простой причине — там нет внутренних причин для крупного социального взрыва.
А в Непале есть. Как были они в Ливии, Сирии, Грузии, Египте, на Украине… Я видел это все собственными глазами. Прекраснодушные юноши и девушки. Кому-то не хватало свободы, кому-то самовыражения, кому-то демократии и возможностей реализовать себя. Недовольство оторванностью власти от земли и уровнем беззастенчивой коррупции. Тогда столько соцсетей-то не было, а помитинговали так, что некоторые страны воюют до сих пор. Хотя изначально «революционеры» возмущались количеством разрешений, которые надо получить на рытье колодца. Или нехваткой кружевных трусиков.
Просто в один прекрасный момент этот социальный протест со справедливыми требованиями «За все хорошее!» перехватывается радикалами. И начинают появляться трупы. Я не специалист по Азии, не знаю, кто мог выступить застрельщиком в этой маленькой стране. Но я был в ней еще при монархии. Грязь и нищета там буквально бросаются в глаза. Если бы не запах, бедность там можно было бы назвать кинематографичной. А в соседнем квартале — яркая иллюминация красивой жизни с казино для туристов. Но любой велорикша понимал, что педали под ногами — его единственная опора в этой жизни. Выше он не поднимется — даже в таксисты.
Свергшие монархию маоисты, похоже, в деле построения социального государства тоже не преуспели. Запредельный уровень безработицы, две трети населения в сельской местности без всяких условий, треть ВВП — переводы непальских гастарбайтеров из-за рубежа. Если бы не Гималаи с туристами — загнулись бы давно. И на этом фоне в не запрещенном ТикТоке целые сообщества местных «Nepo Kids» — детишек политиков, которые кичатся своими положением и богатством. Они рассказывают о зарубежных поездках, позируя в брендовых шмотках, хвастаются роскошным образом жизни, ярко подчеркивая социальную пропасть между низами и верхами.
Что еще мы забыли? Ах да. Непал находится между Китаем и Индией, которые в рамках запущенного переформатирования глобального мироустройства пошли на беспрецедентное сближение. И тут на тебе, какое совпадение. «Они же дети», которым отключили соцсети, вышли на улицы громить правительственные кварталы. Но мы же понимаем, что вышли бы они и с соцсетями. Достаточно поколотить пару десятков студентов, и, если того требуют условия исторического момента (плюс немного влияния извне), тебя уже зовут с чаем, зонтиками и хорошим настроением — на майдан.
Источник: Kotsnews