После Нового года большинству грузинских водителей, у которых было изъято водительское удостоверение, документы вернут. Как отметил премьер (это была его инициатива), тем самым правительство как бы сделает своего рода новогодний подарок. Хорошо, что не было принято решение возвратить водительские права также тем нарушителям, которые покинули место происшествия, как и тем, у кого водительское удостоверение изъяли в результате вождения транспортного средства в состоянии наркотического опьянения или чья небрежность повлекла за собой жертвы. Заслуживает также одобрения, что в дальнейшем при изъятия водительского удостоверения и лишении права на вождение автотранспорта никто не сможет рассчитывать на сокращение срока наказания. До последнего времени в случае, скажем, годового лишения, по истечении 6 месяцев можно было написать заявление с просьбой о возвращении водительского удостоверения, и если это был первый случай, она удовлетворялась. Теперь больше не будет иметь значения, первое это нарушение или пятое – до полного истечения срока лишения водительские права никому не вернут.
По мнению многих граждан, водители, уличенные в наркотическом опьянении и чрезмерном употреблении алкоголя, должны вообще навсегда распрощаться с водительским удостоверением, а не на один-два года, как сейчас. Представители общественности считают, что подобная практика будет правильной и справедливой. Пусть все потенциальные нарушители знают, что управление автомобилем под воздействием алкоголя или наркотического вещества наказывается в Грузии пожизненным изъятием водительского удостоверения. Есть все основания рассчитывать, что это позволит надежней оградить других людей от подстерегающей их в этом случае опасности, и такие водители перестанут представлять угрозу и своему, и чужому здоровью.
Поводом, чтобы затронуть эту тему, послужило то, что премьер назвал «амнистию» водителям-нарушителям новогодним подарком. При этом он ни словом не обмолвился об еще одном новогоднем «подарке», который приготовила нам Национальная комиссия по регулированию энергетики и водоснабжения. Как заявил ее руководитель Давид Нармания, с нового года плата за электроэнергию в стране увеличится. При этом господин Нармания «успокоил» нас, добавив, дескать, рост будет настолько незначительным, что население практически ничего на себе не почувствует. Тем не менее, постараемся обосновать, почему мы так убеждены, что население удорожание электроэнергии очень даже «почувствует» и в силу каких обстоятельств его не почувствует сам Давид Нармания. Народной мудростью тонко подмечено: сытый голодного не разумеет…

2800 лари, 321 лари, 22190 лари, 219970 лари – это составляющие дохода, полученного господином Нармания за прошлый год. Самую крупную сумму составило его годовое жалованье в СЭМЕК, остальной заработок связан с профессорской деятельностью и тренерской работой. Еще 65 000 лари получила за год его супруга, госпожа Тинатин Тиникашвили, работающая консультантом (не указано, где). По самым грубым подсчетам, годовой доход этой семейной пары превышает 300 000 лари. Теперь ответьте, какого размера должна быть плата за электроэнергию, чтобы господин Давид хоть как-то почувствовал ее увеличение? Нам кажется, что он не понимает или не хочет понимать, почему любое увеличение тарифов, которых не чувствует его семья, так больно бьет по карманам рядовых граждан? Если, как он уверяет, повышение платы за электроэнергию действительно настолько незначительное, что мы его даже не почувствуем, почему бы не оставить все, как есть, чтобы мы платили по старому тарифу и на самом деле ничего не ощутили?
Нармания не понимает или не хочет понять, что для многих 5 или 10 лари в месяц – это деньги на 2-3-дневное пропитание. К тому же следует предупредить, что «незначительное» удорожание электроэнергии приведет к подорожанию всего, что связано с использованием электричества, и «значительно» отразится на нашем кармане (Но, естественно, не на вашем, господин Давид – вы-то можете не волноваться)!Такова реальность, которую не замечает или не желает заметить руководитель регулирующего органа, причем, не исключено, на самом деле не представляющий к каким последствиям все это способно привести. В любом случае, мы столкнемся с серьезной проблемой, а еще более тревожно, когда об этом не заикается никто из членов правительственной команды. То, что заявление сделал Нармания, не освобождает от ответственности всю экономическую команду, и кто-нибудь из ее состава обязан компетентно объяснить, почему электроэнергия в Грузии неизменно дорожает и чего нам ждать дальше.
Это требование тем более справедливо, что у руля в стране по-прежнему находится политическая сила, пообещавшая нам в свое время снизить тарифы, по меньшей мере, на одну треть. При этом никто ничего с тех пор не снижает, а, напротив, нас постоянно заставляют платить больше то на четверть, то на пятую часть. Однажды удосужились объяснить, мол, недостаточно точно все подсчитали и поэтому электричество не подешевело. Допустим в самом начале, когда «Мечта», сама того не ожидая, неожиданно реально пришла к власти, эти обещания действительно давались слишком поспешно и легко. Но затем… Затем плохо подсчитали во второй раз, в третий, в четвертый… Между тем, нам представляется, что эта власть и ее лидер как раз-таки уметь считать должны лучше всего…
С приближением Нового года все чаще приходится слышать в процессе обмена мнениями у прилавков на рынке или в магазинах, как люди жалуются друг другу, понимая, что при нынешних ценах они никак не сумеют полноценно встретить новогодние торжества, не смогут накрыть традиционный праздничный стол так же, как делали это прежде… Причем, говоря «прежде», мы имеем в виду отнюдь не эпоху независимой Грузии, потому что после обретения независимости всеми праздник, почитаемый людьми больше всего, перестал быть народным. Да, можно лучше, чем раньше, украсить и празднично осветить улицы, но сам новогодний дух стал иным. Где они, те искреннее веселье и радость в доме при встрече гостей? Возможно, у наших детей не было такого широкого выбора елочных украшений, но они, поверьте, чувствовали себя намного счастливей! И еще, тогда не существовало никаких СЭМЕК, не было ежегодно дорожающих тарифов, неадекватных доходам абсолютного большинства населения. Каждая семья без проблем оплачивала все коммунальные услуги и не боялась будущего. Присутствовало ощущение стабильности и уверенности в том, что завтра и послезавтра ничего не изменится к худшему.
Вернемся, однако, к подорожанию тарифа на электроэнергию. Предполагают, что оно коснется только электричества, а цена на природный газ не изменится, однако если эти предположения власть предержащих, высказываемые в духе обещания, не оправдаются и «незначительное» удорожание коснется и природного газа, тогда всех нас ждет полный крах. Нармания и вся СЭМЕК отказываются осознать, что удорожание электроэнергии и природного газа автоматически приведет к подорожанию всех продуктов. Мы понимаем, что минимальная ежемесячная зарплата начинается там у них от 10 000 лари, но неужели неясно, что в остальной Грузии аналогичных зарплат нет? Размер их и близко не подбирается к этой сумме.
Не пора ли всерьез задуматься над тем, что для многих грузинских семей любое удорожание электроэнергии и природного газа равнозначно падению в крайнюю нищету? Как долго должен наш народ сносить то, чего не терпят в других странах? Сейчас в Европе проходят массовые забастовки фермеров. И что же, вы думаете, наши фермеры всем довольны? Нет, господа, каста фермеров в Грузии, можно сказать, относится к числу самых недовольных, но учитывая общую ситуацию в стране, они пока молчат. Точно так же молчат представители других сфер, рядовые граждане, но это не должно никого обманывать, подталкивая ежедневно или ежегодно все сильнее зажимать их тиски. Народ дошел до края, и, поверьте, реальная угроза исходит вовсе не от тех, кого власть ежедневно видит на проспекте Руставели. Грузия совсем другая, люди другие, и не надо злить грузинский народ, нельзя допустить, чтобы этот народ вышел на улицу, потому что взбунтовавшаяся на голодный желудок протестующая масса не различает своего и чужого.
Мы неслучайно упомянули о забастовке фермеров в Европе: они там защищают свои права в рамках закона, действуют координированно, и силовые структуры по отношению к ним не агрессивны, потому что полицейские знают, что эти люди правы, что они отстаивают свои собственные интересы и не вынашивают никаких политических намерений.
А вот если аналогичный процесс начнется в Грузии, остановить его будет трудно. Когда были снижены цены на лекарства, нам постоянно публично повторяли, что за счет удешевления медикаментов население Грузии только за год смогло сэкономить из семейного бюджета более 100 млн. лари. Но почему же теперь, после того, как цены на медицинские препараты были возвращены на прежний уровень, никто не обращает на это внимание и об этом не говорит?!
Чаша народного терпения наполнилась до края, и не добавляйте в нее последних капель, господа, иначе все это очень плохо закончится. Народу не понадобятся политики, утратившие влияние, он выйдет сам, без политических требований и станет защищать свое законное право – право на жизнь!
Бесо Барбакадзе
















