Сейчас самый пик сезона, когда сельскохозяйственная продукция в Грузии должна стоить дешевле, чем в любое другое время года. У большинства (к сожалению, не у всех) жителей грузинских сел имеется свой маленький приусадебный огород, и в этом случае им не приходится каждый раз покупать на рынке, скажем, зелень, огурцы, помидоры… Однако, несмотря на сказанное, цены на сельскохозяйственную продукцию держатся в нашей стране далеко не на том уровне, на котором это ожидалось, и, в принципе, поддавалось объяснению, то есть было бы оправданно с объективной точки зрения.
У сложившегося положения есть свои веские причины. Но если рассуждать обобщенно, то первая и главная из них – наша лень. Впрочем, подробнее об этом поговорим чуть ниже, а пока…
За первые пять месяцев текущего года Грузия закупила за рубежом помидоров на сумму 13,139 миллиона долларов. Из них 12,248 миллиона – то есть 93% от общего количества – были приобретены у Турции, остальные завезли из Азербайджана и Ирана. Это на том фоне, что не так давно в Грузии выращивали столько помидоров, что после первого сбора урожая второй направлялся уже на консервные заводы, где из него производили прекрасную томатную пасту, но и даже после этого жителей приходилось упрашивать – соберите и заберите остальное, чтобы можно было бы заново обработать землю. Примечательно, что под конец собирали не только зрелые помидоры, но и зеленые, которые шли на засолку. Вдобавок продукт в больших количествах вывозился из страны. А что мы имеем налицо теперь? Население Грузии только за первые 5 месяцев нынешнего года потратило на покупку импортированных из-за рубежа помидоров более 13 миллионов долларов. Именно поэтому сейчас, даже в самый разгар сезона, цены на этот овощ дешевыми не назовешь. Но давайте обо всем по порядку.
Примерно еще года 4, может, 5 лет назад Грузия в большом объеме производила собственные помидоры, а доля импортных была минимальной (не достигала и 2-х миллионов долларов). Именно тогда Турция и Иран вдруг в один прекрасный день нереально снизили закупочные цены, буквально искусственно их сбили и стали продавать свои помидоры почти по цене семян и рассады. В результате они добились, что в следующем году у нас в стране стало гораздо меньше людей, которые посеяли и посадили помидоры, в последующем число желающих продолжало уменьшаться. И вот результат –цена на импортные помидоры ежегодно возрастает на 10-12 центов. Не буду голословным: если в прошлом году оптовая цена 1 кг турецких помидоров составляла 60 центов, то в этом – уже 71 цент, и, можете не сомневаться, на будущий они станут еще дороже, потом еще, и в конечном итоге турецкая сторона сумеет извлечь за наш счет 400–500%-ную прибыль. То же самое случилось с зеленью, и сегодня, в разгар сезона отправившись на рынок, нетрудно заметить, что цены на зелень нереально высоки. В чем причина? Все в том же – мы ее тоже ввозим из-за границы, а свою на месте производить перестали, и таким вот незатейливым образом турки и иранцы успешно богатеют на фоне нас, ленивых грузин.
Приведу другой пример: так же года 4 назад турецкая сторона была готова всего за 38 тетри завозить в Грузию, с доставкой до Батуми, 1 кг граната. В то время это была нереально низкая цена, и многие, кто уже посадил гранатовые деревья, выкорчевали их – одни стали выращивать вместо него фундук, другие – чернику. Турки и тут все очень грамотно просчитали, потому что сегодня цена 1 кг граната на рынке перевалила за 20 лари. Что касается оптовой цены, то она сегодня доходит до 13–14 лари. Вот и посчитайте, о какой прибыли идет речь!
Неоднократно говорили мы и о том, что сейчас основная атака пошла на дыни и арбузы. Мы уверенно движемся в направлении, при котором очень скоро проиграем и эту битву, и грузинская дыня и арбуз станут для нас мечтой. Уже в этом году, по сравнению с прошлым, мы посеяли и собрали заметно меньше арбузов и дынь, а местный рынок более чем насыщен турецкой и иранской продукцией. По этой не особенно хитроумной схеме в будущем году в Грузии их будет выращено еще меньше, ну а дальше пропорция между грузинскими и импортными дынями и арбузами получится такой же, как сейчас, но только обратной – 30% придется местные, а 70% на импортные…
Еще одна наболевшая тема. На прошлой неделе сотрудники Национального агентства продовольствия закрыли в Квемо-Картли четыре нелегальных молочных производства. Самое интересное, что наряду с другими продуктами на них была обнаружена и изъята иранская молочная пудра, из которой готовят молоко, а затем сыр. Потому, как мы уже не раз писали, выход из этого тупика существует только один – запретить ввоз в Грузию иранской молочной пудры, потому что это не натуральный продукт, а обычное химическое соединение. Судите сами – стоимость одного литра молока, полученного из этой пудры, составляет меньше 50 тетри, причем, несмотря на это, производители, все равно продают сыр (точнее, то, что получается из этого химического соединения) по катастрофическим ценам.
Понятно, что Национальное агентство продовольствия может легко, как говорится, умыть руки: скажет, мы, мол, работаем, но почему никто не штрафует и сетевые магазины, которые продают эту продукцию, тем более, что штраф был бы вполне логичным и заслуженным, так как состав, указанный на упаковке, не имеет ничего общего с реальным содержанием продукта. Мы заговорили об этом неслучайно, Дело в том, что Национальное агентство продовольствия подчиняется Министерству охраны окружающей среды и сельского хозяйства, а это министерство располагает всеми возможностями для того, чтобы объединить осуществление контроля в единую систему и избавиться, наконец, от этой опасной «болезни», проявляющей себя сразу в нескольких направлениях и сферах.
Руководство названного министерства, думаю, лучше других знает о проблеме и о том, что так дальше продолжаться не может и что-то обязательно необходимо изменить. Тем не менее, у нас налицо явная нехватка проявлений инициативы и свежих идей; такое впечатление, будто все прекрасно все понимают, но боятся сказать об этом вслух, признать, что мы находимся на грани катастрофы и скоро можем превратиться в нацию потребителей, которая ничего сама не производит и полностью находится в зависимости от других.
Единственное направление, где предпринятой иностранными компаниями попытке так и не удалось изменить ситуацию на рынке – он даже не дрогнул – это питьевая вода. Да, да, представьте себе, хотели заменить грузинскую питьевую, минеральную, газированную или негазированную воду сначала на турецкую (это не получилось сразу в зародыше), а потом наводнили местный рынок французской водой, но и это не принесло никакого результата. Не стану называть имя бизнесмена (пусть покоится с миром), который занимался лоббированием французской воды на полках грузинских супермаркетов и был готов в интересах собственного кармана, подорвать то, на чем мы стоим многие десятилетия. Тем не менее, нельзя умолчать и о том, что, несмотря на хорошее качество реализуемой на местном рынке грузинской воды, его легко можно улучшить, но никто об этом не думает: раскупается – и хорошо, незачем забивать себе голову!..
Вернемся к продуктам, импорт которых стал для нас привычным. Вы не представляете, до какого абсурда дошло это дело. Стоит Министерству сельского хозяйства начать вкладывать сотни миллионов лари в развитие какой-нибудь сферы, как все утекает, словно провалившись в «черную дыру». Какой-то заколдованный узел. Сколько сотен миллионов лари выделили, настолько же вырос объем ввозимой продукции?! В чем тут дело? А все предельно просто. Допустим, мы решили обустроить в Грузии тепличные хозяйства, и государство заплатило за это 5 миллионов лари. А в результате пришлось ввозить втрое больше зелени и помидоров, чем можно было бы вырастить в этих теплицах, хотя, по идее, все должно быть с точностью до наоборот. Не получается у нас это «наоборот», так как, когда теплица строится на государственные средства, отсутствует механизм контроля. И получается, что в первый год в ней выращивают продукцию, а на второй – в соцсетях уже появляется объявление о продаже бывших в употреблении материалов от этой теплицы. Люди ее продают, а на следующий год принимают участие в какой-нибудь новой программе. У них ведь только единственный интерес – побыстрее нажиться, и их не волнуют проблемы страны. Им главное – воспользоваться конкретным удобным моментом, чтобы «сделать» деньги, точно зная, что никто с них за это не спросит. Вот почему так важно научиться думать не только о себе, но и о государстве, о Грузии, о ее будущем. Многие покидают страну, так и не найдя здесь приложения своим силам. И происходит это, прежде всего, из-за безысходности и чьей-то безответственности, а затем эти люди начинают приносить пользу в других странах и служить им.
К сожалению, трудно рассчитывать на то, что в ближайшем будущем ситуация улучшится. Имеется в виду не только конкретное министерство, но и вся наша страна в целом, общая ситуация вокруг нас. Сельское хозяйство в этом смысле очень примечательно, потому что при грамотном подходе позволяет обеспечить результат уже в течение первых 1-2 лет, но для этого требуется мощная мотивация. Недостаточно просто ездить по деревням, разводить руками и покачивать головой – ой, ой, что это с нами стало?! Мало и того, чтобы просто по дешевой цене продать жителю высокогорного региона небольшой трактор. У владельца такого трактора должна быть еще и возможность получить землю (если у него ее нет), и присутствовать желание заняться ее обработкой. При наличии этих условиях люди действительно станут возвращаться в села, а большие города перестанут напоминать бесхозный улей.
Нельзя допускать, чтобы треть населения такой крохотной страны (как наша) жила в столице и зарабатывала на жизнь перепродажей сельскохозяйственной продукции, а не ее выращиванием
Бесо Барбакадзе