Временная следственная комиссия парламента Грузии под руководством Теи Цулукиани завершила работу. Комиссия, как известно, ставила перед собой цель – пролить свет на преступные действия высокопоставленных персон предыдущей власти, и обнародовать их преступления. Собранные в ходе расследования материалы парламентская комиссия должна передать сначала следственным органам, затем – прокуратуре, ну а последний вердикт вынесет Конституционный суд, который решит, следует ли запретить «Единое национальное движение» как политическую партию, а также не допускать впоследствии ее членов к занятиям политической деятельностью.
Любопытно, что свою работу комиссия завершила, так и не вызвав для допроса ключевые фигуры предыдущего режима: Михаила Саакашвили, Гигу Бокерия, Вано Мерабишвили, Георгия Барамидзе и многих других. Это послужило причиной для откровенного недовольства в грузинском обществе.
Так почему же вышеназванные лица не предстали перед парламентской следственной комиссией? – По этой и другим представляющим большой общественный интерес темам с нами сегодня беседует правозащитник Нана Какабадзе:
— В данном случае, чтобы ответить на вопрос, за основу можно принять несколько вариантов и предположений. Начнем с того, а что бы дало, кроме очередного повода для скандала, если б на комиссию были вызваны Бокерия, Мерабишвили, Саакашвили и другие преступники? Скорее всего, они бы не явились бы на заседание и не стали давать никаких показаний. Тем не менее, в соответствии с действующим законодательством вызвать их на допрос было, конечно, можно. Причем, в случае неявки немедленно встал бы вопрос об уголовной ответственности, как это случилось в отношении других лиц. Но комиссия делать этого не стала.
— Собственно, речь именно об этом: как вы считает, почему комиссия не стала этого делать?
— Скорее всего, ее члены решили избежать ажиотажа, тем более, что допрос наверняка оказался бы просто формальностью. Комиссией изначально было заявлено, что ее цель – запретить «Единое национальное движение», а чтобы этого добиться, проводить допрос вышеупомянутых лиц совсем не обязательно. Совершенно очевидно, что наиболее крупные и одиозные фигуры предыдущего режима все равно бы не дали показаний против самих себя.
— А кто мог устроить ажиотаж, о котором вы говорите? Неужели имеются в виду настолько влиятельные персоны, что перед ними бессильна даже Цулукиани?!
— Сами бы они и подняли: заявили бы, дескать, нас притесняет нелегитимная власть и т.п. Что касается комиссии, то ее предназначение – подготовить материалы расследования и передать дело в прокуратуру. Если затем встанет вопрос о запрете партии, то наказать этих людей не составит особого труда.
— Допустим, «Национальное движение» запретят, но ведь тот же Гига Бокерия уже не член этой партии – он теперь «федералист»…
— Когда в Германии был запрещен фашизм, под запретом оказалась не только сама национал-социалистическая партия, но и политическая деятельность тех, кто в ней состоял. Так что, когда «Национальное движение» будет запрещено, всем, кто состояли в этой партии, запретят заниматься политической деятельностью. Фигуры, о которых мы говорим, действительно представляли собой главарей преступного режима, и грузинский народ, думаю, заслужил, чтобы больше не видеть их в политике.
Осталось лишь дождаться завершения следствия и окончательного слова Конституционного суда – запретит ли он «Нацдвижение» на основании показаний, которые собрала парламентская комиссия?
— Основоположника, главного идеолога режима и лидера партии Михаила Саакашвили так и не перевели отбывать срок в тюрьму — он не наказан в той мере, в какой этого заслуживает. В чем причина таких послаблений?
— Отношение к Саакашвили действительно не совсем понятно. Исключительно по его вине Грузия потеряла 20 процентов своих территорий, он предатель Родины. Его вина очевидна, и это не столь отдаленное прошлое, мы живые свидетели всего этого. Ответственность за провокацию, в результате которой были потеряны территории, лежит на нем. Причем, свою провокационную деятельность он, замечу, начал сразу же после прихода к власти и, можно сказать, целенаправленно проводил с 2004 года курс на утрату территорий. Преступление Саакашвили нетрудно доказать, однако должным образом наказан он так и не был.
— Комиссия Цулукиани, по сути дела, не сказала нам ничего нового, все преступления были и так очевидны, все записывалось…
— Вопрос не в том, что ничего нового ни для кого не было, а в том, что комиссия должна была все обстоятельства, факты оформить юридически и передать в прокуратуру. Повторяю, главное слово в этом деле за прокуратурой и Конституционным судом. Хочется верить, что наши ожидания не будут обмануты.
Комиссия выполнила заказ грузинского народа, которому это изначально пообещала сама же власть. Режим требует осуждения, справедливость должна быть восстановлена. Крайне важно довести это дело до конца. Ждать осталось недолго. Скоро мы узнаем, было ли создание комиссии просто предвыборным пиаром или это реальные шаги, которых грузинский народ давно ждет от правящей команды. Для такого рода дел нет законодательно установленных сроков, и лишь от доброй воли властей зависит, насколько быстро будет запрещено «Единое национальное движение», и запрещено навсегда. Если мы увидим, что процесс затягивается, значит эта комиссия была фарсом и отдавать на выборах голос нынешней власти больше не стоит.
— Терпеть до 2028 года?..
— К сожалению, другого конституционного пути не существует. Я не сторонник насильственного свержения власти, какой бы она ни была. Человека, думающего о благе Грузии, не должна привлекать идея государственного переворота. Тот, кто думает, иначе, не является приверженцем грузинской идеи и не действует в ее интересах.
Не спорю, если власть не в состоянии выполнить заказ народа, она должна уйти, но уйти посредством выборов. При этом все информационные ресурсы, включая ваше издание, должны постоянно озвучивать голос народа. И власть обязана услышать этот голос.
Нам надо хорошо все просчитать, чтобы не дать «нацам» возможность снова вернуться к управлению страной. Да, многие сегодня всерьез недовольны действующей властью, но следует тщательно продумать, как сделать так, чтобы уход «Грузинской мечты» не обернулся возвращением деструктивных сил. Осторожность в этом деле жизненно необходима. Когда речь заходит о возвращении «нацев», надо понимать, что это могут оказаться и не барамидзе–бокерия–саакашвили, а их агентура, которая существует, действует, тщательно маскируясь, и очень опасна. Мы должны досконально знать, что представляет собой наша оппозиция и кто реально может прийти к власти в новой конфигурации. Ну свергли Шеварднадзе, а на его место пришел Саакашвили! Нельзя об этом забывать… Мы ничего не выиграем, если свергнем Иванишвили и, вместо него, приведем кого-то вдвое хуже Саакашвили. Такое недопустимо, и раньше это происходило, потому что решения мы каждый раз принимали в экстренном порядке, лихорадочно, никогда глубоко не вникали и не знали толком тех, за кого голосовали. В принципе, наш выбор от нас самих, можно сказать, и не зависел…
— Неоспоримый факт, что в «Грузинской мечте» назрела необходимость проведения коренных реформ, в стране очень много нерешенных проблем, которыми никто всерьез не занимается…
— Первое, что они обязаны сделать – допустить формирование в Грузии подлинной оппозиции, которая не будет находиться под их контролем. Стране крайне необходима оппозиция, которая будет ориентирована на проведение интересов грузинского государства.
Иностранная агентура существует в Грузии еще с советских времен, в последующий период эти агенты размножались, как бациллы. Давайте скажем прямо: когда в 2012 году Иванишвили пришел к власти, у него не оставалось выбора – страна была полна всевозможной агентуры, а независимых политиков тут не существовало. Агентура – серьезная сила, и справиться с ней не так-то просто. Наша власть до сих пор с нею борется, и тринадцать лет – не такой уж большой срок для того, чтобы добиться ее запрета и уничтожения. Главное, власть, как мне кажется, старается действовать, и давайте дадим ей еще немного времени.
По идее, мы вплотную приблизились к финишу, с Божьей помощью подошли к нему, и есть надежда, что Господь выведет нас на верный путь… Всевышний допустил прихода Саакашвили, а это означает, что мы заслужили такое наказание своими грехами. Но Он не дал нас уничтожить: Господь указал нам на наши прегрешения, но не позволил Саакашвили довести нас до полной деградации…
Саакашвили пытался создать другой тип грузина, и ему это отчасти удалось. Отчасти, потому что подавить и подчинить основную часть грузинского общества он, по счастью, не сумел… Да, нам пришлось пройти через настоящий ад, но Господь нас защитил, указав, где истина, а где ложь, и спас.
А дальше пора спасать себя самим…
Беседовала Эка Наскидашвили