Домой Новости Грузия Налоги разоряют грузинских фермеров и отбивают у них всякое желание работать

Налоги разоряют грузинских фермеров и отбивают у них всякое желание работать

3500 гектаров земли по-прежнему остаются бесхозными и еще долго будут пребывать в таком состоянии, потому что государство, которому они принадлежат, пытается сдать их в аренду и не желает никому отчуждать

Нас в торжественной обстановке известили о том, что с продовольствием в стране царит полный порядок, и цены на сельскохозяйственные продукты находятся под контролем. Как и повсюду в мире, все у нас идет своим чередом: в какой-то сезон продукты дорожают, в какой-то – дешевеют. Министерство сельского хозяйства даже  представило конкретные цифры: в августе больше всего подорожали огурцы, киви, чеснок, свекла, мандарины и баклажаны, а арбузы, зелень и капуста, напротив, подешевели. Иногда возникает ощущение, будто в Минсельхозе у нас работают исключительно дилетанты, умеющие только ловко манипулировать различными цифрами, и совершенно не понимающие, что за этими цифрами стоит, плохо представляющие, скажем, как выглядит в натуре арбуз – какой он, вообще, круглый или квадратный? Постараюсь дальше объяснить, что я имею в виду.

Когда нам заявляют, что сезонные продукты подешевели, у компетентного человека невольно возникает вопрос, а с чего это вдруг арбузы, зелень и капуста в августе стали сезонными? Ранние арбузы обычно появляются в июне, пик их приходится на конец июля, а к концу августа с прилавков продают лишь остатки – ягоды сравнительно низкого качества, которые поздно созрели и не успели приобрести такую же сладость и аромат, как в сезон. Потому они и стоят дешевле, однако все равно в августе это не делает их сезонными. Что касается капусты, то если ее не продать побыстрее, о к концу сентября она сгодится разве что на корм скоту, так как специально оборудованные хранилища у нас отсутствуют. Даже зимой производители упрашивают купить капусту по 10–20 тетри за килограмм, а что касается зелени… Тем, кто имел дело с землей, хорошо известно, что август никогда не считался пиковым месяцем для сбора зелени, и таким образом ее нынешнее подешевление меньше всего связано с сезонностью.

Особая августовская тема – сезонность мандаринов. Нас информируют, что мандарины подорожали, потому что начался их сезон, а новый урожай всегда стоит дороже. На самом деле все обстоит не совсем так – просто сейчас в продажу поступили мандарины, поставляемые Турцией, а они обходятся дорого. Как только позже осенью на рынке появятся местные мандарины, цены тут же упадут. То, что сельскохозяйственные продукты в Грузии, особенно те из них, которые не производят на месте или выращивают в малых объемах, ценятся слишком дорого, проиллюстрирую на элементарном примере. Авокадо (очень полезный продукт) в разных странах стоит примерно 1 евро за килограмм. В Монако, где цена квадратного метра земли самая высокая на планете, авокадо продается по 2 евро. В Грузии килограмм авокадо продают по цене, начиная от 23 лари и до 30 лари. У нас авокадо любители покупают поштучно, и вряд ли вы услышите просьбу взвесить килограмм этого продукта – цену придется уплатить просто космическую сумму. В Министерстве сельского хозяйства прекрасно обо всем это информированы, но хранят молчание.

Не прошло и недели после того, как один из представителей аграрного ведомства высказал совершенно «гениальную» мысль: главное, завил он, увеличить в стране доходы на душу населения, потому что доля сельского хозяйства в поступлениях в государственный бюджет станет очень маленькой, так как платежеспособность граждан возрастет, и они смогут покупать импортные продукты – для бюджета это выгоднее. В качестве примера указанный сотрудник привел Германию, где доля поступлений в бюджет от сельского хозяйства, якобы, составляет 1%. Признаюсь, давно не приходилось выслушивать ничего глупее этого, и вот по какой причине. Начать можно с того, что в Германии (как почти во всем мире) налоги для занятых в сельском хозяйстве практически сведены к нулю. Во-вторых, бюджет Германии в прошлом году составил 802 миллиарда евро, и 1% от этой суммы — это 8 миллиардов евро, что в пересчете на лари составляет почти 24 миллиарда – это при общем годовом бюджете Грузии 27 миллиардов лари. То есть, фермеры в Германии платят в бюджет столько, сколько суммарно составляет весь бюджет нашей страны. Сравнивать Грузию с Германией просто некорректно, но это ещё не всё.

Знаете ли вы, что местные отделения мелиорации в муниципалитетах имеют план, согласно которому за сезон должно быть орошено определенное конкретное количество гектаров земли? На прошлой неделе один из руководителей такого отделения пожаловался: у меня по плану осталось оросить еще больше 100 гектаров, но не знаю, кто за них отвечает, где искать хозяев, так что, возможно, мне не избежать выговора или увольнения. Задумываются ли сотрудники Министерстве сельского хозяйства, спускающие эти планы, что люди на местах отказываются обрабатывать принадлежащие государству земли, потому что после уплаты налогов им не остается никакой прибыли? В министерстве не устают хвастать, что осуществили в стране замер площадей и провели системную регистрацию земли, зафиксировав более миллиона участков. Но в ведомстве почему-то умалчивают о том, что более 80% этих участков приходится на унаследованные приусадебные земли, а не на крупные угодья, которые по-прежнему остаются в собственности у государства, и оно отказывается их продавать. Именно государство не пожелало реализовать конкретному человеку 100 гектаров из заброшенных 3500, предложив ему взять эту землю в аренду. А что означает такая практика? После уплаты всех налогов аренда одного гектара государственной земли ежегодно будет обходиться фермеру в 1000 лари, то есть, 100 гектаров сядет ему в 100 тысяч. Получается ты еще только приступаешь к делу, а на тебя уже вешают ежегодный долг в размере 100 тысяч лари. В результате инвестиции в сельское хозяйство Грузии в размере 8 миллионов долларов провалились, а 3500 гектаров заброшенных земель по-прежнему остаются бесхозными и еще долго будут пребывать в таком состоянии, потому что государство, которому они принадлежат,  пытается сдать их в аренду и не желает никому отчуждать. С какой стати представители государственных структур считают себя умнее и предприимчивее бизнесменов или фермеров, я не знаю.

Наступила осень, так что, если мы хотим собрать весной ранний урожай пшеницы, по идее, самое время подумать о том, как ее посеять, однако никто не собирается ни сеять, ни выращивать что-либо, потому что труд на земле потерял всякий смысл. Если у фермера нет в распоряжении собственного участка, любого из них налоги разорят, отбив всякое желание заниматься земледелием. Сегодня весь мир с тревогой говорит о плохом урожае пшеницы и кукурузы, не сомневаясь, что два этих продукта обязательно поднимутся в цене. Тем не менее, мы и бровью не повели. При этом в России был собран отличный урожай, и получилось, что впервые кукуруза в Грузии и отруби имеют одинаковую цену. Да, один килограмм кукурузы и один килограмм отрубей оцениваются в 65 тетри, и «вина» за это лежит на кукурузе, завезенной из России. Грузинские фермеры говорят, что в будущем году откажутся от кукурузы на больших площадях, потому что ее выращивание утратило смысл. Таким образом не исключено, что, начиная с будущего года мы, и тут станем полностью зависеть от кукурузы, закупленной в России. Но подумал ли кто, а что будет, если Россия просто повысит на нее цену? В кулуарах нам доверительно объяснили, что северный сосед этого делать не станет, но даже если сделает, Грузии повышенные цены не коснутся. С их точки зрения выходит, что страна, которую мы объявили и считаем своим врагом, всячески постарается не создавать нам неудобств и не поднимет нам цены на свою продукцию?! Но откуда исходит такая уверенность? Разве враги так себя ведут? Тем временем проблему нам несложно решить самим, для это достаточно, чтобы государство согласилось продать заброшенные участки фермерам, которые, все еще выращивают кукурузу, обрабатывая по 100–200 гектаров земли. В этом случае их бизнес мог бы получить необходимый стимул, поскольку в этом деле масштабы играют очень важную роль. Но наше правительство придерживаются иной, не поддающейся объяснению точки зрения.

Вон, казалось бы, и выборы уже у самого порога, при этом власть не скрывает гордости за миллиарды, потраченные на развитие сельского хозяйства. Однако где же, спрашивается, результат, который эти миллиарды сулили в ответ? Почему никто не говорит, что те же наши соседи Россия и Турция могли бы служить отличными примерами для подражания в этом деле, демонстрируя, как замечательно оправдывают себя разумные инвестиции в сельское хозяйство? А решение-то по сути кроется в сведении практически к нулю выплат на сельхозпродукцию. Повышая налоги на импортные товары и снижая их для местных производителей, наши соседи обеспечили просто невероятный эффект. Это не миф и не какая-то отдаленная перспектива — у нас перед глазами живые примеры двух стран, опыт которых достаточно просто перенять и взять на вооружение. Но давайте откровенно признаем: для того чтобы эффективно использовать чужой опыт, тоже нужны знания и талант.

Несколько слов о ртвели. Так или иначе урожай винограда мы собрали. Хорошо, что в конечном счете всем виноградарям удалось продать собранный виноград, но плохо, потому что в итоге мы не знаем, кто купил продукцию, так как последние две недели заводы отказывались ее принимать. Места для хранения не осталось, запасы оказались переполнены настолько, что виноград некуда было девать. И неожиданно кто-то с помощью государства весь этот виноград выкупаетю Любопытно, кто же эти люди, если крупные заводы категорически отказывались что-либо принять? Полагаю, мы тут имеем дело с еще одной крупной аферой, и кто-то заработал на виноградарях огромные деньги. Разве нормально, когда литр настоящего вина «Саперави» стоит 30–35 лари, а виноград «Саперави» закупается по цене всего лишь 1,50 лари за килограмм? Полагаю, никто так и не даст нам ответа на этот вопрос, но разве все не предельно ясно и без это?

Цифры никогда не лгут, господа!

Леван Габашвили

                                                                                            

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь