В Грузии стоит необычная для этого времени года погода. Вроде бы, уже зима постучала в дверь, а на улице тепло, как весной. Повсюду зеленеет трава и… У грузин, наконец, появился реальный повод заговорить о глобальном потеплении. Снег выпал только в высокогорных селах, да и то не везде. Хотя в прошлом году в это же время в некоторых регионах все было заметено сугробами.
Больше всего капризы природы навредили тем сельским жителям и фермерам, кто рассчитывал на получение высокой прибыли от выращивания и продажи зелени. Кинза и петрушка не стоят на рынке даже пятой доли цены в аналогичный период прошлого года. Очень дешево продаются листья салата, дорого просят только за базилик и тархун. (Кстати, вы знали, что тархун в Грузию, в основном, завозят из Израиля, который известен в мире как один из крупных потребителей химических примесей?) Не в цене и хурма – традиционно зимний фрукт, который становится вкусным и особенно ценным после того, как по нему ударит мороз. Хурма сейчас остается на деревьях, ее почти не собирают – на рынке принимают по 1 лари за килограмм, при этом как раз 1 лари надо заплатить сборщику, который согласится вам ее срывать. Короче, местным фермерам погода сильно спутала планы, причем, поговаривают, что дальше зима окажется длинной, холодной и морозной, и сено будет продаваться, как золото. Трудно сказать, насколько это окажется правдой – пока, во всяком случае, сено удается как следует экономить, потому что благодаря травостою сохраняется возможность выгонять скот на естественные пастбища, и, таким образом, коровы и овцы корм себе, в основном, добывают сами.
Как я уже сказал, погода спутала и нарушила расчеты местным фермерам, но не тем, кто делал ставку поздние фрукты. Экспорт грузинской сливы, например, в стоимостном выражении вырос за январь-октябрь нынешнего года на 15%. Более конкретно: за аналогичный период прошлого года из Грузии на экспорт было вывезено слив на 5,513 млн долларов (всего 6958 тонн), а в нынешнем году отправлено лишь 3913 тонн, однако благодаря росту цен на этот фрукт грузинские фермеры сумели выручить 6,376 млн долларов. Если в прошлом году 1 килограмм слив продавался по 79 центов, то в текущем – по 1,63 доллара. Но это не самое примечательное. В прошлом году наша слива экспортировалась только в Россию, а в нынешнем нам торжественно объявили, что интерес к грузинской сливе проявили еще две страны, и радостно добавили: наконец-то мы больше не будем зависеть только от российского рынка. Безусловно, надо всячески приветствовать, если у тебя успешно складываются торговые с отношения с несколькими странами, появляется выбор и ты избавляешься от зависимости только от одного покупателя, однако…
Однако, как мы уже неоднократно подчеркивали, не следует пускать пыль в глаза людям. Пора, наконец, избавиться от показухи и перестать обманывать общество. Почему я повернул вопрос таким образом? Дело в том, что две страны, появление на рынках которых так нас обрадовало, это Объединенные Арабские Эмираты и Армения. В Эмиратах слив при этом было продано на… 15,5 тысячи долларов, а в Армении – на 13,4 тысячи долларов. То есть на остальные 6,347 млн. долларов (!), сливы закупила опять-таки Российская Федерация. Где же во всем этом хоть какая-то логика и последовательность? Более 99% продукции, как обычно, ушло у нас на российский рынок, а мы делаем акцент на каких-то неполных 40 тоннах, объявляем на весь мир, что у нас в числе покупателей появились еще две страны, и отныне Грузия больше не зависит в этом отношении от России(?!).
Наверняка подобные заявления кому-то ласкают слух, но объясните мне, пожалуйста, каким образом можно избежать зависимости от рынка, на который продаешь больше 99% продукции?! И еще ответьте, до каких пор мы будем, озираясь по сторонам, шепотом и только кулуарно признаваться в том, что если б не российский рынок, из Грузии почти ничего не удалось бы продать? Не надо морочить нашим гражданам голову, утверждая на голубом глазу, будто европейские страны или Соединенные Штаты Америки едва ли не упрашивают грузинских фермеров продавать им свою продукцию, а те по непонятным причинам предпочитают западным покупателям Россию. Нет, господа, никому, кроме России, ничего из нашей продукции на самом деле не нужно, а если временами в той или иной сфере и появляются одна-две страны, то исключительно, чтобы присмотреться и что-то для себя взвесить. А мы тем временем оказываемся вынуждены снова с надеждой смотреть… в сторону России.
В конце концов, даже президент такой могучей страны, как Соединенные Штаты Америки, Дональд Трамп согласился: без разговора с Россией ничего путного ни у кого не выйдет и мировая политика без ее участия не делается. Он признал это после того, как Америка и Европа, введя драконовские экономические санкции против россиян, одновременно оснастили Украину новейшими вооружениями. Сами украинцы мужественно воевали до поры до времени, пока верили (сейчас уже не верят), что они победят и в будущем с их страной все будет хорошо… Однако теперь, поняв и убедившись на собстьвенном опыте, что их всего лишь держат за пушечное мясо, они стали убегать и прятаться от представителей военкоматов, потому что больше не желают отдавать жизни за реализацию коварных планов Евросоюза или вероломных задумок американцев.
Да, мир был вынужден признать, что без России не обойтись и с ней надо разговаривать, а мы до сих пор не смеем заикнуться об этом вслух, хотя нам есть, о чем сказать, и гораздо больше, чем другим. С Европой мы разругались (да, разругались), до президента США пока не достучались – у него руки до Грузии пока не доходят, американские сенаторы и конгрессмены, финансируемые оппозицией, нападают на нас, а России мы не говорим ни слова. На кого же надеемся — на китайцев и арабов? Должен же быть кто-то, с кем мы начнем всерьез выстраивать долгосрочные отношения? Приятно, конечно, слышать, как нас иногда поддерживает премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Что бы там ни было, он лидер государства, являющегося членом Евросоюза. Однако Орбан не скрывает и всем своим поведением показывает, что для него главное – его собственная страна. Он грубым тоном говорил с руководителями ЕС, не кланялся Трампу и открыто демонстрировал, что отстаивает конкретные интересы Венгрии. Орбана не волнует, если кто-то в Евросоюзе не согласен с его мнением, он смело разговаривает и с американцами, и с россиянами, встретился с Трампом, а на другой день – с Путиным. Никого это не возмутило и не удивило; поэтому мы считаем, что и грузинские лидеры не должны ни у кого идти на поводу и обязаны отстаивать интересы собственной страны.
Разве Европа не подтвердила всем своим поведением, что закон о прозрачности иностранного влиянии Грузии крайне необходим? Разве для себя и у себя они не ужесточают аналогичный закон? И параллельно с этим требуют от нас его отмены, потому что никто, видите ли, не должен вмешиваться в их внутренние дела, а в дела нашей страны они считают себя вправе бесцеремонно вторгаться. То есть нам уже не приходится доказывать, что Европа не собирается учитывать интересы Грузии и как-то с ними считаться. Она сама развязала нам руки, и поэтому мы теперь можем смело начинать диалог с Россией, восстановить российское посольство, возобновить дипломатические отношения…
Хочу подчеркнуть еще один важный момент – делать все это мы вправе без оглядки на Украину. Мало ли что, что эта страна воюет с Россией?! Во-первых, войну эту начали не мы, а во-вторых, Украина, судя по заявлениям ее нынешних лидеров, обижается только на то, что Саакашвили сидит в тюрьме и что мы не открыли отсюда второй фронт против россиян. Но Саакашвили отбывает срок на совершенно законных основаниях, по приговору суда, а в результате открытия второго фронта – и это ни у кого из здравомыслящих граждан не вызывает сомнений – Грузия была бы немедленно стерта с лица земли. Более того, никто бы о нас даже не вспомнил! Еще бы, мы ведь не такая крупная страна, как Украина (самое большое европейское государство), и численность нашего населения с украинским просто не сопоставима. Мы бы тут же превратились в нечто, вроде обезлюженного полигона для Европы и Америки, и они бы легко и охотно разместили на нашей территории войска НАТО – организации, двери которой для нас всегда были наглухо закрыты.
Кстати, теперь европейские лидеры, наконец-то, можно сказать, официально, громко и открыто дали понять, что Грузии в альянсе делать нечего. Во всяком случае, в свой вариант мирного договора, предложенный России (да, России), европейцы включили пункт, который не предусматривает в ближайшем будущем расширения НАТО и в котором в качестве одного из условий записано, что ни одна страна, граничащая с Россией, никогда в НАТО не вступит. Удивитесь, но оппозиция об этом в упор умалчивает; националы до сих пор не признали, что навязанный Грузии при их правлении статус «лучше, чем МАП» был блефом, и по-прежнему кричат «НАТО, НАТО!», считая этот агрессивный военный блок главным гарантом мира. Руководство и ответственные представители НАТО однозначно пообещали, что готовы никогда не принимать в свой состав ни Грузию, ни Украину. При этом мы потеряли немало грузинских военнослужащих в западных ничего для нас не значащих и ничего нам не давших «миротворческих миссиях» – в Афганистане, Ираке и Центральной Африке. Кто ответит за их жизни?
Именно поэтому мы утверждаем, что осталось в прошлом время, когда можно было кокетничать и вести закулисные игры на международном уровне. Настала пора нам без чьего-либо вмешательства, один на один поговорить с Россией и напрямую поставить ее в известность о том, чего мы хотим, чего ждем, чем пожертвуем и с чем никогда не смиримся. Это будет правильным, справедливым и полностью оправданным решением. А главное, это станет первым внушительным и обнадеживающим шагом на пути решения одной из наиболее острых наших общенациональных проблем – на пути восстановления территориальной целостности Грузии.
Леван Габашвили
















