Сразу после Нового года зима непременно даст о себе знать морозами. Согласно прогнозам метеорологов, 2 и 3 января на дорогах по этой причине возникнут серьезные проблемы. Соответственно, чтобы успеть что-то сделать к весне в сельском хозяйстве, необходимо было позаботиться обо всем заранее, в частности, яровую пшеницу следовало посеять осенью. Тем не менее, по официальным данным в этом году в стране было обработано меньше половины имеющихся сельхозугодий. А это значит, что и в наступающем году фуражную пшеницу и зерно, необходимое для производства муки и выпечки хлеба и хлебобулочных изделий нам придется выпрашивать на стороне.
Не думайте, что в сельскохозяйственной отрасли произошло что-то непривычное и новое. Наоборот. Точно так же обстояло дело и в прошлом году, и в позапрошлом, и в предшествующий период. Плохо то, что с течением времени площадь обработанных земель в стране не только не увеличивается, но и все больше сокращается. В аграрном секторе переключились на самое простое – сушат траву на сено, которое – это не вызывает сомнений – наверняка будет продано. Спрос на сено высокий, потому что многие занялись разведением домашних животных, и хотя в целом по Грузии поголовье крупного рогатого скота сокращается, население переходит именно на это дело. То есть крестьяне избавляются от дойных коров, покупают бычков, выращивают их и затем продают на мясо. За 3–4 месяца прибыль с одной головы составляет 300–400 лари (это как минимум), и если у тебя 15–20 голов, набегает немалая сумма. Проблема в том, что для получения высокой прибыли скот накачивают премиксами, а сено ему скармливают в минимальном количестве (или не дают вовсе).
«Другого выхода просто не существует. Спрос на продукты питания вырос во всем мире, и уже не имеет значения, кто и что именно ест; проблема теперь в том, чтобы было что есть вообще, и такая тенденция наблюдается повсеместно», – объяснил нам один ветеринарный врач, подтвердивший, что мясо скота, выращенного на премиксах, приобретает специфический запах и вкус, но люди к ним привыкли и перестали обращать внимание на эту особенность.
А мы заговорили по этому вопросу, потому что в нашей стране в качестве главной проблемы сельского хозяйства считается, видите ли, сокращение площадей под ореховые сады. То есть, специалисты, намечающие перспективы отрасли, в первую очередь, озабочены тем, что в Грузии выращивают меньше орехов, чем позволяет ее потенциал. Трудно поверить, но основной акцент делается именно на грецком орехе, а не, скажем, на пшенице, зелени, овощах. Именно таким образом у нас расставлены приоритеты в аграрной сфере.
Чтобы стало понятней, раскроем в общих чертах суть проблемы. Сегодня основным поставщиком грецкого ореха в нашу страну является Китай. Следует подчеркнуть, что у «китайского» грецкого ореха тонкая скорлупа и изначально полное ядро, однако спустя определенное время, это ядро высыхает и попросту теряется. Поэтому такие орехи нужно использовать сразу же после покупки. У грузинского же ореха выше жирность, и он может храниться почти год. Правда, скорлупа у него толстая, очистке поддается с трудом, и, соответственно, для бизнеса такой продукт невыгоден – на ядро у него приходится меньше веса, чем на скорлупу. Получается, для выращивания грецких орехов в коммерческих целях в Грузии необходимо перейти на культивирование того же сорта, что у китайцев, ну а другой вариант – продолжить импортировать их из-за рубежа. Пока мы освоим новый сорт, научимся правильно за ним ухаживать и, главное, приспособим его к местным климатическим условиям, пройдет, можете мне поверить, далеко не один и не два года.
Между тем, всем прекрасно известно, что в Грузии отлично растут зелень, лук, чеснок, картофель, пшеница, ячмень… По части орехов мы суетимся только потому, что на все остальное махнули рукой. Иначе невозможно объяснить все эти смещенные в непонятную сторону акценты и понять, почему мы позволяем навязывать себе то, что нам не нужно и чем мы часто совершенно не владеем. Грузия, например, и чеснок ввозит из Китая – так почему бы не подумать о выращивании чеснока и не сделать акцент именно на этом?! Тем более что грузинский чеснок гораздо лучше китайского (как и иранского и турецкого), он хорошо приспособлен к местной почве, а подходящих земель в Квемо и Шида Картли вполне хватит для того, чтобы обеспечить выращенным на них чесноком всю Грузию. Однако нет, для кого-то из тех, кто принимает решения, главная проблема – это орех!..
К сведению: учли и использовали ли наши специалисты сельского хозяйство то обстоятельство, что декабрь выдался достаточно теплым, и провели ли опрыскивание? Если нет, то, спрашивается, почему? Ведь весной, когда опрыскивать станут все подряд, попутно уничтожат массу пчел, помешают цветению плодовых деревьев. Кто-то скажет в оправдание, что в холодное время года вредитель затаился. Но разве при такой погоде, как была у нас в первый месяц зимы, их не уничтожают в других странах? Неужели мы не в состоянии перенять этот опыт, неужели не можем лишний раз себя утрудить?! Упрямо ждем весны, и никого при этом не волнует, что несколько десятков пчеловодов останутся ни с чем и что под предлогом борьбы с мраморным клопом мы погубим распустившиеся цветы нескольких тысяч саженцев плодовых деревьев!
Невольно вспоминается, хотя некоторым это может показаться неудачным сравнением, как Саакашвили собирался озолотить Грузию за счет разведения лягушек в болотах вокруг Поти и убеждал нас, что грузинская лягушка самая вкусная в мире. Не исключено, так оно и есть, но что-то не приходит на ум ни одной страны, экономика которой строилась бы… на разведении лягушек. Вслед за лягушками предполагалось, что нас спасет черника, но и из этого ничего не получилось, и вообще не существует такой отрасли сельского хозяйства, которая могла бы «спасти» в одиночку экономику целого государства. Для этого необходимо, как минимум, гораздо больше земли, чем мы располагаем. Но даже при существующих условиях вполне реально производить в Грузии столько продукции, сколько требуется для того, чтобы стать самодостаточной страной с надежной системой продовольственной безопасности – то есть выращивать столько, сколько требуется для потребления всем населением, и даже вывозить излишки за границу. Причем, нелепо называть подобный подход «спасением», потому что в данном случае под ним подразумевается достижение успеха за счет эффективного труда и знаний, обеспечение достойного вклада в развитие экономики страны и создание значительно более благоприятного финансового положения.
То, что численность населения в мире растет (рождаемость особенно ощутимо выросла после пандемии) и вместе с этим ростом увеличивается спрос на продукты питания, ни для кого не новость. Именно по этой причине в мире были разработаны ускоренные технологии, и теперь курицу научились выращивать за один месяц, а свинью – за три. Недавно продавщица на рынке уверяла, что у нее на ферме все натуральное, показывала соответствующие сертификаты, и продукцию, естественно, продавала дороже, потому что она ей обошлась дорого. Люди подходили, смотрели, вздыхали: были бы деньги, что может быть лучше натуральных продуктов! — а потом рядом покупали сыр за 13 лари, вместо 22, хотя точно знали, что приобретают смесь сухого молока и пальмового масла.
К Новому году грузинский рынок буквально заполонила турецкая клубника по цене 20 лари за килограмм. Судя по размеру и вкусовым качествам, претендовать на натуральность она вряд ли может, но люди ее покупают. Хоть и в небольшом количестве, но покупают…
Похоже, что с начала нового года на грузинском рынке, как и сейчас, в конце 2025-го, будет преобладать привозная продукция. Чтобы переломить эту тенденцию необходимо энергично поработать, потому что целый ряд импортируемых продуктов мы можем полностью заместить местными. Грузия в состоянии сама производить до 45–50% необходимого объема той же пшеницы, которую сейчас мы импортируем практически на все 100 процентов. Между прочим, грузинские фермеры, которые занимаются выращиванием кукурузы, после того, как цена на нее выросла, оперативно приступили к сбору урожая, и теперь те, у кого были засеяны большие площади, извлекут неплохую прибыль. К сожалению, мы не производим кукурузы столько, чтобы самим регулировать на нее цены, и целиком зависим от стоимости импортной продукции. Впрочем, кое-что в плане ценообразования при желании под силу сделать и нам самим. Кто-то скажет, что это не имеет смысла, однако уверен, что имеет, господа! Главное – желание, главное – начать с малого, иначе завтра и послезавтра акцент будет опять почему-то делаться на орех, и из этого не получится ничего путного. Грузия кукурузы потребляет, как минимум, в двести раз больше, чем ореха, так что может быть имеет смысл глубоко задуматься и выбрать правильное направление.
Леван Габашвили
P.S. По нашим приблизительным расчетам, для того, чтобы накрыть полноценный новогодний стол с поросенком, индейкой, гозинаки и сладостями, каждой грузинской семье из 4 человек требуется примерно 1000 лари. С современной точки зрения может показаться, что 1000 лари не такие уж большие деньги, но, с другой стороны, эта сумма равна почти трем месячным пенсиям, а для большинства тех, кто работает – она адекватна размеру месячной зарплаты, и далеко не у каждого поднимется рука истратить ее за один день. Впрочем, врожденное чувство гордости и достоинства, устоявшаяся традиция наверняка многих все-таки заставит поистратиться, «выстрелить» деньгами. А потом… Потом – ничего, одна лишь надежда, что удастся что-то исправить…
Л.Г.

















