Михаил Жгенти: Единственное государство, которое может выполнять функцию гаранта мира и стабильности для стран Южного Кавказа, это Россия

    «Если нынешний лидер Армении, слетав в Европу и США, затем отправляется с визитом в Москву, то что мешает и нам поступать таким же образом, проводить аналогичную политику и дать понять Западу, что ни луна, ни солнце не восходят для нас с него?..»

    Несколько дней назад одно из азербайджанских изданий опубликовало материал под заголовком «Грузия испытывает терпение Азербайджана». В нем в адрес нашей страны высказаны следующие обвинения:

    Грузия по непонятным причинам целенаправленно задерживает на таможне азербайджанские грузовые автомобили; Грузия умышленно затрудняет оформление документации; таможня и полиция грубо и враждебно настроены по отношению к азербайджанским водителям; граница управляется хаотично и самовольно, и это наводит на подозрение, что задержки происходят искусственно; создается ощущение, что грузинские официальные лица испытывают раздражение в связи с Зангезурским транспортным коридором, и это проявляется в ироническом обращении к водителям («Ходите через Зангезур!»); грузинская бюрократия находится под армянским влиянием, что враждебно отражается на Азербайджане; на поведение Грузии сказывается давление России, которая недовольна западным форматом Зангезурского коридора и т.д.

    Азербайджанская сторона не стала избегать и открытых угроз, заявив, что, если ее требования не будут удовлетворены, она может прибегнуть к использованию против Грузии проживающих в нашей стране азербайджанских этнических меньшинств.

    Почему Азербайджан решил нам противостоять? – На эту и другие актуальные темы с нами сегодня беседует председатель партии «Солидарность во имя мира» Михаил Жгенти:

    — Чтобы понять, какие претензии Азербайджан имеет к нам, необходимо проанализировать сложные геополитические процессы, которые происходят в мире, напрямую затрагивая и Южный Кавказ.

    Сначала предложу совершить небольшой исторический экскурс и напомню о процессах столетней, а также 33-летней давности. Тогда, как и сейчас, все три страны Южного Кавказа непосредственно оказались в сфере интересов Запада. Главным было то, что они представляли плацдарм Запада для противостояния с Россией, которое зародилось не вчера.

    Начиная с правления царя Ивана IV, Россия вставала непреодолимым препятствием на пути англосаксов к господству над миром. Ни в одну из эпох наш северный сосед не был приемлем для Запада. А что касается малых стран, то их судьба, к сожалению, зависит от усиления или ослабления того или иного большого геополитического игрока. Могущественные государства всегда рассматривали Кавказ как точку, откуда можно создавать проблемы России. Не стали исключением и нынешние времена. Думаю, процессы, которые происходят сегодня в нашем регионе, следует рассматривать именно в таком контексте. Война 1918-1920 годов между Демократической Республикой Азербайджан и Демократической Республикой Армения создавала угрозу всему региону. Сейчас, как и тогда, мы видим на Южном Кавказе прежних игроков: Россию, Великобританию, Турцию и Иран. Для погруженной в пучину гражданской войны молодой Советской России это противостояние представляло такую же серьезную угрозу, как и навязанные Западом в начале 1990-х годов конфликты в Нагорном Карабахе, Абхазии, Самачабло.

    Не углубляясь в исторические детали, скажу, что Красная армия вошла в одну за другой в страны Закавказья: в апреле 1920 года – в Азербайджан, в ноябре – в Армению и в феврале 1921 года – в Грузию. В результате этого 13 декабря 1922 года было объявлено о создании Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики, которая в свою очередь 30 декабря 1922 года основала вместе с Россией, Украиной и Белоруссией новое, первое в мировой истории государство рабочих и крестьян – Союз Советских Социалистических Республик.

    Если не проанализировать эти события хотя бы в общих чертах, будет очень трудно рассуждать о сегодняшнем дне и пытаться ответить на вопрос: почему стабильность на Кавказе так важна для России и почему она категорически не смириться с угрозой, идущей с территории трех этих стран? Не менее интересно, как получилось, что Азербайджан и Армения, имевшие в последний период намного более тесные, чем Грузия, отношения с Россией – я бы даже назвал их стратегическим сотрудничеством – оказались вдруг в противостоянии к ней? В качестве подтверждения и иллюстрации этих связей приведу всего лишь один пример: в 2003-2025 годах президент Азербайджана Ильхам Алиев 59 раз совершал визиты в Россию, а Владимир Путин шесть раз побывал в Азербайджане. Вам это ни о чем не говорит?

    — Что же вызвало у Азербайджана такое раздражение в адрес Грузии?

    — Полагаю, азербайджанская сторона раздражена тарифной политикой, которую Грузия решила проводить, исходя из собственных интересов. Не секрет, что после запуска Зангезурского коридора наш транзитный потенциал ослабнет, и это отрицательно скажется на экономике страны. Не исключаю и некоторого чувства ревности у азербайджанцев, опасающихся, что стабильные отношения между Грузией и Россией могут вернуть нашей стране роль влиятельного игрока в регионе, на которую сейчас претендует наш друг Азербайджан.

    Находясь с визитом в Ашхабаде, премьер-министр Ираклий Кобахидзе еще раз подтвердил необходимость поддержания добрососедских отношений и проявления взаимного уважения с Азербайджаном. В отличие от ближайших соседей, Грузия на протяжении последних 30 лет была наиболее конфликтующей с Россией страной, и потому политика, проводимая грузинским руководством по отношению к Москве на протяжении последних 3 лет, кому-то явно пришлась не по душе. Тем не менее, я очень надеюсь, что наши соседи проявят мудрость и дальновидность, чтобы не стать слепым оружием в чьих-то недобросовестных руках.

    Вас, вероятно, интересует и то, какие я вижу пути для преодоления и урегулирования возникшего «недопонимания». Это произойдет только в результате переговоров между Россией и Соединенными Штатами и с учетом их интересов в регионе. Еще раз повторю, Россия не должна чувствовать угрозу ни от одного соседа; только это станет гарантией мира и стабильности на Южном Кавказе. Россия никому не позволит превратить какой-либо регион у своих границ, в место, которое будет угрожать ее безопасности. Если Украина, одураченная Западом и брошенная им у всех на виду, не станет уроком для стран нашего региона, тогда пусть они берут на себя ответственность за процессы, которые могут здесь развиться, и потом не оправдываются, мол, «мы не думали», «мы не просчитали» и т.д.

    — К азербайджанцам у нас много вопросов, и они требуют большей ясности. Прежде всего, я имею в виду проблему Давид Гареджи, однако грузинские власти не издают по этому поводу ни звука. Трудно понять, чем это обусловлено, особенно теперь, когда азербайджанское издание опубликовало статью с откровенными угрозами в наш адрес?

    — Это чрезвычайно сложный и очень чувствительный вопрос. Мне жаль, что события получили такое развитие, очень жаль!

    Мы имеем дело с тяжелейшим наследием, доставшимся нам от эпохи правления «Единого национального движения». Подобные вопросы и проблемы еще в течение многих лет будут предметом нашего беспокойства и обсуждения; при этом я бы очень не хотел, чтобы кто-то сумел воспользоваться ими в злонамеренных целях.

    Рост экономического и политического влияния Азербайджана отразился и на Грузии. Природный газ, который поставляет нам «SOCAR», занимает важное место в экономике страны. Из Баку уже звучат заявления о том, что тариф на газ может быть пересмотрен, и делается это в контексте изменений в нашей тарифной политике. Необходимо учитывать и стратегический союз, существующий между Турцией и Азербайджаном, а также беспрецедентное давление Запада на Грузию. Не хочу увязывать непосредственно, но с каждым днем мы оказываемся под все бо́льшим давлением. Вместе с Европой не дремлет и Великобритания – у нее здесь уже больше двух веков имеются свои интересы. Не кажется ли вам странным, что Би-Би-Би о событиях прошлогодней давности вдруг вспомнила спустя целый год? А европейский суд по правам человека признал грузинскую власть виновной в чрезмерном применении силы против протестующих в так называемую ночь Гаврилова.

    Британцы заметили, как ослаб оппозиционный потенциал в Грузии, и вот вам… Заговорили чуть ли не об использовании химического оружия! Спросите, чего они добиваются? – Досрочных выборов. И тут-то в полный рост встает вопрос о сотнях тысяч живущих в Грузии азербайджанцах – кому они в случае, если досрочные выборы будут все-таки назначены, отдадут свои голоса? Не будем себя обманывать, встав в позу страуса – можете не сомневаться, граждане Грузии азербайджанской национальности, имеющее право голоса, при принятии решения, как правило, учитывают мнение официального Баку.

    Существует еще целый ряд других вопросов, но данная тема в целом настолько деликатная и щекотливая, что каждое слово, прежде чем его произнести, надо выверить и по сто раз взвесить, чтобы не дать ни малейшего повода для провокации. Справедливости ради надо подчеркнуть, что подавляющее большинство проживающих в нашей стране азербайджанцев считает Грузию своей родиной, и, что для них (как, собственно, и для нас) жизненно важны и необходимы дружественные отношения между нашими странами.

    — Ожидаются ли рецидивы открытой конфронтация на Южном Кавказе?

    — Угроза дестабилизации на Южном Кавказе очень велика. Причем, можете не сомневаться, враждебно настроенные по отношению к России страны не пожалеют усилий, чтобы обострить ситуацию. Поражение западных сил в Украине равносильно их геополитическому ослаблению, и в такие моменты они становятся особенно агрессивны, а для нас это тем более опасно, что они не скрывают своих намерений переключиться на наш регион, нанеся наиболее сильный удар по Грузии. Им нужен реванш, чтобы хоть как-то перекрыть тему поражения в Украине и создать новую горячую точку у российских границ.

    Несмотря на то, что США будто и не проявляют активности и карт-бланш в нашем регионе имеют Европа и Великобритания, администрация Дональда Трампа ни за что не упустит шанса провести здесь и свой интерес. С 1992 года Армения с согласия США имела право на тесное сотрудничество с Россией. Как говорят, Тер-Петросян, тогдашний президент Армении, в течение 4-х часов выпрашивал у Билла Клинтона разрешение на сотрудничество с россиянами, и этого удалось добиться только благодаря невиданному лоббированию со стороны армянской диаспоры. Официальный Баку тоже никогда не испытывал дефицит в части стратегического сотрудничества с Россией. А вот мы, вместе с Украиной, оказались в авангарде антироссийской истерики и русофобии, получив в результате войну августа 2008 года.

    Раздражение Запада по отношению к Грузии обусловлено нашими нынешними прагматичными, хоть и недостаточно уверенными отношениями с Россией. Если нынешний лидер Армении, слетав в Европу и США, затем отправляется с визитом в Москву, то что мешает и нам поступать так же, проводить аналогичную политику и дать понять Западу, что ни луна, ни солнце не восходят для нас оттуда?..

    В период правления коммунистов почти все центры регионального управления располагались в Тбилиси. Достаточно вспомнить головной офис Закавказской железной дороги и штаб-квартиру Закавказского военного округа. Эту последнюю, мягко говоря, неуважительно выдворили из грузинской столицы. И знаете, куда она переехала? – В Ереван. А как их встретили там, это уже другой вопрос… Мне часто доводилось ездить по линии СНГ в Россию, а также в другие страны, входящие в этот Союз независимых государств. Мои тамошние коллеги всегда удивленно спрашивали: как вы допустили, что у вас с Россией сложились такие напряженные отношения?

    Ещё раз повторю: гарантом сохранения мира на Южном Кавказе может быть только Россия, а не какая-либо другое объединение государств или международная организация, существованию которых через несколько лет придет конец. Думаю, всем понятно, что я имею в виду Европейский союз и «тетушку НАТО». И положат им его Соединенные Штаты Америки, которые больше не хочет, а скоро и не смогут справляться с ролью мирового жандарма.

    — А как ко всему этому относится сама Россия, какова ее позиция?

    — Россия обладает необыкновенным умением долго терпеть. Это качество вообще присуще большим государствам, в числе которых она стоит первой. Однако всему существует предел, и терпению России он тоже есть, тем более, когда каждый день приближает окончание украинской трагедии на условиях, которые устраивают Москву. Меня очень насторожили последние заявления российского министра иностранных дел Сергея Лаврова в отношении нашей страны: «Грузия идет антироссийским путем», «Грузинская власть встала на путь Саакашвили». Чем это чревато?

    В последние годы нам не раз приходилось слышать от российских официальных лиц, если не похвалу, то хотя бы косвенное одобрение политического курса, избранного Грузией. Это были заявления Госдумы, Министерства иностранных дел и других государственных структур, а также политиков и экспертов. Не раз в российских и грузинских СМИ, особенно в вашем издании, я выражал благодарность правительству за этот курс, добавляя при этом, что мы ощутимо запаздываем, и предупреждая, что любое действие, если за ним не последует продолжение, неизбежно теряет силу и утрачивает должный эффект.

    Что нам советовала Москва? – Сядьте и напрямую договоритесь с Сухуми и Цхинвали, заключите договора о ненападении. Каков был наш ответ? — Нет, сначала вы верните нам наши территории, и тогда мы с ними поговорим. Время работает не на Грузию, и, поверьте, каждый потерянный месяц ведет ко все более жестким заявлениям со стороны Москвы. Глава внешнеполитического ведомства России – это не какой-нибудь рядовой политик. Его заявления отражают позицию высшего российского руководства, позицию Кремля, и не думаю, что в нынешней ситуации у нас в запасе достаточно сил, чтобы не прислушиваться к его словам, особенно когда на нас ополчился и открыто наступает весь либеральный Запад. А если мы до сих пор не поняли суть сигналов, которые поступают к нам от Москвы, я отказываюсь предсказывать, что за процессы получат здесь у нас развитие.

    Напомню народу Грузии, что львиная доля заслуг в том, что выборы 2024 года прошли мирно и Запад так и не решился пойти до конца, свергнув действующую власть, принадлежит России. А неблагодарность, как со стороны населения, так и со стороны грузинского руководства, доведет нас до самых печальных последствий. Я никого не собираюсь пугать, но Боже упаси, если наши соседи договорятся с Россией без участия Грузии! Страшно даже подумать о том, что тогда произойдет.

    Настало время, чтобы высшие представители грузинской власти отправились в Москву и вступили там в прямой диалог с соответствующими российскими структурами. Другого пути у нас нет!

    Глубоко убежден, что, если Грузия пойдет на экономическое, политическое и военно-стратегическое сотрудничество с Российской Федерацией, США будут против только и исключительно вербально.

    Единственное государство, которое может справиться с функцией гаранта мира и стабильности для стран Южного Кавказа, это Россия.

    Беседовала Эка Наскидашвили

                                                                                       

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Пожалуйста, введите ваш комментарий!
    пожалуйста, введите ваше имя здесь